Основные принципы 3 страница
III II Конгресс — Лондон, 1960 г. Рассмотрены меры по преду
преждению преступности среди несовершеннолетних и условия
труда заключенных, их условно-досрочное освобождение и реаби
литация после отбывания наказания. Приняты рекомендации по
профилактике отдельных преступлений в развивающихся странах Конгресс — Стокгольм, 1965 г. Утвержден Доклад, в котором преступность рассматривается как явление, напрямую связанное с экономическим и социальным развитием государств. Одобрен ряд мер по предупреждению преступности и борьбе с рецидивизмом.
IV Конгресс — Киото, 1970 г. Принята Декларация по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Государствам рекомендовано принимать необходимые правовые и организационные меры по борьбе с преступностью, изучать ее динамику и прогнозировать с целью предупреждения наиболее опасных преступлений международного характера. В 1971 г. Декларация одобрена резолюцией ЭКОСОС.
V Конгресс — Женева, 1975 г. Принята Декларация о защите
всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижаю
щих достоинство видов обращения и наказания, на основе кото
рой впоследствии была принята Конвенция против пыток 1984 г.
Разработаны основные положения Кодекса поведения должност
ных лиц по поддержанию правопорядка, который был принят Ге
неральной Ассамблеей в 1979 г.
VI Конгресс — Каракасе, 1980 г. Обсуждены Стандартные ми
нимальные правила отправления правосудия в отношении несо
вершеннолетних. Принята резолюция «Тенденции в области пре
ступности и стратегия по ее предупреждению».
VII Конгресс — Милан, 1985 г. Приняты: Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, Минимальны стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тю ремным заключением, Типовые соглашения о передаче осужден ных-иностранцев, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка, План действий по укреплению международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
VIII Конгресс — Гавана, 1990 г. Среди основных принятых документов: Меры по борьбе с международным терроризмом, Типовые договоры о выдаче преступников и о взаимной помощи по уголовным делам, Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства, Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей, Руководящие принципы для предупреждения преступности и др.
IX Конгресс — Каир, 1995 г. Рассмотрены меры по борьбе
с национальной и транснациональной экономической и организо
ванной преступностью, роль уголовного права в охране окружаю
щей среды, роль ООН в области предупреждения преступности
и уголовного правосудия. В Конгрессе приняли участие представители 140 государств1.
X Конгресс — Вена, 2000 г. Принята Декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века. Подтверждена приверженность ООН эффективным, решительным и незамедлительным мерам по предупреждению преступной деятельности, осуществляемой в целях содействия терроризму во всех его формах и проявлениях, и по борьбе с такой деятельностью.
Под эгидой ООН разработаны многие конвенции. В их числе Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г., Конвенция о борьбе с захватом заложников
1979 г., Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. и т. д.
Известна деятельность в этой области и ряда других международных организаций. Так, в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО) были подготовлены и приняты Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. и дополнивший ее Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию 1988 г., Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г.; Международной морской организации (ИМО) — Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против морского судоходства 1988 г. и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1988 г.; Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) — Конвенция о физической защите ядерного материала
1980 г.
Значительную роль в координации действий государств, их правоохранительных органов играет Международная организация уголовной полиции (Интерпол).
Интерпол был создан в 1923 г. как Международная комиссия уголовной полиции (МКУП) для координации борьбы различных стран с уголовными преступлениями с центром в Вене. В марте 1938 г. германские войска вошли в Австрию, и МКУП практически прекратил свое существование, так как ни одного официального конгресса проведено не было. Нацисты фактически превратили МКУП в организацию политического сыска.
К основным направлениям деятельности Интерпола относятся следующие:
— — уголовная регистрация, которая организуется Генеральным секретариатом по специальной методике в целях идентификации как преступников, так и преступленийсебя оперативно-розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление;
— международный розыск лиц, пропавших без вести, проводимый в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства — инициатора розыска;
— международный розыск похищенных ценностей — автомобилей и других транспортных средств, произведений искусства, археологических ценностей, оружия и т. п.
Деятельность Интерпола ограничивается регистрацией преступников и международным розыском. Главная задача сотрудников Интерпола — обеспечить сотрудничество ведомств уголовной полиции различных стран и снабдить их необходимой информацией в целях своевременного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Сугубо полицейские функции они не выполняют.
