Причины появления, сущность и основные черты Конституции
Термин «конституция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «учреждение, устройство, установление».
Первые конституционные акты появились в XVII-XVIII вв. и своим происхождением были обязаны выходу на политическую арену буржуазии, возглавившей широкие слои народа против феодального строя и абсолютизма. Именно тогда человечество осознало ценность личной свободы и в связи с этим необходимость обуздать государство, заставив его подчиняться каким-либо установленным правилам. Иными словами, цель принятия Конституции заключалась в том, чтобы установить пределы государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении в отношении человеческой личности.
Документы конституционного характера (например, Орудие управления – 1653г., Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточения за морями – 1679г. и др.) впервые были приняты в Англии, где буржуазные преобразования начались раньше, чем в других странах. Но первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США (1787г.), Франции и Польше (1791г.). К настоящему времени конституции имеются практически во всех странах мира.
В литературе приводятся различные определения конституции, однако, они не противоречат друг другу и все будут правильными. В самом общем виде конституцию можно определить как Основной закон государства, обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий устройство государственной власти, и определяющий ее взаимоотношения с обществом и личностью.
В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью, поэтому конституции принимаются народом или от имени народа.
Для понимания конституции как основного закона государства, познания ее природы и предназначения важным становится вопрос уяснения сущности этого документа. В современный период принято считать, что конституция имеет социально-политическую сущность, однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ западным концепциям, другой – марксистский. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора.По ней предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Теологические теории видят сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в конституции воплощаются идеи высшей справедливости, разума. Некоторые школы естественного правасчитают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают по этой концепции прочностью и устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, составляющихся в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта. Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти, поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет приделы этого ограничения в конституции. Марксистско-ленинская теория, являвшаяся основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, а волю господствующего класса, т.е. что конституция является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека, полное огосударствление общества. Во всех советских конституция была заложена именно такая классовая сущность.
Действующая Конституция Республики Беларусь не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В ее сущности заключены другие начала – не классовые, а общедемократические. Сущность конституции, заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и не согласным с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.
Общедемократическая сущность конституции предполагает ее принятие при участии большинства избирателей и поддержке ее большей частью числа последних. Однако демократия не совместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.
Подводя итог вопроса сущности конституции, следует отметить, что, несмотря на наличие различных концепций, их представители солидарны в том, что конституция – это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.
Конституцию как правовой акт, занимающий особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:
1.Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается. Конституция является актом, который принимается народом или от имени народа. Эта существенная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства стран мира начинаются словами: «Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».
Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 года, проводившегося в течении 6-ти месяцев с широчайшим размахом и призванного «освятить» Основной Закон волей народа. Всенародному обсуждению подвергалась и Конституция СССР 1977 года;