Виды нормативно-правовых актов.
Закон- нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных с точки зрения государственного и общественного интереса, отношений.
Правом принятия законов в Российской Федерации обладают:
1) Федеральное Собрание РФ (законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации);
.2) законодательные органы субъектов Российской Федерации;
3) граждане, имеющие право избирать и участвовать в референдуме (п. 2 ст. 32 и ст. 60 Конституции РФ).
Виды законов:
1. Основные - Конституция РФ и Конституции субъектов Российской Федерации.
2. Федеральные конституционные законы - законы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, которые определяют форму государства и всю его политическую систему. К ним относятся: законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения; законы о порядке принятия в состав РФ нового субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации; законы о порядке деятельности Правительства РФ; законы о судебной системе РФ; и др. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Федеральный конституционный закон, принятый Федеральным Собранием РФ, не может быть отклонен Президентом. Конституция РФ обязывает Президента в течение четырнадцати дней подписать его в той редакции, в какой закон был принят Федеральным Собранием (ст. 108 Конституции РФ).
3. Федеральные законы призваны регулировать основные сферы деятельности общества и государства. Например, закон о федеральном бюджете; законы, регулирующие финансовую, налоговую и таможенную политику государства; законы, касающиеся экономической, политической, культурной жизни общества; и др. Федеральный закон действует на всей территории страны. Он не должен противоречить Конституции и федеральному конституционному закону. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы (226 человек). После этого он должен быть одобрен простым большинством членов Совета Федерации. Затем Федеральный закон поступает на подпись Президенту РФ, который имеет право в случае несогласия отклонить его. В случае отклонения федерального закона Президентом Государственная Дума вновь рассматривает этот закон и либо вносит в него поправки согласно замечаниям президента, либо оставляет закон в старой редакции. Во втором случае вето президента может быть преодолено, если за закон проголосовало не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. После этого Президент обязан подписать Федеральный закон в течение семи дней (ст. 107 Конституции РФ).
4. Законы субъектов Российской Федерации регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства. Эти законы принимаются представительными законодательными органами субъектов Федерации и действуют только на их территории. Поэтому в отличие от федеральных законов законы субъектов Федерации обладают относительно высшей юридической силой. Соотношение федеральных законов и законов субъектов Федерации определено в п. 5 ст. 76 Конституции РФ.
Законы принимаются в порядке законодательной инициативы.
Право законодательной инициативы - это право выдвигать предложение о необходимости принятия закона и вносить в законодательный орган проект закона.
В Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают:
1) депутаты Государственной Думы;
2) Совет Федерации и члены Совета Федерации;
3) Президент;
4) Правительство;
5) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
6) высшие судебные органы (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд) по вопросам их ведения.
Право законодательной инициативы порождает обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии к рассмотрению выдвинутых предложений или законопроектов.
Законы - первичные нормативно-правовые документы, так как они содержат нормы, которых до их принятия не было. Вторичными нормативно-правовыми актами являются подзаконные акты.
Подзаконный акт- один из видов нормативно-правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов. Подзаконные акты характеризуются двумя признаками:
1) содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в законах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут;
2) обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон).
По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:
1) нормативные указы Президента, которые не могут отменять или изменять положение закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон;
2) постановления Правительства. Они принимаются в контексте с Указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы государственного управления, социального строительства, образования, здравоохранения, культуры и т. д.;
3) ведомственные нормативные акты - нормативно-правовые акты общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений;
4) подзаконные акты органов местного самоуправления. К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т. д.);
5) внутриорганизационные акты - такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).
Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:
1. Законность. Понимается как единая целенаправленность правотворчества органов государственной власти, которое должно осуществляться в рамках действующего законодательства с целью принятия наиболее оптимальных, отвечающих интересам общества правовых норм.
2. Компетентность. Нормативно-правовой акт должен составляться компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, которые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.
3. Четкость и непротиворечивость изложения. Это требование означает, что ни одно положение нормативно-правового акта не должно пониматься двусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исключить разночтение статей закона. Это требование трудновыполнимо. Как правило, суть нормативно-правовых актов поясняют подзаконные акты (инструкций, разъяснения и т. д.).
