Исследователь и исторический источник.
Становление и развитие историографии как научной дисциплины.
Термином «историография» обозначают историю исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально-классовом или национальном отношении. Составные части данного понятия очевидны: «история» и «графия», - написание истории.
Но под историографией понимают также отрасль исторической науки, изучающую её историю (накопление исторических знаний, истолкование исторических явлений, смена методологических направлений в исторической науке и др.). Когда-то под историографией понималось само описание истории, исторического процесса. Поэтому историков называли историографами.
Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные).
Различают вещественные (или материальные) источникиили памятники деятельности человека: орудия труда, здания, предметы быта и др. Высоко ценятся письменные источники: летописи, законодательные акты, воспоминания и т.д. Высоко ценятся всякого рода изображения, особенно сделанные в ходе или по следам исторических событий. В XIX-XX вв. историки стали использовать фото, кино, аудио и видеоматериалы, которые в совокупности образовали группу аудио-визуальных источников. К группе научно-технических источников относят разного рода механизмы, материалы. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимается источниковедение.
На протяжении XVIII-XX вв. сформировалась система научных дисциплин, разрабатывающих проблемы методики и техники исторических исследований, - вспомогательные и специальные исторические дисциплины. Некоторые типы исторических источников изучают вексиллология (изучает знамена, штандарты, вымпелы), генеалогия (изучение родословных), геральдика (наука о гербах), дипломатика (дипломатические и юридические документы), документоведение, иконография, историческая картография, медальерика, глиптика (искусство резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях), нумизматика (изучение монет) и бонистика (изучение бумажных денежных знаков), оружиеведение, сфрагистика (изучение печатей), униформоведение, фалеристика (изучает историю орденов, медалей, знаков отличия и традиционно включается в нумизматику), филателия, филокартия, эмблематика (изучение символов и знаков принадлежности собственности), эпиграфика (изучение древних и средневековых надписей на камне, металлических, деревянных, костяных, стеклянных или керамических изделиях), эпистолография (изучение типов и видов личных писем древнего мира и средних веков). Общим аспектом анализа источников различного типа объединены герменевтика (искусство толкования библейских и других текстов), кодикология (изготовление, состав и судьба рукописной книги), палеография (история письма), неография (изучение нововведений в письме), текстология, филигранология (водные знаки – филиграни и штемпели на бумаге), эвристика. Справочный аппарат и информационную базу исторической науки обеспечивают археография, архивоведение, историческая библиография, историческое терминоведение, метрология (наука об исторических мерах длины, площади, объема и веса), музееведение, хронология. К вспомогательным и специальным историческим дисциплинам относятся также дисциплины, специально изучающие отдельные исторические процессы и явления и предоставляющие в распоряжение исторической науки конкретные материалы и результаты своих исследований: историческая география, историческая демография, ономастика (изучение имен собственных), топонимика (изучение географических названий), историческая статистика, историческое языкознание и др. Большую роль играет археология (изучение памятников материальной культуры).
Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.
Историки находят новые факты, работая в архивах, библиотеках, музеях. Исторические документы допетровского периода хранятся в Российском государственном архиве древних актов (сокращённо – РГАДА). Документы последующего периода вплоть до 1917 г. составили фонды Российского государственного исторического архива (РГИА). В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) сосредоточены документы периода после 1917 года. Уникальными собраниями документов обладают Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) и другие федеральные архивы. В стране имеются также архивы регионального уровня, ведомственные, муниципальные и частные.
Историки подвергают источники внешней и внутренней критике, устанавливают достоверность исторических фактов. Свою реконструкцию исторических событий историки представляют общественности на страницах специальных журналов («Вопросы истории», «Российская история», «Новая и новейшая история», «Родина» и др.), в выступлениях на научных конференциях, в кандидатских и докторских диссертациях, в брошюрах, монографиях, документальных фильмах, телевизионных передачах и т.д.
Вопросы для повторения и размышления к главе 1.
1. Почему историю называют «учительницей жизни»?
2. Как историки ищут достоверные исторические факты?
3. Что подразумевается, когда говорят – «врёт, как очевидец»?
4. Какие темы и сюжеты плохо разработаны в современной исторической науке?
5. Почему руководство Российской Федерации сохранило «Историю» как обязательную дисциплину для всех российских вузов?
Литература к главе 1.
n Абрамова Н.Г. Вспомогательные исторические дисциплины: учебное пособие.- М.: Академия, 2008.
n Бердинских В.А. Ремесло историка в России.- М.: Новое литературное обозрение, 2009.
n Голиков А.Г. Источниковедение отечественной истории: учебное пособие для студентов вузов.- 3-е изд.- М.: Академия, 2009.
n Згурский Г.В. Словарь исторических терминов.- М.: Эксмо, 2008.
n Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории.- М.: Территория будущего, 2006.
n Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания: пособие для вузов.- М.: Дрофа, 2006.
n Рубинштейн Н.Л. Русская историография.- СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008.
n Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учебное пособие.- М.: Академия, 2007.
n Соболева Н.А. Очерки истории российской символики: от тамги до символов государственного суверенитета.- М.: Языки славянских культур: Знак, 2006.
n Соловьев С.М. История России с древнейших времен.- М.: Эксмо, 2009.
n Тойнби А.Дж. Постижение истории: избранное, 1934-1961.- М.: Айрис пресс, 2008.