СССР стал членом этой Организации 27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Интерпола. Россия участвует в Интерполе на правах правопродолжателя СССР. НЦБ Интерпола в России — подразде-пение криминальной милиции на правах Главного управления центрального аппарата МВД России.
По данным пресс-службы НЦБ России, в 2001 г. по инициативе российских правоохранительных органов в международный ро-)ыск было объявлено 843 человека, в том числе через НЦБ Интерпола стран СНГ — 403. В зарубежных странах установлено местонахождение 248 россиян, уклоняющихся от привлечения к уголовной ответственности и отбывания наказания, 64 человека адержаны. Также на территории России установлено местонахождение 147 человек, обвиняемых в совершении различных преступлений за рубежом. Из Российской Федерации иностранным правоохранительным органам выдано 5 человек, находившихся в ме-/кдународном розыске. Кроме того, в 2001 г. в России обнаружено 2983 автомобиля, похищенных за рубежом и разыскиваемых по пинии Интерпола. В базы данных Бюро было поставлено на учет свыше 8 тыс. фирм и около 33 тыс. разыскиваемых людей, подозреваемых в совершении того или иного преступления, а также пропавших без вести.
В рамках Европейского союза с 1 июля 1999 г. действует Европейское полицейское ведомство, которое сокращенно именуется Г.вропол. Местонахождение Европола — Гаага (Нидерланды). С одной стороны, Европол является органом Европейского союза, по с другой — обладает собственной правосубъектностью. Так, например, Европол может вступать в отношения с Интерполом, а также государствами, не являющимися членами Европейского союза (ст. 10, 26, 42 Конвенции о Европоле).
Целью Европола является повышение эффективности работы и сотрудничество национальных правоохранительных органов государств — членов Евросоюза.
К основным направлениям деятельности Европола в сфере борьбы с преступностью относятся: научно-техническое содействие и координация работы национальных следственных органов и информационное содействие государствам-членам в расследовании преступлений.
6 ноября 2003 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (Европол). Взаимодействие сторон Соглашения происходит согласно ст. 4 п. 1 Соглашения в сфере предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступлений, в частности в отношении следующих правонарушений:
а) против жизни и здоровья человека;
Ь) связанных с терроризмом и его финансированием;
с) связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
<3) связанных с незаконным оборотом культурных ценностей;
е) связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих веществ, ядерных и радиоактивных материалов;
г) в отношении имущества, включая мошенничество, хищение и незаконный оборот автотранспортных средств;
§) связанных с легализацией (отмыванием) доходов;
Ь) связанных с незаконной миграцией, торговлей людьми и проституцией и эксплуатацией проституции третьими лицами.
Согласно ст. 18 данного Соглашения оно вступило в силу с даты его подписания.
88.Правовая ПОМОЩЬ ПО УГОЛОВНЫМ делам и выдача преступников.
Нормативная регламентация правовой помощи, и в частности, правовой помощи по уголовным делам, весьма разнообразна: многочисленные специальные двусторонние соглашения о выдаче преступников; двусторонние договоры о правовой помощи; локальные конвенции о передаче осужденных; общие международные договоры о борьбе с определенными преступлениями, содержащие нормы о процедуре правового сотрудничества.
Договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам охватывают широкий круг ситуаций. Государства оказывают друг другу правовую помощь путем выполнени поручений о производстве отдельных процессуальных действи" в частности составления и пересылки документов, проведени
обысков, изъятий, пересылки и передачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса обвиняемых, свидетелей и других лиц. Определенный интерес в этом плане представляет Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Она, в частности, содержит положения, согласно которым государства-участники взяли на себя обязательства по поручению другого государства в соответствии со своим национальным законодательством осуществлять уголовное преследование своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории другой страны — участницы Конвенции (ст. 72—76). В Российской Федерации действует более 20 договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных бывшим СССР, а также ряд соглашений, заключенных от имени Российской Федерации.
7 ноября 1996 г. Россия подписала две европейские конвенции: Конвенцию о выдаче 1957 г. и Конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. Для Российской Федерации конвенции вступили в силу 9 марта 2000 г. после их ратификации Федеральным Собранием.
