Предмет и метод правового регулирования

Павлова:

Рассмотрение права в аспекте его действия дает главное качество права – способность оказывать реальное воздействие на: - деятельность и поведение людей, а через это

- осуществлять прогрессивные изменения в обществе, утверждать цивилизованные взаимоотношения людей. Действие права не осуществляется самопроизвольно.

Нужен специальный инструмент, который проводил бы в действие его механизм. Таким инструментом в механизме действия права выступает правовое регулирование.

Правовое регулирование – это аспект действия права, который характеризует специальное юридическое воздействие права на поведение и деятельность его адресатов, но непосредственно с ними еще не связан.

Правовое регулирование охватывает:

1)специфическую деятельность государства (его нормотворческих органов), связанную с выбором типа, методов, способов регламентации, определением соотношения нормативных и индивидуальных средств регулирования, т.е. формированием юридического инструментария.

2)деятельность непосредственных участников общественных отношений, направленную на поиск и привлечение средств юридического регулирования, для согласования своего поведения с правом.

Выделение данного вида правовой регуляции исключает на практике утверждение монополии государства на «производство права».

Область саморегуляции – это область, в которой действия людей имеют правовой характер, но не связаны со специальной юридической регламентацией и не нуждаются в ней. Это вытекает из общедозволительного принципа организации правовой жизни.

Сфера правового регулирования.

Сфера и пределы правового регулирования указывают на ту область социального пространства, в котором право способно оказывать прогрессивно преобразующее воздействие на общественную жизнь, направлять человеческую деятельность и способствовать ее развитию.

Сфера правового регулирования – совокупность неупорядоченных отношений и фактов, урегулирование кот. Объективно невозможно без использования правовых средств.

Это область потенциальных правовых отношений.

Сфера правового регулирования и сфера действия закона могут не совпадать.

В противном случае на практике это привело бы неизбежно к ограничению правовой свободы граждан, их инициативы, области конструктивных действий.

Если сводить право только к нормам закона, то тогда сфера его действия ограничивается исключительно законодательными предписаниями.

В непосредственной связи с пониманием сферы правового регулирования и его пределов находится понятие предмета правового регулирования. Он отвечает на вопрос: что регулируется правом?

- это те разновидности общественных отношений, действий индивидов, которые:

а) объективно могут быть урегулированы правом;

б) в данных условиях требуют юридического воздействия.

Они имеют нормативный характер, т.е. типичны для данных условий, повторяемы, поддаются государственно-правовому контролю, могут быть переведены на язык права, т.е. быть формализованы.

Можно говорить об объективной подверженности правового регулирования отношений

- в сферах производства, распределения и потребления материальных благ (имущественная сфера);

- в сфере отправления государственной власти, государственного управления;

- в области взаимоотношений личности и государства;

- социальной защиты отдельного индивида и сообщества людей в целом от произвола и насилия.

Общественные отношения есть самый общий объект воздействия права.

Непосредственно предметом правового регулирования выступают многообразные действия, деятельность участников этих отношений.

Содержание предмета правового регулирования определяет структуру права (отрасли).

Характер регулирования правом отношений предопределяет специфику юридического воздействия или, другими словами –метод.

Метод – это совокупность юридических способов правового регулирования:

Принято различать следующие способы:

- позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности к активному действию;

- дозволение – представление лицам права на свои собственные активные действия;

- запрещение – возложение на лиц обязанности воздержаться от совершения действий, запрещенных законом.

Содержание основных способов образует специфический метод правового регулирования:

1)директивный (императивный) или 2)автономный (диспозитивный).

Императивный, или властно-побудительный – строго обязательный, не допускающий отступлений от требований юридического установления. (административного, уголовного, конституционного и иных отраслях). Юридическим фактом для возникновения правоотношений в данном случае является государственно-властное предписание. Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения. Он допускает возможность сторонам урегулировать собственные действия по своему усмотрению.

Правовое регулирование - это осуществляемое при помощи особой системы правовых средств упорядочивающее воздействие права на общественные отношения. Признаки правового регулирования состоят в том, что оно, во-первых, специфично для права, т.е. свойственно только праву, а, во-вторых, осуществляется при помощи специальной системы правовых средств, именуемой механизмом правового регулирования.

Предмет правового регулирования – взаимоотношение людей и гос-ва, людей между собой, социальные и технические нормы.

