Тема 1. Этика как наука о морали
1. Покажите эволюцию понятия «этика», начиная с Аристотеля и до наших дней.
2. Приведите примеры норм служебной этики и этики управления.
3. Какие нормы ригоризма и утилитаризма применимы для этики государственной и муниципальной службы?
Тема 2. Специфика формирования этики государственной и муниципальной службы
1. Опишите или предложите способы формирования профессиональной справедливости у государственных и муниципальных служащих.
2. Приведите примеры реализации и нарушения одного из принципов этики государственных и муниципальных служащих.
3. Сформулируйте свое отношение к этическому требованию к государственному и муниципальному служащему «воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей».
Тема 3. Коррупция как проблема этики государственной и муниципальной службы
1. Приведите примеры форм коррупции в Древней Руси.
2.Опишите виды коррупционных нарушений и борьбы с ними, представленные в Соборном Уложении, составленном при царе Алексее Михайловиче в 1649 г.
3. Приведите примеры информационных, исследовательских, контрольно-надзорных антикоррупционных организаций.
Тема 4. Этический кодекс как инструмент регулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
1. Перечислите основные причины конфликта интересов на государственной службе и трудностей преодоления его.
2. Приведите примеры предписывающих, рекомендательных и запретительных норм Этического кодекса; норм права и этических норм в Типовом Кодексе этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих.
3. Опишите структуру Ценностного этического кодекса государственного служащего, принятого в Канаде в 1985 г.
Тема 5. Культурные аспекты государственной и муниципальной службы
1. Охарактеризуйте основные противоречия организационной культуры органов государственной и муниципальной службы.
2. Приведите примеры типичных нарушений культуры речи, встречающихся в настоящее время в сфере государственной и муниципальной службы.
3. Перечислите формы деловой переписки, снижающие её эффективность. Обоснуйте свой ответ.
Тема 6. Правила поведения и деловой этикет на государственной и муниципальной службе
1. Перечислите принципы современного делового этикета. Проанализируйте (на примере одного или двух принципов), к каким негативным последствиям приводит их нарушение.
2. Перечислите умения, необходимые для достижения главной цели переговоров - нахождения баланса интереса сторон.
3. Обоснуйте актуальность требований к внешнему виду государственных и муниципальных служащих.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Этика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность.
Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности.
По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее.
Выработанные этикой понятия —милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.
Первыми постулатами нравственности и морали стали высказывания пяти мудрецов древности:
1. уважай старших (Хилон);
2. избегай неправды (Клеобул);
3. богам слава, а родителям почет (Солон); соблюдай меру (Фалес);
4. усмиряй гнев (Хилон);
5. распущенность – это изъян (Фалес).
«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».