4. Своевременность принятия. Одно из требований, позволяющих нормативно-правовым актам более эффективно регулировать процессы общественного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ "О федеральном бюджете Российской Федерации" должен приниматься не позднее конца текущего года).
5. Оперативность доведения содержания до исполнителей означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).
3. Все нормативно-правовые акты являются актами направленного действия, т. е. реализуются в рамках определенных временных параметров и на определенной территории (пространстве).
Действие нормативно-правовых актов во временисвязано с моментом вступления нормативного акта в законную силу и с моментом утраты им юридической силы.
Время вступления нормативно-правового акта в законную силу:
1. С момента официального опубликования закона. Публикация принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации закона должна осуществляться не позднее, чем через семь дней после подписания этого закона Президентом РФ.
2. С момента подписания закона (что специально оговаривается в законе). Население в таком случае немедленно информируется через средства массовой информации. Такой закон должен быть опубликован не позднее чем через два дня после подписания. Хотя такой закон вступает в силу с момента подписания, но ссылаться на него можно только после его опубликования.
3. Срок вступления закона в силу может быть указан в самом законе или в специальном акте о введении закона в действие.
4. Нормативный акт может вступить в силу с момента получения его в организациях и учреждениях. Это относится к адресным нормативным актам, которые нигде не публикуются, а лишь направляются в соответствующие учреждения.
5. Нормативные акты Президента и Правительства РФ вступают в силу через семь дней после их опубликования.
6. Все ведомственные подзаконные акты (инструкции, рекомендации) вступают в силу через четырнадцать дней после их опубликования.
Нормативный акт утрачивает свою силу:
1. По истечении срока его действия (например, Закон "О федеральном бюджете Российской Федерации" каждый раз прекращает свое действие по окончании текущего года).
2. В результате его прямой отмены. Для этого принимается федеральный закон, содержащий статью о признании нормативного акта утратившим силу.
3. В результате его фактической отмены. Это означает, что специального закона, отменяющего правовой акт, не издавалось, но был принят новый нормативный акт, нормы которого входят в противоречие со старыми нормами. Главное, чтобы новые нормы не противоречили положениям Конституции.
Действие нормативно-правовых актов в пространствеопределяется территорией государства, на которую распространяются их предписания. В территориальное пространство государства входят: 1) земная поверхность, 2) недра, 3) внутреннее водное пространство, 4) внешнее водное пространство (территориальное море - 12 морских миль), 5) воздушное пространство в пределах государственных границ.
Кроме понятия территориального пространства, существует понятие экстерриториального пространства, которое включает в себя пространство, находящееся за пределами границ государства, но имеющее статус государственной территории. К экстерриториальному пространству относятся: 1) посольства и представительства, 2) военные корабли (в открытом море и портах), 3) все другие корабли (только в открытом море), 4) салоны и кабины летательных аппаратов (на земле и в воздухе).
Содержание правовых отношений в обществе.
(Понятие правоотношения, его предпосылки и структура. Система права Российской Федерации. Система законодательства и формы ее систематизации. Правонарушения, их признаки, виды и принципы квалификации. Юридическая ответственность и ее виды).
Применение норм права - это властная деятельность компетентных органов государства по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных обстоятельств или индивидуально-определенных лиц. Обычно органами правоприменительной деятельности являются суд, администрация города, правоохранительные органы и т. п.
Общественные отношения, на которые направлено воздействие правовых норм и в которые эти нормы реально воплощаются путем реализации и применения норм права, являются правовыми отношениями. Границы этой области общественных отношений совпадают с границами сферы законодательного регулирования.
Правоотношение- регулируемая нормами права юридическая связь между лицами, которые обладают взаимными правами и обязанностями.
Таким образом, правоотношение является средством "перевода" объективного права (т. е. совокупности правовых норм) в субъективные права и обязанности участников, общественных отношений (т. е. в плоскость их личностных установок).
Как известно, одной из функций права является регуляция мировоззренческих ориентации личности. Речь идет об особой форме восприятия действительности, которое формирует правосознание человека.
