Статичное и динамичное в государстве
Во всяком государстве есть две главные стороны – сущностно-статическая (структурная) и сущностно-динамическая (функциональная).
Статическая сторона выражается в наличии государственного аппарата, определенной структуре его органов. Динамическая сторона – это деятельность государственных органов, его государственная власть.
Статическая сторона в современной юридической литературе характеризуется и как аппарат, и как ассоциация. Понятие аппарата в данной постановке связывают прежде всего с субординацией функционирования его структур и построением его сверху, тогда как ассоциацию сводят к координационным взаимоотношениям и демократическому порядку ее создания и деятельности. Одни авторы убеждены в том, что государство – это аппарат, другие – ассоциация. А известный государствовед И. А. Ильин полагал, что государство в своем здоровом осуществлении всегда совмещает в себе черты корпорации с чертами учреждения: оно строится и сверху и снизу по принципу властной опеки и по принципу самоуправления. Действительно, государственной организации присущи и субординационные, и координационные взаимоотношения, и сочетание выборности с назначением. К тому же в демократических государствах существует тенденция к ассоциативным отношениям. Однако, возобладающими в государстве всегда были, есть и будут связи субординационные, иерархические, ибо без них невозможно осуществление единого, целеустремленного государственного управления обществом.
Динамическая, функциональная сторона государства является главной, определяющей, и, по-видимому, вследствие этого в литературе нередко отождествляют государство с государственной властью.
Государственная власть – одно из проявлений власти вообще. Власть – это сила, господство, могущество. Самая мощная сила – это могущество природы. Ее господство, ее властвование над людьми выражается в проявлении действия объективных биологических, физических, химических и других естественных законов. Власть в обществе – это социальная власть. Всякое организационное объединение людей порождает власть – в семье, общественной организации, религиозной общине, политической партии, государстве; говорят и пишут о власти мафии, средств массовой информации, именуя их чуть ли не четвертой властью, наряду с законодательной, исполнительной, судебной.
У социальной власти много сторон и поэтому в ее характеристике есть немало направлений: 1) инструменталистское (власть рассматривается как возможность, способность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, независимо от того, на чем такие возможности основаны; 2) бихевиористское (власть – особый тип поведения, основанный на возможности однозначного изменения поступков, мотивации человека, его активности; 3) психологическое (власть – результат особых индивидуумов); 4) структуралистское (власть – это ассиметричные отношения между управляющими и управляемыми); 5) постструктуралистское (все в мире есть власть); 6) реляционистское (власть – межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого); 7) системное (власть – свойство, атрибут макро- и микросоциальной системы, взаимодействие индивидов в ее рамках)[47]. А. Г. Тиковенко определяет власть как «волевое отношение, основанное на субъективной зависимости одной из сторон от чужой воли, выражающей, присваивающей ее каким-либо образом (совокупность солидарно надстроенных воль) или содержащей какие-либо ценности, достоинства, которое своим результатом имеет воздействие на волю подвластного вследствие его подчиненного, ассиметричного состояния»[48]. Согласно Г. Г. Филиппову: «Социальная власть представляет собой определенную материализованную силу, образованную кооперационным эффектом и используемую для активного преобразующего воздействия на природную и общественную среду в интересах и целях организации»[49]. М. Вебер определял власть как шанс провести собственную волю при определенных социальных отношениях вопреки сопротивлению.
Из всех социальных властей возобладающая роль принадлежит государственной власти. Некоторые исследователи отождествляют ее с насилием. Сила государственной власти, конечно, зависит от возможностей принудительных учреждений и деятельности государственного аппарата в целом. Однако обеспечение государственной власти принудительной силой является лишь ее спецификой, но не определяющим фактором. В этом глубоко убеждены многие мыслители и видные государственные деятели. В частности, Цицерон считал, что государственный деятель должен управлять справедливо, а первое требование справедливости состоит в том, чтобы никто никому не вредил и чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной – как своей. Известный завоеватель и государственный деятель Чингиз-хан утверждал, что империю можно завоевать, находясь в седле, но управлять ею из седла невозможно. Согласно Б. Наполеону штык – прекрасная штука, им можно сделать многое, за исключением одного – на нем неудобно сидеть, властвовать же – значит доверять. «Лучшая крепость для государя, – утверждал Н. Макиавелли, – расположение к нему подданных»[50].
Подлинная мощь государственной власти определяется ее авторитетом у населения, большинства народа. А для этого прежде всего необходимо, чтобы государственная власть, как утверждал известный русский государствовед Б. А. Кистяковский, была носительницей авторитетной идеи, например, общего блага, величия и славы народа и государства, всеобщего равенства, братства, справедливости, которая ее одухотворяет и оправдывает как в глазах подвластных, так и собственных представителей[51]. Но для устойчивого авторитета власти только привлекательной идеи явно недостаточно. Нужны конкретные результаты осуществления государственной власти, служащие социальному прогрессу. Не случайно Д. Локк отождествлял государственную власть с реальным обеспечением свободы[52]. Это отнюдь не означает, что всякой конкретной государственной власти на всех этапах ее осуществления присуща реализация прогрессивной идеи. Может быть и наоборот – подавление свободы. Но такая власть раньше или позже отвергается тем или иным способом, ибо она противоречит общесоциальной закономерности общества – двигаться хотя и зигзагообразно, но неизбежно по пути прогресса.
Государственная власть – это целенаправленная легализованная деятельность аппарата, всех его органов по управлению обществом, основанная на авторитете и принудительной силе с целью обеспечения социального прогресса.
По своему характеру государственная власть является политической, публичной. Однако государственная власть не тождественна ни политической, ни публичной власти. Публичная власть, как универсальное средство организации совместной деятельности людей и упорядочения их социальных отношений, имела место и в догосударственный период, в первобытном обществе, в лице власти старейшин рода, племени. Политическая власть – более широкое понятие, чем государственная власть. Кроме государственной власти в нее включается еще власть политических партий и других негосударственных структур, наделенных некоторыми политическими полномочиями, а также политических движений. Специфика государственной власти состоит в том, что она жестко конституируется правовыми средствами и опирается при необходимости на принудительную силу, осуществляемую специальным аппаратом принуждения.