Занятие 3. Возникновение независимых славянских государств
После Первой мировой войны
Цель занятия– проследить основные этапы создания независимых славянских государств после Первой мировой войны.
Вопросы и задания
1. Распад Австро-Венгрии и провозглашение независимого Чехословацкого государства.
2. Формирование Чехословацкой государственности. Территория и национальный состав Чехословакии.
3. Польский вопрос в годы Первой мировой войны.
4. Образование Польской республики. Борьба Польши за спорные территории в 1919-1921 гг.
5. Объединение югославянских народов в Королевстве сербов, хорватов и словенцев.
6. Формирование политической системы СХС. Межнациональные отношения в период становления СХС.
Теоретическая часть
В первом вопросе рассматривается процесс кризиса и распада Австро-Венгерской монархии, исследуется социально-экономическая и общественно-политическая жизнь в чешских и словацких землях в годы первой мировой войны, создание и деятельность Чехословацкого национального совета и его взаимоотношения со странами Антанты. Особое место следует уделить рассмотрению революционных событий 28 октября 1918 г.
Анализируя второй вопрос, необходимо рассмотреть процесс становления чехословацкой государственности, охарактеризовать проблему установления границ нового государства, изучить национальный состав его населения. Важно показать внутриполитическую и внешнеполитическую обстановку в 1918-1920 гг. и ее влияние на формирование основ государственности Чехословакии. Кроме того, следует показать конституционные основы Чехословацкого государства, при этом нужно проследить гарантию основных прав и свобод человека, прав национальных меньшинств и систему разделения властей в конституции ЧСР 1920 г.
Третий вопрос семинарского занятия необходимо рассматривать, начиная с выяснения положения южных славян на завершающем этапе первой мировой войны. Следует выделить основные варианты решения югославянского вопроса, выдвигаемыми различными политическими силами. Особое внимание необходимо уделить деятельности Югославянского комитета, проанализировать Корфскую программу 1917 г. Затем нужно показать ключевые моменты образования нового государства – прорыв Салоникского фронта и крах монархии Габсбургов, деятельность Загребского вече, провозглашение Королевства сербов, хорватов и словенцев.
При ответе на четвертый вопрос внимание нужно сконцентрировать на характеристике политического строя Королевства СХС, его унитарном характере. В подробном рассмотрении нуждается политическая система нового государства. Следует показать ее юридическое закрепление в Видовданской конституции 1921 г. Важное значение имеет также вопрос о межнациональных отношениях в Королевстве СХС, особенно проблема сербо-хорватского противостояния.
Ответ на пятый вопрос данного занятия следует начинать с рассмотрения положения польских земель в годы первой мировой войны, политике России, Австро-Венгрии и Германии по польскому вопросу в этот период. Следует отметить основные этапы процесса формирования институтов государственной власти и польских вооруженных сил в стране и за рубежом, охарактеризовать факт возникновения Польской республики (Второй Речи Посполитой), дать анализ ее политического устройства.
Последний вопрос занятия посвящен проблеме формирования государственной территории Польской республики в 1918-1920 гг. Здесь следует показать мирный и военный пути решения этого вопроса, остановиться на событиях советско-польской войны 1920 г., проблемах международно-правового урегулирования проблемы польских границ, а также положению национальных меньшинств в послевоенной Польше.
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме
· История южных и западных славян: в 2-х т. Учебник / Под ред. Г.Ф. Матвеева, З.С. Ненашевой. М., 2008.
· Крючков И. В., Птицын А. Н. История южных и западных славян в новое и новейшее время: Практикум. – Ставрополь, 2013.
· Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т.3. Новейшая история. Минск, 1991.
· Хрестоматия по новейшей истории. Т.1 (1917-1939). М., 1960.
· Иванов Ю.В. Очерки истории российско (советско) – польских отношений в документах. 1914-1945 гг. М., 2002.
· Васильева Н., Гаврилов В. Балканский тупик? Историческая судьба Югославии в XX веке. М., 2000.
· Исламов Т.М. Крах Австро-Венгрии и судьбы стран Средней Европы // Россия и современный мир.1995. №1.
· История Югославии. Т.1. М., 1963.
· Краткая история Чехословакии. М., 1988.
· Краткая история Польши. С древнейших времен до наших дней. М., 1993.
· Писарев Ю.А. Образование Югославского государства. Освободительная борьба югославянских народов Австро-Венгрии. Крушение монархии Габсбургов. М., 1975.
· Политические системы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, 1917-1929. М., 1988.
· Романенко С.А. Югославия: История возникновения. Кризис. Распад. Образование независимых государств. М., 2000.
· Тымовский М. и др. История Польши. М., 2004.
· Чехия и Словакия в XX веке: очерки истории: в 2 кн. М., 2005.