Правовые методы регулирования: - централизованное или императивное регулирование (иначе - авторитарный прием, субординации, подчинения) - это жесткое одностороннее регулирование "сверху донизу" на властно-императивных началах. Отношения субъектов в данном случае характеризуются прямым подчинением одного другому. Этот прием используется в сфере публичного права. - децентрализованное или диспозитивное регулирование (иначе - автономный метод, координации, равноправия) - это регулирование, при котором субъекты общественных отношений выступают как равноправные стороны; само регулирование осуществляется законодателем сверху лишь по основным направлениям, а непосредственное регулирование реализовывается самими участниками общественных отношений, их индивидуальными согласованными действиями. Этот прием используется в основном в сфере частного права.

Сочетание этих приемов предопределяет использование различных способов правового регулирования - основных, выраженных в нормах права, путей определения прав и обязанностей. Существуют следующие способы правового регулирования:

- запрет - возложение обязанности воздержаться от определенных действий;

- обязывание - возложение обязанности совершить активные положительные действия в пользу государства или третьих лиц;

- дозволение - предоставление права на совершение активных положительных действий в своих интересах.

- факультативным способом правового регулирования является рекомендование как совет законодателя по поводу оптимальных форм поведения в определенной ситуации.

Использование этих способов дает тип правового регулирования - определенный порядок регулирования, выражающий общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от соотношения дозволений и запретов в праве.

Существуют два типа правового регулирования:

1. Общедозволительный - выражается формулой "разрешено все, что прямо не запрещено законом". В основе такого регулирования лежит общее дозволение, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных запретов. 2. Разрешительный - выражается формулой "запрещено все, что прямо не разрешено законом". В основе такого регулирования лежит общий запрет, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных дозволений.

Тип правового регулирования - это наиболее широкая категория, он может характеризовать как всю правовую систему, общество в целом (например, общедозволительное регулирование в праве является, как Вы помните, неотъемлемой чертой демократических политических режимов), так и отдельную сферу общественных отношений.

Процесс правового регулирования осуществляется также определенными методами правового регулирования, под которыми понимается совокупность способов воздействия на поведение участников общественных отношений. В зависимости о преобладания того или иного способа регулирования выделяют: - императивный метод; - диспозитивный метод; - охранительный метод.

Метод правового регулирования является одним из важных критериев разграничения права на отрасли.

67. Правоотношение: понятие, признаки

Во-первых, правоотношения понимаются как любое общественное отношение, урегулированное нормой права. такое широкое понимание правоотношения ведет к произволу государственной власти. к злоупотреблению правом.Во-вторых, правоотношение понимается как общественное отношение особого рода (у него своя специфическая природа). В этом смысле правоотношение определяется как юридическая связь между субъектами данного правоотношения. С другой стороны, сама правовая норма зафиксированная в законе, как абстрактно сформулированное правило поведения, является правоотношением в статическом его состоянии. Это модель для будущих конкретных правоотношений.

Признаками правоотношений являются следующие:1.Правоотношение – это такое общественное отношение, которое предусмотрено нормой права. Норма предусматривает: а) условия возникновения, изменения и прекращение правоотношения – это юридические факты (гипотеза); б) права и обязанности сторон, запреты и ограничения (диспозиция); в) юридические последствия (санкция).2.Правоотношение содержит интеллектуальный и волевой элемент.

Содержание интеллектуального элемента означает осознанность поведения участника правоотношения.

Волевой элемент сводится к способности правовой нормы регулировать социальное поведение, а также субъекта - добровольно вступать в правоотношения.

Основным содержанием правоотношения являются права и обязанности сторон, их взаимосвязь. Не может быть правоотношением, отношение в котором у одной стороны только права, у другой -–только обязанности.

Правоотношение – это юридическая связь между субъектами и здесь воплощается принцип: «Нет прав без обязанностей и обязанностей без прав».Таким образом, понятие правоотношение можно сформулировать следующим образом:- это юридическая связь между его субъектами, основным содержанием которой является субъективные права и юридические обязанности, и которая возникает на основе норм права в случае наступления фактов, предусмотренных нормой права. Правоотношению, как общественному отношению, свойственны следующие признаки:- социальность – означающая, что правоотношение – это отношение между людьми,- социальная типичность – означающая, что указанное взаимодействие между людьми неиндивидуализировано, люди (индивиды) рассматриваются в контексте правоотношений как носители социальных ролей.Структура правоотношения в рамках всех типов правопонимания носит триединый характер и состоит из следующих элементов: субъект правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения.

Правоотношение- это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями, гарантированными государством.

