Семинар 8. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ

РОССИИ В НАЧАЛА ХХ ВЕКА

4 часа

1. Учреждение Государственной думы. Закон от 6 августа 1905 г.

2. Манифест от 17 октября 1905 г. Изменения порядка выборов в Государственную думу от 11 декабря 1905 г.

3. Основные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г..

1) Высшие органы власти и управления по Основным законам.

2) Правовой статус подданных.

4. Изменение порядка выборов в Государственную думу по Положению от 3 июня 1907 г.

Цель семинарского занятия

Главной целью изучения этой темы является анализ развития российского конституционализма в начале ХХ века, т. е. создания первых актов конституционного характера, закрепляющих новые учреждения и институты либерально-демократического характера.

Методические рекомендации

Изучение первого вопроса следует начать с анализа причин реформирования государственного строя. В начале ХХ века Россия представляла собой страну, где самые передовые формы развития капитализма переплетались с сильными феодальными пережитками, главными из которых являлось сохранение феодальной политической надстройки. Это создавала питательную среду для крайнего обострения социальной обстановки и создания в стране революционной ситуации.

Первая русская революция повлекла за собой появление первого национального представительного учреждения – Государственной думы. Анализируя закон от 6 августа 1905 г., который провозглашал появление первого государственного представительного органа в России, следует обратить внимание на законосовещательный характер Государственной думы, прозванной «булыгинской», и порядок выборов в это учреждение. Необходимо знать общие требования закона к избирателям и основные цензы каждой из трех избирательных курий.

Приступая к изучению второго вопроса необходимо знать, что первая уступка монархии не остановила революционного движения. Всероссийская октябрьская политическая стачка вынудила Николая II издать 17 октября 1905 г. «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», в котором даровались «незыблемые основы гражданской свободы» и обещание наделить государственную думу законодательной властью. Анализируя содержание перечня прав и свобод, важно раскрыть их новизну и практическую значимость для России каждого из этих институтов.

Преподавателю следует обратить внимание на весьма важное последствие этого манифеста – издание нового положения о выборах в Государственную думу. Это положение сохраняло общий принцип выборов по куриям и некоторые общие ограничения. Вместе с тем, были сняты многие ограничения по городской курии, появилась новая, четвертая курия – рабочая. В этой связи следует четко представлять порядок выборов по этой курии.

Рассматривая третий вопрос, важно представлять, что новая редакция Основных законов Российской империи стала определенным итогом изменений в государственном строе. Россия приобретала черты конституционной монархии, закрепляя Государственную думу, реорганизацию Государственного совета и совета министров.

Анализируя содержание главы первой Основных законов, надо обратить внимание на правомочия монарха в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. Необходимо четко ориентироваться в порядке организации и деятельности Государственного совета, его роли в качестве «фильтра», ограничивающего законодательную инициативу Государственной думы. Особое внимание следует уделить правомочиям Государственной думы и их ограничениям, которые были предусмотрены в Основных законах, особенно в ст.87.

В завершение третьего вопроса следует рассмотреть права и обязанности российских подданных. Эти права и свободы разделялись на три группы: личная свобода, т.е. личная и жилищная свобода, тайна переписки, свобода профессии и свобода передвижения; общественная свобода, т.е. свобода совести (веры), мысли, слова, печати, собраний и союзов; свобода экономическая и материальная, т.е. свобода собственности, труда, промышленности и торговли. К обязанностям Основные законы относили защиту Отечества, уплату налогов и исполнение повинностей.

Рассматривая четвертый вопрос, необходимо обратить внимание на грубое нарушение Основных законов при принятии нового избирательного закона. Отмечая резкое сужение круга избирателей, показать существенные изменения выборов по рабочей и городской курии. Весьма важно также отметить значительные ограничения законодательных полномочий Государственной думы. Все это вместе взятое позволяет оценить июньские события 1907 г. как государственный переворот, положивший конец конституционным преобразованиям России.

Наши рекомендации