Правосознание- особая форма общественного и индивидуального сознания, представляющая собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. По отношению к общественному сознанию правосознание предстает в виде правовой идеологии, а по отношению к индивидуальному сознанию - в виде правовой психологии. С субъективной стороны категория правосознания характеризует психофизическое состояние личности, при котором реализация норм права становится внутренней потребностью человека. Норма права при этом сливается с его жизненными принципами, становится частью мировоззрения. Поэтому ее выполнение не стимулируется никакими внешними факторами (например, угрозой наказания, осуждения и другими санкциями).
Предпосылки правоотношений определяютсяпотенциальными свойствами личности, которые могут актуализироваться при конкретных обстоятельствах. Такими свойствами являются правоспособность и дееспособность.
Правоспособность- способность лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных в нормах права. Под субъективным правом понимается, с одной стороны, принадлежность определенного объема прав конкретному лицу, с другой - возможность пользоваться предоставленным набором прав. Под юридической обязанностью понимается необходимость выполнения общепринятых норм и правил поведения. Правоспособность граждан в большинстве случаев возникает с момента рождения и прекращается только со смертью. Чтобы стать полноправным участником правоотношений, необходимо не только иметь права, но и быть способным их осуществлять. Поэтому другим потенциальным свойством, которым должна обладать личность, является дееспособность.
Дееспособность- способность лица самостоятельно, осознанно и целенаправленно осуществлять свои права и обязанности, а также способность предвидеть и оценивать последствия своих действий. По российскому законодательству дееспособность граждан возникает по достижении ими определенного возраста. В отличие от правоспособности, которую никто не может отнять, дееспособность может прекращаться при признании судом гражданина недееспособным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Более узким понятием по отношению к дееспособности является деликтоспособность.
Деликтоспособность- способность лица отвечать за совершенные им действия, а также нести ответственность за противоправные деяния в установленном законом порядке. Общим понятием для правоспособности и дееспособности является понятие правосубъектности.
Правоспособность и дееспособность являются важными, но не единственными предпосылками возникновения правоотношений. Наряду с ними предпосылками правоотношений являются юридические факты.
Юридические факты- это факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельства, с которыми действующее законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. Юридические факты подразделяются на события и действия.
События- юридические факты, происходящие независимо от воли людей (например, наводнения, землетрясения, если они произошли в населенной людьми местности). Если эти же стихийные бедствия произошли в безлюдной местности, они не будут являться юридическими фактами.
События подразделяются на абсолютные (события совершенно не зависящие от воли людей), и относительные (события, толчком для которых явились неосторожные действия людей, после чего события принимали необратимый и неуправляемый характер, например, крупные аварии на АЭС).
Действия- юридические факты, которые совершаются осознанно и по воле человека. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные.
К правомерным действиям относятся: юридические поступки; юридические акты.
Юридические поступки - правомерные действия, которые независимо от намерений лица влекут наступление юридических последствий (например, опубликование автором своего произведения влечет возникновение права авторства).
Юридические акты - правомерные действия, совершаемые с целью достижения определенных юридических последствий (т. е. возникновения, изменения или прекращения правоотношений).
Среди юридических актов выделяют административные акты и гражданско-правовые акты.
Административные акты - действия органов государственного управления и органов местного самоуправления.
Гражданско-правовые акты - правомерные действия граждан и организаций, направленные на заключение договоров, контрактов, соглашений в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений.
К неправомерным действиям относятся: причинение вреда, преступление, нарушение договорных обязательств, приобретение имущества на незаконных основаниях и т. п.
Часто возникновение, изменение или прекращение правоотношений обусловлено несколькими юридическими фактами. Такая совокупность юридических фактов называется юридическим составом.
Таким образом, только при наличии всех предпосылок, а именно: норм права, правоспособности и дееспособности лип, а также юридических фактов могут возникать и функционировать правоотношения.
Структура правоотношенийсостоит из трех элементов: субъекты правоотношений; объекты правоотношений; права и обязанности участников правоотношений.
Субъекты правоотношений - отдельные индивиды, обладающие правосубъектностью (т. е. правоспособностью и дееспособностью), и организации, обладающие правоспособностью. Правоспособность организаций возникает с момента их регистрации в порядке, предусмотренном законом. Субъектом правоотношений может выступать и государство в лице его полномочных представителей.
