Обычай и договор (сравнение)
Договор | Обычай |
Создается в рамках формальных переговоров | Создается в рамках межгосударственной практики |
Писаный акт | В устной форме |
Содержит конкретные правила поведения | Содержит руководящие (общие) правила |
Является источником любой отрасли МП | Не применим к отношениям, требующим детальной регламентации |
может быть инструментом опережающего регулирования | Не может |
Акты международных организаций как источник МП
1. некоторые международные организации принимают акты нормативного характера
2. акты международных организаций в области технического регулирования (акты ИКАО, акты ВОЗ, ММО
3. некоторые акты содержат индивидуальные предписания, порождающие юридические обязательства (Резолюция Совета безопасности ООН)
4. международные организации вправе заключать международный договор
5. участвуют в формировании международного обычая
ТЕМА 4. Соотношение международного права и внутригосударственного права
1. Доктринальные подходы к взаимодействию МП и ВП; - Я
2. Характер взаимодействия МП и ВП; МП и ВП как самостоятельные системы права; - Стас
3. Роль МП во внутригосударственном правопорядке: формы влияния МП на ВП; теории трансформации и прямого международно-правового регулирования внутригосударственного правоотношения; - Ирина
4. ч.4 ст.15 Конституции как основа действия МП в российском правопорядке; - Юля К.
5. юридические условия применения норм МП в российской правовой системе; соотношение юридической силы норм МП и российского права в российской правовой системе; - Ксюша
6. роль ВП в международном правопорядке - Сережа
Общедоктринальные проблемы соотношения МП и ВП
Теоретические направления:
1. дуалистическое – основывается на том, что МП и ВП – различные системы права, и они не взаимодействуют друг с другом.
2. монистические направления:
2.1. теория примата ВП – МП и ВП – одна правовая система; нормы ВП преобладают над нормами МП (немецкая школа МП – отрицали существование МП, говорили, что есть внешнегосударственное право);
2.2. теория примата МП – создал Кельзен – нормы МП преобладают над нормами национального права
Особенности взаимодействия МП и ВП
1. объективная возможность согласованности МП и ВП
2. постоянное взаимодействие, опосредуемое волей государства
3. влияние ВП на МП первично
4. в процессе реализации преимущественное значение имеют нормы МП як
5. МП и ВП – это равнозначные формы осуществления гос. суверенитета
6. взаимодействие МП и ВП является юридически необходимым
Влияние МП на ВП
Формы влияния:
1. нормы МП путем их трансформации способствуют образованию норм ВП;
2. нормы МП служат для определения содержания некоторых норм ВП (национального права);
3. МП – это ориентир для внутригосударственного законодателя
4. МП – регулирует осуществление внутригосударственной юрисдикции
5. МП устанавливает права и обязанности субъектов внутригосударственных правоотношений
Теории действия МП во внутригосударственной сфере:
1 теория. Теория трансформации: нормы МП не могут прямо регулировать внутригосударственные правоотношения; действия во внутригосударственной сфере только опосредованы – через нормы национального права.
2 теория. Теория прямого действия норм МП во внутригосударственной сфере: нормы МП прямо регулируют внутригосударственные отношения (Игнатенко Г.В., Блищенко).
МП и российское право
ч.4 ст.15 Конституции.
1. Составной частью российской правовой системы признаются лишь общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ;
Правовая система и система права.
Система права – это система юридических норм = праву в объективном смысле, поэтому российское право – это система норм.
Правовая система – это 1. система права, 2. правоприменение, 3. правосознание, 4. правоотношение
МП не может быть частью Российского права!!! Оно является частью российской правовой системы!!!
10.10.03 №5 – Постановление
2. Если международным договором установлено иные правила, чем ФЗ, то применяются правила международного договора.
Типы международных договоров:
1. межгосударственный
2. межправительственный
3. межведомственный
4. согласие на обязательность которых выражается в форме ФЗ
5. не в форме ФЗ