До участия в этих соглашениях вопросы оказания правовой помощи и экстрадиции решались с европейскими странами на основе принципа взаимности. В соответствии с Конвенцией 1959 г. правовая помощь оказывается по вопросам уголовного преследования за преступления, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей стороны. К вопросам оказания правовой помощи относятся: исполнение судебных поручений, касающихся уголовных дел, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов; вручение судебных повесток и постановлений о явке в суд запрашивающего государства свидетелей, экспертов и обвиняемых; передача выдержек из судебных материалов и информации о них, необходимых для рассмотрения уголовного дела.
Соглашения о правовой помощи, как правило, регулируют процедуру выдачи (экстрадиции) преступников. Вопросам экстрадиции посвящены также двусторонние соглашения о выдаче преступников.' Положения о выдаче могут содержаться в многосторонних конвенциях о борьбе с преступлениями международного характера.
Экстрадиция является одним из самых древних институтов международного уголовного права и представляет собой передачу лица государством, на территории которого такое лицо находится, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение В эпоху рабовладения ярко проявилась роль выдачи как средства пресечения бегства рабов. Немало договоров о выдаче заключалось в Средние века, однако речь в основном шла о политических преступниках, противниках власти. В целом практика сводилась к тому, что бежавшие из дружественных стран выдавались, а из недружественных — нет.
Договорной практике России положения о выдаче известны со времен Киевской Руси. Так, в договорах Олега и Игоря с Византией (911, 944 гг.) предусматривалось, что совершившие преступление в Византии русские подлежат выдаче в свою страну для наказания, а греки выдаются Византии. Здесь институт выдачи был связан с иммунитетом от местной юрисдикции.
Французская революция XIX в., юридически оформившая право убежища, послужила импульсом для качественно нового этапа развития института выдачи. Право убежища получает общее признание, и выдача приобретает характер взаимной помощи государств в борьбе с общеуголовной преступностью. Государства заключают договоры о выдаче и принимают соответствующие национальные законы. Одним из первых многосторонних договоров, предусматривающих выдачу преступников, является Амьенский договор 1802 г. между Францией, Великобританией, Испанией и Голландией. В этот период времени утверждается принцип двойной криминальности, в соответствии с которым деяние, послужившее основанием для выдачи, должно квалифицироваться как преступное по праву как выдающего, так и запрашивающего государства, и принцип конкретности, заключающийся в том, что судить лицо можно только за преступление, послужившее основанием для его выдачи.
В современном мире в результате интеграционных процессов значительно упростилась процедура пересечения государственных границ, что позволяет лицам, совершившим преступление в одном государстве, укрыться в другом. И это диктует государствам необходимость все более тесного сотрудничества в вопросах борьбы с преступностью и, в частности, в вопросах выдачи преступников с соблюдением должного баланса между государственными интересами и правами выдаваемых лиц.
В договорах, предусматривающих экстрадицию, перечислены случаи, в которых выдача не осуществляется: если лицо, выдача которого требуется, является гражданином того государства, к которому обращено требование; преступление совершено на территории государства, к которому обращено требование; по законодательству государства, к которому обращено требование, уголовное преследование не допускается ввиду истечения срока давности или по иным законным основаниям; в отношении лица, совершившего преступление, уже вынесен приговор за то же самое преступление или имеется постановление о прекращении дела, вынесенное судом или другим органом государства, к которому обращено требование; преступление в соответствии с законодательством обоих государств преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).
Специальные вопросы правовой помощи по уголовным делам решаются Конвенцией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Конвенция была подписана 19 мая 1978 г. рядом государств, в том числе СССР, и вступила в силу 26 августа 1978 г. Согласно этой Конвенции граждане каждого из государств-участников, осужденные к лишению свободы в другом государстве, будут по взаимному согласию этих государств передаваться для отбывания наказания в то государство, гражданами которого они являются. Передача осужденного возможна после вступления приговора в законную силу (ст. 1). Передача осужденного не производится, если по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания компетентным органом этого государства; наказание не может быть исполнено в государстве, гражданином которого является осужденный, вследствие истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства; осужденный имеет постоянное место жительства на территории государства, судом которого вынесен приговор; не достигнуто согласия о передаче осужденного на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией (ст. 4). Назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора суда того государства, в котором он был осужден, а помилование осужденного осуществляется тем государством, которому он передан для отбывания наказания.
