Утверждение Уголовного уложения состоялось 3 марта 1902 г. Проект уложения получил много положительных откликов от ученых и практиков в нашей стране и за рубежом
В связи с этим Таганцеву была передана высочайшая признательность и назначено время для аудиенции у царя. Встреча состоялась в Царскосельском Александровском дворце. «Государь принял меня очень милостиво, - вспоминал Таганцев, - сказал несколько слов о больших трудах по составлению Уложения и прибавил, что "вероятно Вы будете очень довольны, когда очень скоро новый закон начнет действовать". Я со своей стороны ответил: "Конечно, Ваше Величество, теперь необходимо еще провести закон о введении в действие и ввести в действие", на что государь сказал: "Но это дело нескольких недель"».
Однако, когда было обсуждение в Государственном совете закона о введении Уголовного уложения в действие, против оказалось 10, а за - 62 члена Совета и среди высказавшихся против не оказалось ни одного юриста. Царю доложили мнение и большинства и меньшинства. Правая часть членов Совета и придворное окружение царя рассматривали новое уложение как происки либералов и подрыв власти монарха. Под влиянием царицы и придворных Николай II утвердил мнение меньшинства20.
Таганцеву не суждено было увидеть плоды своих трудов в виде
Quot; Уголовное уложение, разработанное при деятельном участии Таганцева, позже было введено на территории буржуазных государств Латвии, Литвы, Польши и Эстонии.
XXX
Действующего уголовного кодекса России. Через десять лет после утверждения уложения в еженедельнике "Право" в статье "Несколько слов по поводу одного прискорбного юбилея" Таганцев сетовал на судьбу и призывал "молодых юристов" довести дело обновления архаичного русского уголовного законодательства до конца21.
Нельзя не упомянуть и последний научный труд Таганцева, относящийся к проблеме смертной казни. Летом 1908 г. в связи с предстоящим юбилеем Л.Н. Толстого и появлением воззвания об учреждении в России "Лиги борцов против смертной казни", Н.С. Таганцев присоединил к этому свой голос. Он подготовил к этому времени сборник "Смертная казнь", который, по не зависящим от автора обстоятельствам, вышел только в 1913 г.22 В этот сборник вошла часть изданных в 1902 г. лекций автора, относящихся к карательной деятельности государства. Он писал: "С самого начала моего долговременного преподавания уголовного права и в Петербургском университете, и в Училище правоведения, и в Александровском лицее, я неустанно доказывал моим многочисленным слушателям всю юридическую и нравственную несостоятельность этого вида кары, всю желательность устранения ее из нашей лестницы наказаний".
В книге подробно изложено прохождение законопроекта 1906 г. об отмене смертной казни. Этот проект был единогласно одобрен Государственной Думой, но отвергнут Государственным советом и остался без последствий. Приведена речь Н.С. Таганцева, произнесенная 21 июня 1906 г. в Государственном совете в защиту законопроекта об отмене смертной казни. В ней он доказывал, что "нецелесообразное, вредное и несправедливое не может сделаться справедливым и даже полезным, каковы бы ни были социальные условия данного времени". В это время Таганцев был уже пожилым человеком, но сохранял ясный ум и активный гуманизм. Со страстностью молодого человека он писал: "Я и теперь< как и прежде, считаю не бесцельным, а нравственно обязанным бороться путем печати и устного слова не только с эксцессами применения смертной казни, но и с самим ее существованием как карательной меры в наших общих уголовных законах".
Обзор научной деятельности профессора Н.С. Таганцева характеризует его не только как крупнейшего русского ученого-правоведа, но и как бескомпромиссного слугу закона. Каковы бы ни были его личные убеждения, теоретические позиции, симпатии или антипатии, но положения закона он ставил превыше всего. Можно спорить, насколько эта позиция была оправданна на тех или иных исторических этапах развития России, но сама по себе эта позиция ученого-юриста не может не вызывать уважения,
III
Quot;Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая", изданные в 1902 г., можно рассматривать как завершающий труд многолетней педагогической и научной деятельности автора. Они представляют собой второе, пересмотренное и дополненное издание лекций того же названия, вышедших в