Семинар 8. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ
РОССИИ В НАЧАЛА ХХ ВЕКА
4 часа
1. Учреждение Государственной думы. Закон от 6 августа 1905 г.
2. Манифест от 17 октября 1905 г. Изменения порядка выборов в Государственную думу от 11 декабря 1905 г.
3. Основные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г..
1) Высшие органы власти и управления по Основным законам.
2) Правовой статус подданных.
4. Изменение порядка выборов в Государственную думу по Положению от 3 июня 1907 г.
Цель семинарского занятия
Главной целью изучения этой темы является анализ развития российского конституционализма в начале ХХ века, т. е. создания первых актов конституционного характера, закрепляющих новые учреждения и институты либерально-демократического характера.
Методические рекомендации
Изучение первого вопроса следует начать с анализа причин реформирования государственного строя. В начале ХХ века Россия представляла собой страну, где самые передовые формы развития капитализма переплетались с сильными феодальными пережитками, главными из которых являлось сохранение феодальной политической надстройки. Это создавала питательную среду для крайнего обострения социальной обстановки и создания в стране революционной ситуации.
Первая русская революция повлекла за собой появление первого национального представительного учреждения – Государственной думы. Анализируя закон от 6 августа 1905 г., который провозглашал появление первого государственного представительного органа в России, следует обратить внимание на законосовещательный характер Государственной думы, прозванной «булыгинской», и порядок выборов в это учреждение. Необходимо знать общие требования закона к избирателям и основные цензы каждой из трех избирательных курий.
Приступая к изучению второго вопроса необходимо знать, что первая уступка монархии не остановила революционного движения. Всероссийская октябрьская политическая стачка вынудила Николая II издать 17 октября 1905 г. «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», в котором даровались «незыблемые основы гражданской свободы» и обещание наделить государственную думу законодательной властью. Анализируя содержание перечня прав и свобод, важно раскрыть их новизну и практическую значимость для России каждого из этих институтов.
Преподавателю следует обратить внимание на весьма важное последствие этого манифеста – издание нового положения о выборах в Государственную думу. Это положение сохраняло общий принцип выборов по куриям и некоторые общие ограничения. Вместе с тем, были сняты многие ограничения по городской курии, появилась новая, четвертая курия – рабочая. В этой связи следует четко представлять порядок выборов по этой курии.
Рассматривая третий вопрос, важно представлять, что новая редакция Основных законов Российской империи стала определенным итогом изменений в государственном строе. Россия приобретала черты конституционной монархии, закрепляя Государственную думу, реорганизацию Государственного совета и совета министров.
Анализируя содержание главы первой Основных законов, надо обратить внимание на правомочия монарха в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. Необходимо четко ориентироваться в порядке организации и деятельности Государственного совета, его роли в качестве «фильтра», ограничивающего законодательную инициативу Государственной думы. Особое внимание следует уделить правомочиям Государственной думы и их ограничениям, которые были предусмотрены в Основных законах, особенно в ст.87.
В завершение третьего вопроса следует рассмотреть права и обязанности российских подданных. Эти права и свободы разделялись на три группы: личная свобода, т.е. личная и жилищная свобода, тайна переписки, свобода профессии и свобода передвижения; общественная свобода, т.е. свобода совести (веры), мысли, слова, печати, собраний и союзов; свобода экономическая и материальная, т.е. свобода собственности, труда, промышленности и торговли. К обязанностям Основные законы относили защиту Отечества, уплату налогов и исполнение повинностей.
Рассматривая четвертый вопрос, необходимо обратить внимание на грубое нарушение Основных законов при принятии нового избирательного закона. Отмечая резкое сужение круга избирателей, показать существенные изменения выборов по рабочей и городской курии. Весьма важно также отметить значительные ограничения законодательных полномочий Государственной думы. Все это вместе взятое позволяет оценить июньские события 1907 г. как государственный переворот, положивший конец конституционным преобразованиям России.