Объекты правоотношений - определенная совокупность материальных и нематериальных благ, на которые направлено действие субъектов правоотношений.
Права и обязанности составляют содержание правоотношений. Одним из главных принципов права является единство прав и обязанностей. Права и обязанности принадлежат субъектам правоотношений, которых называют управомоченными и правообязанными субъектами. Объем и пределы прав и обязанностей субъектов правоотношений устанавливаются действующим законодательством.
2. Правовые нормы не могут создаваться только по субъективному усмотрению законодателей. Содержание правовых актов и необходимость их принятия обусловлены реально существующей системой общественных отношений. Являясь частью этой системы, правовое сознание отражает и воспроизводит на юридическом уровне ее структуру и специфику. Поэтому право также представляет собой определенную систему.
Система права- структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли)
Отрасль права- относительно самостоятельная совокупность правовых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений. Одним из критериев деления системы права на отрасли права является отличие общественных отношений друг от друга по содержанию, конкретным целям и задачам. В свою очередь отрасли права различаются по предмету правового регулирования.
Предмет правового регулирования - качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. Например, нормы права, предметом регулирования которых являются отношения между работником и работодателем, составляют одну отрасль права; правовые нормы, предметом регулирования которых являются общественные отношения в сфере имущественных отношений, составляют другую отрасль права; и т. д.
Система права Российской Федерациичетко структурирована и имеет свою иерархию. Ведущей отраслью права является конституционное право.Эта отрасль права устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Ведущий характер конституционного права состоит в том, что основным его источником является Конституция государства, содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят свое конкретное воплощение и развитие. Именно поэтому конституционное право представляет собой ядро системы права.
Далее система права подразделяется на три основных отрасли, которые составляют первый уровень системы права:
1. Административное право,которое регулирует отношения в сфере государственного управления как между государственными органами, так и между государством и гражданами.
2. Гражданское право,которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
3. Уголовное право,которое регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний.
Каждая из этих отраслей права имеет еще уровни, на которых располагаются вполне самостоятельные, но все же производные от основных отрасли права. Например, гражданское право - самое большое по охвату регулирования общественных отношений - содержит определяющие начала для следующих отраслей права:
1. Трудовое право.Регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей. Трудовое право могло бы считаться частью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавливали жесткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую административную зависимость работника от работодателя.
2. Хозяйственное право.Регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота. Хозяйственное право существенно дополняет и конкретизирует гражданское право.
3. Жилищное право.Регулирует общественные отношения, возникающие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недвижимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регулируется нормами гражданского права.
4. Земельное право.Регулирует отношения, связанные с использованием и охраной земли.
5. Семейное право.Регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи.
6. Таможенное право.Регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможенную границу государства.
Существует традиция разделять отрасли системы права на частное право и публичное право. К частному праву относят отрасли права, которые призваны обеспечивать интересы отдельных граждан или организаций: гражданское право, трудовое право, жилищное право, семейное и другие отрасли права. К публичному праву обычно относят конституционное право. Подобное разделение отраслей права носит условный характер.
Отдельно от всех отраслей права стоит международное право,которое также подразделяется на частное и публичное. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств.
Представленный вариант системы права не единственный. В других вариантах дается иное представление о связях между отраслями права. Но это не отражается на содержании отраслей права, которые выделяются по трем основным признакам:
а) по предмету - что регулируется;
б) по методу - как регулируется;
в) по наличию специальных нормативных актов - чем регулируется. По самым скромным подсчетам в системе российского права более двадцати отраслей права.
Источники отраслей права - официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, призванные регулировать общественные отношения в отдельной отрасли права. В целях упорядочивания и совершенствования правовых норм государство проводит их систематизацию, что и позволяет говорить о системе законодательства.
Формы систематизации законодательства:
- кодификация - деятельность правотворческих органов государства по упорядочиванию, корректировке и переработке действующего законодательства в конкретной области общественных отношений с целью создания нового единого и логически непротиворечивого сводного нормативного акта. Обычно выделяют три вида кодифицированных актов: 1) основы законодательства; 2) кодексы; 3) уставы (положения). Наиболее распространенный вид - кодексы (например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т. п.). Кодифицированные акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Их принятие представляет собой шаг вперед в развитии законодательства;
- инкорпорация в отличие от кодификации представляет собой объединение действующих нормативных актов в сборники путем их репродуцирования, т. е. без их переработки. Инкорпорация бывает:
а) хронологической, когда нормативные акты в сборниках расположены в зависимости от времени их принятия (например, "Собрание актов Президента и Правительства");
б) систематической, когда принятые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т. е, по отраслям права.
Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства в целях создания справочников, сборников для отдельных категорий специалистов, работающих на предприятии, в учреждении, организации. На эти сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.
Иногда выделяют еще одну форму систематизации законодательства -консолидацию. Это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так как ничего нового в регулирование общественных отношений не вносит, но по сути консолидация близка к кодификации, так как консолидированный акт является сводным нормативным актом. Обычно консолидация законодательства используется там, где нет необходимости или возможности кодификации.
3. Как было отмечено, непосредственным итогом правового регулирования и конечным результатом действия права является правопорядок. Правопорядок основан на строгом и полном соблюдении законов всеми гражданами, т. е. на их правомерном поведении. Антиподом правомерного поведения является правонарушение.
Правонарушениепредставляет собой противоправное деяние (действие или бездействие), которое представляет определенную опасность для общества.
Признаки правонарушения.Первым признаком правонарушения является общественная опасность. Она выражается не только в причинении вреда другому или другим лицам, но и в самой возможности причинения вреда.
Вторым признаком правонарушения является противоправность. Противоправным считается действие, запрещенное законом, или бездействие, если лицо должно было совершить определенные действия, предусмотренные законом, но не совершило.
Третьим признаком правонарушения является виновность. Это значит, что правонарушением признается деяние, совершенное по вине конкретного лица, которое осознает, что совершает неправомерное действие, и руководит своими поступками. (Понятие и формы вины подробно рассматриваются в лекции по уголовному праву.) Данный признак указывает на то, что понятие правонарушения применимо только к дееспособным лицам.
Четвертым признаком правонарушения является наказуемость. Это значит, что правонарушение влечет за собой применение мер государственного воздействия к лицам, совершившим неправомерное деяние.
Таким образом, правонарушение- общественно опасное виновное действие или бездействие, которое противоречит нормам права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Виды правонарушений.По степени общественной опасности правонарушения подразделяются на два вида: проступки и преступления.
Проступки характеризуются меньшей степенью общественной опасности. К ним относятся административные и дисциплинарные проступки.
Административные проступки - правонарушения, посягающие на установленный законом порядок в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, а также посягающие на общественный порядок и спокойствие граждан.
Дисциплинарные проступки - правонарушения, совершаемые в сфере служебных отношений. Как правило, это деяния, посягающие на установленный распорядок деятельности определенных групп людей: рабочих, учащихся, военнослужащих и т. д.
Гражданские правонарушения - правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, выражающиеся в причинении вреда, невыполнении обязательств по договору, нарушении авторских прав и т. д.
Преступления - правонарушения, отличающиеся большой степенью общественной опасности, влекущие за собой применение мер уголовного наказания. Поэтому понятие преступления относится к компетенции уголовного права.
Особую группу правонарушений составляют процессуальные правонарушения. Они связаны с нарушением гражданами или государственными органами интересов правосудия или процессуальных прав одной из сторон, с которой правонарушитель состоит в правоотношении.
Можно выделить также международные правонарушения. Это противоречащие нормам международного права деяния субъектов международного права, приносящие ущерб или нарушающие права другого аналогичного субъекта. Международные правонарушения подразделяются на международные деликты (например, нарушение международных торговых обязательств) и международные преступления (международный терроризм, геноцид, военная агрессия и т. д.).
Юридическая ответственность.Совершение тем или иным лицом противоправного виновного деяния, содержащего признаки правонарушения, является основанием привлечения к юридической ответственности. Юридическая ответственность является средством, которое блокирует или предотвращает противоправное поведение и стимулирует общественно полезные действия людей в сфере правового регулирования. В широком смысле юридическая ответственность понимается как отношение лица к обществу, государству и другим лицам с позиции осознанного выполнения своих обязанностей перед ними. В более узком, специальном смысле, юридическая ответственность понимается как реакция государства на совершенное правонарушение. Реализация юридической ответственности на практике означает применение к правонарушителю мер государственного воздействия, содержащихся в санкциях правовых норм.