Занятие 4. Начальный этап социалистического строительства в Чехословакии, Польше и Югославии (середина 1940-х – середина 1950-х гг.): сравнительный анализ
Цель занятия– сравнить начальные этапы социалистического строительства в Чехословакии, Польше и Югославии в указанный период.
Вопросы и задания
1. Чехословакия в период выбора пути послевоенного развития (1945-1948 гг.). Социально-экономические реформы и политическая борьба в стране.
2. Формирование экономики «государственного социализма» и авторитарной партийно-политической системы в Чехословакии (конец 1940-х - 1950-е гг.).
3. Польша в 1945-1948 гг.: территориальные изменения, политическая борьба и социально-экономические преобразования.
4. Становление «реального социализма» в Польше (конец 1940-1950-е гг.).
5. Польша и Чехословакия в системе международных отношений в начальный период «холодной войны».
6. Особенности становления политической системы «новой» Югославии в 1944-1947 гг. Конституция 1946 г. и закрепление федеративного устройства страны.
7. Советско-югославский конфликт 1948 г. Поиски новой модели развития Югославии и новой внешнеполитической ориентации страны в конце 1940-х - первой половине 1950-х гг.
Теоретическая часть
При рассмотрении первого вопроса необходимо проанализировать социальные, экономические, политические последствия второй мировой войны для Чехословакии, в том числе людские, материальные и территориальные потери страны, дать оценку депортации немецкого и венгерского населения за пределы ЧСР. Затем нужно дать всестороннюю характеристику социально-экономического и политического развития ЧСР после второй мировой войны, сущности социально-экономических преобразований в 1945-47 гг. и взаимоотношений между либералами и коммунистами в эти годы. Анализируя кризис 1948 г., важно показать его причины, тактику и стратегию противоборствующих сторон, его итоги, а также влияние так называемого «советского фактора» на последующее развитие Чехословакии.
Изучая второй вопрос, следует показать основные направления, этапы и последствия социалистических преобразований в ЧСР в конце 1940 – начале 1950-х гг., отношение лидеров КПЧ к «советскому опыту» социалистического строительства. Важно показать влияние на развитие страны политики национализации промышленности и кооперирования сельского хозяйства, а также перехода к плановому ведению хозяйства. Особое внимание необходимо уделить формированию авторитарной политической системы и проблеме политических репрессий в стране.
При рассмотрении третьего вопроса нужно показать эволюцию внешней политики ЧСР после прихода к власти КПЧ, характер взаимоотношений Чехословакии с СССР, странами «социалистического лагеря» и ведущими странами Запада.
Ответ на четвертый вопрос данного занятия следует начинать с рассмотрения положения в Югославии после ее освобождения от германской оккупации. Нужно показать причины победы сил коммунистической ориентации, охарактеризовать социально-экономические и политические преобразования 1944-1947 годов. Специально нужно остановиться на анализе Конституции 1946 года, которая закрепила принципы федеративного устройства Югославии.
Пятый вопрос раскрывает причины и сущность советско-югославского конфликта 1948 года. Нужно показать внутриполитические и внешнеполитические последствия данного конфликта, его дальнейшее влияние на историю страны.
Последний вопрос посвящен проблеме, имеющей большое значение – формированию особой югославского модели «самоуправленческого социализма». При этом нужно рассмотреть экономические и политические основы данной модели. Кроме того, важно показать изменения внешнеполитического курса страны в конце 1940 – начале 1950-х годов.
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме
· История южных и западных славян: в 2-х т. Учебник / Под ред. Г.Ф. Матвеева, З.С. Ненашевой. М., 2008.
· Крючков И. В., Птицын А. Н. История южных и западных славян в новое и новейшее время: Практикум. – Ставрополь, 2013.
· Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953. Т 1-2. М. – Новосибирск, 1997.
· Советский фактор в Восточной Европе. 1944–1953 годы. Документы / Под ред. Т.В. Волокитиной. Т. 1–2. М., 1999–2002.
· Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т.3. Новейшая история. Минск, 1991.
· Васильева Н., Гаврилов В. Балканский тупик? Историческая судьба Югославии в XX веке. М., 2000.
· Волокитина Т.В., Мурашко Г.П., Носкова А.Ф. Народная демократия: миф или реальность? Общественно-политические процессы в Восточной Европе, 1944-1948 гг. М., 1993.
· Восточноевропейский социализм: Становление режима, попытки его модификации, причины краха. М., 1992.
· Краткая история Чехословакии. М., 1988.
· Москва и Восточная Европа: становление политических режимов советского типа. 1949–1953 гг. Очерки истории / Ред.Т.В Волокитина и др. М., 2002.
· У истоков «социалистического содружества»: СССР и восточноевропейские страны в 1944-1949 гг. М., 1995.
· Центрально-Восточная Европа во второй половине ХХ века. Т. 1. Становление социализма. 1945-1965 гг. М., 2000.
· Чехия и Словакия в XX веке: очерки истории: в 2 кн. М., 2005.