Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг.
Развитие культуры и науки в первые послевоенные годы. Духовная жизнь в период "оттепели". Отступление от "оттепели"
4. СССР в годы "коллективного руководства" 1964-1985 гг.
4.1. Политика и экономика: от реформ - к "застою". Система "коллективного руководства". Экономические реформы 1960-х гг. и их итоги. Проблемы "застоя" в экономике
4.2. Духовная жизнь в СССР середины 1960-х - середины 1980-х гг. Партийный аппарат и общество. Идеология инакомыслия.
Углубление кризисных явлений в СССР
Наука, литература и искусство.
Перестройка и распад советского общества
Экономические реформы
Развитие гласности и демократии в СССР
Политический раскол советского общества
5.4. Кризис и распад советского общества.
Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР. Развитие кризиса Союза ССР. Попытка переворота в СССР. Распад СССР.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Сравните социально-экономическое и внутриполитическое положение СССР до Великой Отечественной войны и после нее.
2. Проанализируйте источники и методы восстановления хозяйства страны после Великой Отечественной войны.
3. Охарактеризуйте основные тенденции развития СССР в первые десятилетия после завершения Великой Отечественной войны.
4. Что такое "оттепель" как явление жизни СССР после Великой Отечественной войны? Закономерно или случайно ее появление в этот период? Отметьте противоречия "оттепели". Как они сказывались на развитии советского общества?
5. Охарактеризуйте необходимость и сущность экономических реформ 1960-х гг., их результаты. Какие элементы этих реформ уже использовались в экономической политике Коммунистической партии СССР?
6. Каковы были причины "застоя" в экономике страны? Носили ли они объективный характер?
7. Какие кризисные явления в обществе проявились в 1960-1980-е гг.?
8. Какие меры принимались руководством КПСС и Советского государства для решения возникавших проблем? Почему не удалось преодолеть развитие негативных процессов в обществе?
9. Охарактеризуйте политику перестройки во всех сферах общественной жизни.
10. Сравните социально-экономическое и внутриполитическое положение СССР до и после перестройки.
12. Являлась ли политика перестройки закономерным этапом развития советского общества?
13. Насколько перестройка и гласность связаны между собой? Возможна ли была перестройка без гласности, а гласность - без политики перестройки?
6. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы
6.1.Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Болгария, Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания после второй мировой войны
6.2.Общие принципы социалистического строительства
6.3.Кризис системы тоталитарного социализма. ( Восстания в Польше в 1953 г. и забастовки в других странах, восстание в ГДР в 1953 г., венгерское восстание 1956 г. и «пражская весна» 1968 г.)
Демократические революции 1989—1991 гг.
6.5.Особенности политических и экономических преобразований в странах Восточной и Юго-Восточной Европы.
6.6.Последствия «шоковой терапии».
Социальное расслоение.
6.8.Национальные проблемы (распад Чехословакия в 1993 г., революционные процессы в Югославии в 1990-е гг.)
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каковы особенности социально-экономического и политического развития в странах Восточной Европы в первые послевоенные годы? Сравните с обстановкой в странах Западной Европы.
2. Почему перестройка в СССР стала толчком к революциям в странах Восточной Европы?
3. Каковы особенности демократических революций в странах Восточной Европы?
Тема 4. Российская Федерация: в поисках путей развития