Признаки юридической ответственности:
1. Содержание юридической ответственности составляет государственное принуждение, в котором государство в лице его компетентных органов выступает как управомоченная сторона, а правонарушитель - как обязанная.
2. Юридическая ответственность характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Лишение правонарушителя определенных благ является объективным свойством ответственности. Другими словами, юридическая ответственность представляет для правонарушителя юридическую обязанность, которой для него до правонарушения не существовало (например, обязанность уплатить штраф, неустойку, возместить причиненный ущерб и т. д.).
3. Юридическая ответственность наступает только за совершившееся правонарушение. Это значит, что не подлежит юридической ответственности лицо, заявившее о намерении совершить правонарушение, но не совершившее его. Аналогичным образом юридическая ответственность не применяется за неоконченное правонарушение, если оно не повлекло за собой причинение вреда. В юридической науке идут споры, какое правонарушение считать совершившимся. В необходимых случаях этот факт может устанавливаться в судебном порядке.
4. Применение мер юридической ответственности возможно лишь при соблюдении норм процессуального права (гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права, процессуальных норм, содержащихся в законодательстве об административных правонарушениях).
Юридическая ответственность является лишь одним из видов государственного принуждения. Наряду с юридической ответственностью к мерам государственного принуждения относятся:
- принудительно-обеспечительные меры (обыск, выемка, наложение ареста на имущество);
- меры защиты (принудительное взыскание алиментов, признание гражданско-правовой сделки недействительной, обязанность выполнения решений суда о восстановлении на работе незаконно уволенного работника и др.).
Виды юридической ответственностисоответствуют названиям отраслей права, за нарушение норм которых предусмотрены соответствующие санкции. Обычно выделяют следующие виды юридической ответственности:
1. Административная ответственность выражается в применении к правонарушителям мер административного воздействия (от предупреждения до административного ареста).
2. Дисциплинарная ответственность наступает вследствие нарушения дисциплины (трудовой, воинской, учебной и т. п.). Основными дисциплинарными мерами являются замечание, выговор, увольнение с работы, исключение студента из вуза за систематическую неуспеваемость или за утрату связи с вузом, назначение вне очереди наряда по службе и др.).
3. Материальная ответственность заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий лица во время исполнения им I своих служебных обязанностей. Как материальная, так и дисциплинарная ответственность применяется в основном в трудовом праве.
4. Гражданско-правовая ответственность наступает при нарушении имущественных и некоторых личных неимущественных прав граждан и организаций. Данный вид ответственности реализуется в установленных законом или договором мерах воздействия, влекущих для правонарушителя невыгодные последствия имущественного характера (например, возмещение убытков, уплата неустойки, возмещение вреда и др.). Цель гражданско-правовой ответственности - восстановление нарушенных имущественных прав.
5. Уголовная ответственность применяется к лицам, совершившим преступление.
Дисциплинарная и материальная ответственность в основном применяется во внесудебном порядке. Административная ответственность может применяться и по решению суда. Гражданско-правовая и уголовная ответственность применяется только в судебном порядке.
Более подробно виды юридической ответственности рассмотрены в соответствующих лекциях по конкретным отраслям права.
Литература
Алексеев С.С. Теория права. М.: Юридическая литература, 1996.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 1998.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года М.: Юридическая литература, 1994.
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Изд-во СПАРК, 1998.
Лившиц Р.З. Теория права. М.: Изд-во БЕК, 1994.
Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учеб. пособ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1997.
Общая теория права. Учеб. пособ. / Под ред. А.С. Приголкина. М., 1996.
Основы государства и права. Учеб, пособ. / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрист, 1997.
Основы права. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1996.
Основы права. Учебник / Под ред. Д.П. Котова. М., 1998.
Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998.
Теория государства и права: В 2 ч. / Под ред. А.Б. Венгерова. М.: Юрист, 1995.
Теория государства и права. Учебник / Под ред. Г.Н. Манова. М.: Изд-во БЕК, 1995.
Теория государства и права. Учебник / Под ред. В.М. Корельского. М., 1997.