Принципы права, их классификация. (Принципы права в широком и узком смысле. Общеправовые, отраслевые, межотраслевые принципы права).
Принципы права - это исходные, непререкаемые положения, наиболее характерно выражающие его сущность, юридически закрепляющие реальные устои регулируемых сфер общественных отношений.
Принципы права непосредственно определяют его содержание (нормы) и поэтому именно в духе принципов должно осуществляться нормотворчество.
Если же устанавливаются государством нормы, противоречащие принципам права, они являются не правовыми со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Для современного этапа развития общества характерны следующие социально-правовые принципы:
• нравственно-правовые (общечеловеческая справедливость; свобода, разрешено все, что не запрещено правовым законом; юридическое равенство всех перед правовым законом; братство (интернационализм); безопасность; гласность (открытость); гуманизм; веротерпимость; защита социально слабых; гармоническое сочетание личных и общественных интересов; стимулирование социально-полезной активности субъектов права);
• экономико-правовые (экономический плюрализм при наличии частной и государственной форм собственности; паритетность форм собственности; свобода конкуренции; антимонополизм; свобода предпринимательства; свободный труд; оплата по труду; безопасность труда; экономическое содействие развитию среднего класса);
• эколого-правовые (охрана окружающей среды; рациональное использование природных ресурсов);
• политико-правовые (народовластие; самоуправление; политический плюрализм; разделение государственных властей; сочетание национального и интернационального, интересов регионов и центра);
• собственно-правовые (точность в определении круга субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий; единство юридических прав и обязанностей; формальная определенность юридических норм; презумпция невиновности; юридическая ответственность за вину; соответствие наказания тяжести, опасности содеянного; последующий закон отменяет предыдущий; закон, устанавливающий усиление юридической ответственности, обратной силы не имеет; неотвратимость ответственности за совершенное правонарушение; системность в правовом регулировании; законность и правопорядок в правовой регламентации.
Правовые принципы вырабатываются людьми сознательно на основе объективно обусловленных потребностей развития общества по пути прогресса.
Специальные юридические принципы (по М.Н. Марченко):
• общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми социальными нормами;
• непротиворечивости норм, составляющих действующую правовую систему государства, и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;
• подразделения правовой системы государства на публичное и частное право, на относительно самостоятельные отрасли и институты права;
• соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;
• социальной свободы, выраженный в системе субъективных прав субъектов общественных отношений, равенство перед законом и судом, равноправие;
• законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами законодательства деятельности всех должностных лиц государственных органов;
• справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;
• юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признания каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена в судебном порядке - презумпция невиновности;
• недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юридическую ответственность, и гуманности наказания, способствующего исправлению осужденного.
Право и политика (Понятие политики. Особенности государственной политики, ее виды. Обусловленность политики правом, его принципами. Воздействие политики на право. Соотношение политики и закона)
Право и политика имеют определенную структуру, состоящую из норм. Относительно нормативности права нет сомнения. Что касается политики, то и политическая сфера нормирована, хотя она выступает не столь формально, как в праве. Политические нормы зафиксированы в официальных документах. Они могут содержаться в политических взглядах, идеях политических деятелей, их представлениях о характере и структуре государственной власти, формах и методах ее деятельности, регулировании отношений в обществе по поводу власти. По мере своего развития политические нормы являются выразителем интересов и потребностей классов, слоев населения. Это определяет их доминирующую роль в социальной регуляции поведения людей, их стремление подчинить себе все другие формы социальной регуляции -право, нравственность и т. д.
Политика (греч. politika, от polis - государство) сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.
Право и политика, их нормы тесно связаны между собой, поскольку они опосредствуют отношения собственности, государственной власти, являясь центральным звеном государственно-правовой структуры общества. Их формы взаимодействия весьма разнообразны: взаимоподдержка, противоборство, солидарность и др., которые зависят от конкретно-исторческих условий, соотношения противоборствующих сил, борьбы за власть, состояния общественного сознания, уровня культуры в обществе.
Взаимодействие правовых и политических норм весьма подвижно и меняется под воздействием конкретной ситуации в обществе. При этом их взаимодействие всегда остается неизменным, поскольку они имеют один источник - отношения по поводу собственности, которые обусловливают содержание права и содержание политики. Тот, кто обладает собственностью, обладает и политической властью. Возникнув из отношений собственности, правовые нормы становятся в результате законотворческой деятельности государства юридическими, а политические нормы, абстрагируясь от своей первоосновы (собственности), выступают как нормы, регулирующие отношения классов, сословий, социальных групп и партий по поводу политической власти.
Имея единый источник происхождения политических и правовых норм, следует отметить различия в способах их установления. Если субъектом установления правовых норм является государство, то политических в различные эпохи их установления происходило различными субъектами: в восточных деспотиях они устанавливались или формировались жрецами, в античных полисах мыслителями-политиками и философами, в феодальном обществе - корпорациями, союзами, орденами феодалов, претендовавшими на участие в государственной власти, в ранний период буржуазного общества возникшие политические партии, являясь посредниками между индивидом и государством, создают свои программы, в которых формулируются цели и задачи по усилению влияния на государственную власть либо осуществление этой власти.
В современных цивилизованных государствах право приобретает приоритет над государством, а значит и над политикой, не допуская произвола и действий вне правового поведения в обществе.
Приоритет права над политикой, государством - это необходимый фактор современного цивилизованного общества, его высокой культуры. Это необходимость, поскольку в политических нормах присутствует конкуренция идей и программ. У них нет нормы, обладающей силой верховенства, способной сдерживать противоборство интересов конкурирующих классов, слоев населения за власть. Такой силой обладает право, его принципы и нормы.