Основные признаки правоотношения: Правоотношение представляет собой вид социальной связи (юридическая связь) субъектов социального общения;

Правоотношение возникает на основе норм права, то есть правоотношение - это не всякое фактическое отношение, а только то которое урегулировано нормами права; Субъекты правоотношения обладают взаимосвязанными (взаимными) юридическими правами и обязанностями; Правоотношение является двусторонней юридической связью, то есть осуществляется через взаимные юридические права и обязанности; Правоотношение существует постольку, поскольку участники являются носителями соответствующих прав и обязанностей; Правоотношение является волевой юридической связью, то есть является результатом волеизъявления обеих сторон правоотношения, либо одной из его сторон; Правоотношение - индивидуализированная юридическая связь, поскольку индивидуальны его субъекты, объект.

Правоотношение гарантируется государством: в случаях предусмотренных законом или договором, исполнение неисполненных или ненадлежащее исполненных обязанностей, защита, восстановление нарушенных прав субъектов правоотношения обеспечиваются мерами государственного принуждения.

Виды правоотношений различают:

По отраслевому признаку - конституционные, гражданские, административные и т.д.;

По уровню правового регулирования - материальные (гражданские, уголовные), процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные);

По характеру юридической обязанности - активные (совершаются определенные действия в пользу управомоченного), пассивные (не совершаются определенные действия в пользу управомоченного);

По количественному составу участников - простые (возникают между двумя субъектами), сложные (возникают между тремя и более субъектами);

По продолжительности действия - кратковременные, долговременные (длящиеся);

По степени определенности сторон - относительные (поименно определены все управомоченные и обязанные субъекты правоотношения), абсолютные (конкретно определен управомоченный субъект, абсолютно все иные лица - лица правообязанные, то есть обязанные воздерживаться от нарушения интересов управомоченного субъекта).

По характеру распределения прав и обязанностей - односторонние (одна сторона правоотношения имеет только права, другая - только обязанности), двусторонние (обе стороны имеют как права, так и обязанности).

68. Содержание правоотношения: субъективные права и юридические обязанности.

Содержание правоотношения: субъективные права и юридические обязанности.

Зинковский:Содержание правоотношений отвечает на вопрос, в чем состоит связь между субъектами правоотношений? Таким образом, содержание правоотношений сводится к субъективным правам и юридическим обязанностям субъекта правоотношений.Под субъективным правом понимается мера возможного поведения управомоченного субъекта.

Павлова:Основным содержанием правоотношения являются права и обязанности сторон, их взаимосвязь. Не может быть правоотношением, отношение в котором у одной стороны только права, у другой -–только обязанности.

Содержание правоотношения состоит в правах, обязанностях его участников и реальных действиях по их использованию и осуществлению.

Субъективное юридическое право – это признанная или предоставленная законом возможность того или иного поведения, защищенная законом.

В относительном правоотношении – это право требовать от обязанной стороны совершения тех или иных действий (передачи вещи, уплаты денег).

В абсолютных – возможность собственного поведения, свободы осуществить свое право (свобода слова, собраний).

Субъективная юридическая обязанность – это должное поведение, соответствующее субъективному праву.

Это относится не только к относительным, но и к абсолютным правоотношениям, где субъективному праву корреспондирует пассивные обязанности не нарушать права.

Содержание правоотношения составляют субъективные юридические права и обязанности.

Субъективное право – это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Субъективное право обладает рядом признаков:

· субъективное право есть мера возможного поведения. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъектному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск, определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка) и его размер (продолжительность). Субъективное право предполагает, что его носитель всегда имеет право выбора: действовать определенным образом или воздержаться от действий.

· осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. Эти обязанности могут быть как пассивными (воздержание от нарушения субъективного права), так и активными (создание условий для реализации субъективного права).

· субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для осуществления субъективного права теряется.

Юридическая обязанность- это мера должного поведения, обеспеченная государством. В одних случаях обязанное лицо должно воздерживаться от совершения определенных действий, например, не совершать поступков, нарушающих право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться объектами собственности (пассивная обязанность); в других случаях, наоборот, совершать определенные активные действия в целях удовлетворения интересов управомоченного лица, например, уплатить наймодателю обусловленную договором сумму за пользование имуществом (активная обязанность) и третий вид обязанности – обязанность претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение (юридическая ответственность).

Вышеперечисленные обязанности есть нечто иное, как формы юридической ответственности.

Поскольку в общественных отношениях наряду с юридической существуют другие обязанности (моральная, религиозная, административная),необходимо выделить признаки юридической обязанности:

· первый признак юридической обязанности заключен в самом определении – это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть. Соблюдение такой меры обязательно, поскольку обязанность обеспечена возможностью государственного принуждения.

· обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица.

· у обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения.

· обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны – отдельного лица ил общества (государства в целом);

Субъективное право и юридическая ответственность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

Наши рекомендации