В рамках Совета Европы в 1983 г. была принята Страсбург-ская конвенция о передаче осужденных лиц. При соблюдении определенных условий в процедуре передачи осужденных лиц могут принимать участие и государства, не являющиеся членами Совета Европы.
В некоторых странах приняты специальные законы о выдаче (например, Австрии, Германии и Швеции), но в большинстве государств соответствующие нормы содержатся в конституционном, уголовном, уголовно-процессуальном праве. В ряде европейских стран при отсутствии международных договоров собственное право является основанием для выдачи (ФРГ, Италия, Франция и др.).
Конституция Российской Федерации содержит положения о выдаче преступников. Согласно Конституции не выдаются соб
89.Юридический статус И правовой режим Арктики
Арктика — часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.
Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные секторы. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимся в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства. Боковые границы полярных секторов не являются государственными границами. СССР закрепил свои
90.Международно-правовой синус и режим использования пространств И природных ресурсов Антарктики,
Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60 градусов южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарктиды определен Международным договором об Антарктиде 1959 г., в котором участвовало около 40 государств. Это соглашение государств — участников Договора в 1995 г. признано бессрочным.
В соответствии с положением Договора 1959 г. все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживаются».
Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях. В Антарктике запрещается:
1) создание военных баз и укреплений;
2) проведение военных маневров;
3) испытание любых видов оружия;
4) проведение ядерных взрывов;
5) сброс радиоактивных отходов.
За соблюдением Договора установлен строгий контроль. Каждое государство - участник Договора может назначать своих наблюдателей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Наблюдатели и научный персонал станций находятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они являются.
Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики регламентируется Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г.
Последним ограничительным документом стал Мадридский протокол 1991 г., предусматривающий 50-летний мораторий на ведение в Антарктике геологоразведочных и горнодобывающих работ. Считается, что подписание этого документа вместо подготовленной конвенции о минеральных ресурсах «шестого континента» связано с опасением ряда стран опоздать с созданием соответствующей техники к разделу Антарктики
91.Понятие права международной безопасности.
Международная безопасность — это миропорядок, в котором созданы благоприятные международные условия для свободного развития государств и иных субъектов международного права.
В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для проведения политики, направленной на повышение материального уровня жизни людей, свободного развития личности, обеспечения в полном объеме прав и свобод человека и гражданина.
Международную безопасность понимают в широком и узком смысле слова.
Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности.
Международная безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-политические аспекты.
Право международной безопасности — отрасль международного права, представляющая собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности1. Нормы данной отрасли направлены на обеспечение как международной, так и национальной безопасности.
Источниками права международной безопасности являются международный договор, международный обычай, обязательные решения международных организаций, прежде всего Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
Основу права международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, и том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами.
Помимо общепризнанных принципов международного права право международной безопасности имеет и свои, отраслевые, принципы1.
Специалисты в области международного права к отраслевым принципам права международной безопасности относят следующие.
Принцип неделимости международной безопасности означает, что в XXI в. мир, как никогда ранее, неделим. Планета Земля — небольшая часть Вселенной. Государства нашей планеты тесно взаимосвязаны. При современных средствах связи и транспорта можно за считанные минуты или часы достичь любого уголка планеты. Жизнь показывает, что любой кризис в одной части земного шара, будь то природные катаклизмы, вооруженные конфликты или акты международного терроризма, сразу же негативно сказывается в других его частях. Государства ставят перед собой задачу совершенствования универсальной системы международной безопасности, основы которой заложены положениями Устава Организации Объединенных Наций.
Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предполагает проведение такой внешней политики государством, которое в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государства, но и всего мирового сообщества. Безусловно, обеспечение национальной безопасности государства — один из приоритетов деятельности его высших органов, ибо речь идет о безопасности общества, обеспечении и защите прав человека и гражданина. В то же время каждое государство при выработке и осуществлении своей внешней политики, осуществлении военно-политических и военно-технических связей с другими государствами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасности как своих союзников, так и международного сообщества в целом.
В праве международной безопасности длительное время обосновывался принцип равной и одинаковой безопасности, который по своей сути развивает и конкретизирует предыдущий принцип — ненанесения ущерба безопасности других государств2. Имеется в виду, что государство должно обеспечивать свою безопасность,
соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств. Речь идет о своего рода паритете безопасности.
Однако реальная практика показывает, что данный принцип применим только в отношениях между мощными в военном отношении государствами, например постоянными членами Совета Безопасности ООН. Что касается государств, которые нельзя отнести к крупным и мощным, то часто по отношению к ним данный принцип не применялся. События последних двух десятилетий, когда США применяли силу в отношении Гренады (1983 г.), Никарагуа (1984 г.), Югославии (1999 г.), Ирака (2003 г.), наглядно показывают, что далеко не все руководствуются принципом равной и одинаковой безопасности.
Данный принцип формировался в эпоху, когда на международной арене соперничали между собой две основные экономические и политические системы — социалистическая и капиталистическая. Их олицетворением были СССР и США, которые по мощи своих вооружений к началу 70-х годов XX в. на много порядков превосходили другие государства. Именно тогда эти две, как их называли, супердержавы в военной сфере достигли стратегического паритета. Ни одна из них не могла позволить другой стороне вырваться вперед в военном отношении. И это было бла-| ом для всего мира, поскольку угроза ядерного катаклизма не по-шоляла СССР и США прибегать к оружию для выяснения споров между ними. Этот стратегический паритет позволил двум державам начать долговременный процесс ограничения и сокращения адерного оружия и средств его доставки1.
После распада СССР в 1991 г. в мировые лидеры вырвались < ША, поскольку не только не утратили свою былую мощь, но и существенно нарастили ее. Естественно, у США появилось • гремление воспользоваться своей огромной экономической, финансовой и военной мощью для обустройства мира по-американ-| ки. И сразу же существование принципа равной и одинаковой "сюпасности оказалось под угрозой. Особенно жестким атакам \казанный принцип подвергся на рубеже XX и XXI вв., когда I ША не только предприняли военные акции против ряда госу-сфств, но и вышли из такого базового для стратегической стабильности международного соглашения, как Договор по противоракетной обороне 1972 г.
92.Коллективная безопасность и ее виды
Различают два вида международной безопасности: универсальную и региональную.
Оба вида международной безопасности относятся к коллективной безопасности, т. е. они могут быть обеспечены только
коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.
Универсальная безопасность создается в целом для планеты Земля. Она основана на системе международных договоров, направленных на обеспечение международной безопасности для всех субъектов международного права1.
Универсальная система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках Организации Объединенных Наций. Главным органом такого обеспечения является Совет Безопасности ООН. Это единственный орган в мире, которому на основе Устава ООН дано право определять, существует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли таковая на деле, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы сохранить мир и обеспечить в полном объеме международную безопасность.
Совет Безопасности ООН имеет право применить к агрессору комплекс мер, включая использование вооруженной силы, чтобы не только прекратить агрессию, но и создать условия для недопущения ее в будущем. Однако применить эти меры мировое сообщество может лишь при единстве всех государств — постоянных членов Совета Безопасности ООН. Этот орган действует в постоянном режиме и может своевременно реагировать на запросы государств, которые обеспокоены реальными угрозами их безопасности.
Региональная международная безопасность — безопасность в отдельном регионе.
Во второй половине XX в. сложилась система коллективной безопасности в Европе. Она основана на механизме функционирования ряда систем, в том числе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организации Североатлантического договора (НАТО).
Коллективная европейская безопасность в рамках ОБСЕ начала формироваться в 1975 г., когда 33 европейских государства, а также США и Канада на высшем уровне подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Для европейского крнтинента подписание Заключительного акта СБСЕ было важно по двум причинам.
Во-первых, в XX в. Европа была очагом двух мировых войн, унесших более 55 млн человеческих жизней. Инициатор обеих мировых войн — Германия после Второй мировой войны более двух десятилетий проводила политику реваншизма, т. е. стремилась к пересмотру итогов войны, завершившейся в 1945 г. Европейские государства должны были сделать все, чтобы Европа не стала очагом и театром третьей мировой войны. Во-вторых, несмотря на политическое, экономическое, социальное, культурное развитие Европы, она представлялась одним из самых нестабильных регионов, где друг против друга располагались два мощных военных блока — Организация Варшавского договора (ОВД) и НАТО. Отношения между ними порой складывались на грани начала военных действий (например, в 1961 г., когда была воздвигнута Берлинская стена).