Гражданство как правовой институт.Права человека и гражданина
Гражданин - в теории государства, конституционном и международном праве – это лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, имеющее гражданство данного государства, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией.
Гражданство трактуется в юридической литературе, как устойчивая принадлежность человека к определенному государству, правовая связь человека и государства. По сути, гражданство – это именно состояние, имеющее набор взаимных прав и обязанностей. Связь эта двусторонняя. Государство, предоставляя человеку гражданство, в то же время берет на себя обязательство обеспечить в полном объеме его права и свободы, защиту и покровительство, в том числе за рубежом. Вместе с тем есть и другая сторона: граждане должны соблюдать законы государства, выполнять установленные им обязанности, оберегать авторитет государства, в случае необходимости защищать. Нормативную основу гражданства современной России составляют правовые нормы, закрепляющие принципы этого института и регулирующие отношения по поводу гражданства. Эти нормы содержатся в Конституции РФ и специальном Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Конституция РФ 1993 г. внесла существенные изменения в институт российского гражданства. Закрепив гражданство России в качестве одной из основ конституционного строя (ст. 6), Конституция определила, что оно является единым и равным, независимо от оснований приобретения. В Федеральном законе от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» содержатся принципы гражданства России (сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами; невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его; невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции) и др.) и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства России. По-видимому, общесоциальная сущность гражданства в том, что принадлежность к данному институту того или иного государства – нормальное состояние любого человека. Где бы он ни находился, он сохраняет свое российское гражданство. Отмеченные выше существенные изменения в содержании гражданства современной России обусловлены необходимостью сочетания государственных интересов и прав личности при решении вопросов гражданства. К тому же, это объясняется важностью дальнейшей демократизации российской государственности с учетом реалий и особенностей социально-экономического развития России. Конституция РФ нормативно не разделяет права и свободы человека и гражданина на какие-либо группы. Вместе с тем общий перечень прав и свобод в Конституции зафиксирован в такой же последовательности как во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., т.е. сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические права и свободы.
Представляется, что институт прав и свобод может быть классифицирован на следующие группы. 1. Самое общее деление прав и свобод – деление их на права человека и права гражданина. Как член гражданского общества человек имеет равные права со всеми другими. Вместе с тем как гражданин он имеет равные права только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству. Имеется в виду то, что у человека-гражданина больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тем, кто к данному государству не принадлежит. 2. Понятия права и свободы – в значительной степени равноценны, нередко их отождествляют Но между ними есть и различия. «Свобода» – понятие более общее, чем «право» в том смысле, что осуществляется исключительно по усмотрению управомоченного лица (свобода мысли, свобода совести). Очевидно, для реализации права, например, «право избирать и быть избранным» необходимы определенные конкретные действия, а «свобода мысли и слова» предполагает более широкий спектр возможностей, без четко очерченного результата. 3. Выделяют абсолютные права и свободы (т.е. те, которые ни при каких условиях не могут быть ограничены) и права и свободы, подлежащие законодательному ограничению. К первым относятся право на жизнь, достоинство личности, право на жилище, на судебную защиту, свобода совести, неприкосновенность частной жизни и др. (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). Ко вторым – свобода печати, свобода передвижения, тайна переписки и др. 4. Наиболее разработанной и традиционной является классификация прав и свобод человека и гражданина по сферам проявления этих прав и свобод. По указанному критерию права и свободы человека и гражданина объединяют в следующие группы: личные (гражданские) права и свободы, политические права и свободы, экономические, социальные и культурные права и свободы.
Личные (гражданские) права и свободы. Это те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, обеспечивают защиту всех сфер частной жизни от неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства РФ. Они включают право на жизнь (ч. 1 ст. 20); право на достоинство личности (ч. 1 ст. 21); право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23); право на неприкосновенность жилища (ст. 25); право определять и указывать свою национальность, право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26); свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28); право на защиту своих прав и свобод всеми законными средствами (ст. 45). Все названные права по своему содержанию и направленности отличаются индивидуальным характером и принадлежат каждому. По-видимому, гражданскими они называются потому, что принадлежат любому человеку, находящемуся на территории Российской Федерации.
Политические права и свободы. В собственном смысле их можно рассматривать в качестве обеспеченной законом и публичной властью возможности личности индивидуально или коллективно участвовать в общественно-политической жизни. Специфика этих прав в основном в том, что они связаны с обладанием гражданством, что не свойственно личным правам, принадлежащим каждому. Вместе с тем государство признает и защищает политические права и свободы, также как и личные права, что предусмотрено ст. 2 Конституции Российской Федерации. Политические права и свободы получили закрепление в международно-правовых актах. Имеются в виду Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1996 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др. Названные документы, признавая универсальный характер прав человека, утверждают такие общепризнанные политические права и свободы индивида, как свобода слова и выражения мнений, свобода мирных собраний, шествий и демонстраций, свобода союзов и ассоциаций, право принимать участие в управлении государством, право на обращение и др. Очевидно, фактическая реализация основных политических прав и свобод человека и гражданина возможна при помощи норм национального права. Эти нормы должны не только закреплять политические права и свободы, но и предусматривать эффективные механизмы их правовой защиты. Конституция РФ посвящает политическим правам и свободам ст. 30-33. Граждане Российской Федерации имеют право: на объединение (ст. 30);свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций (ст. 31); право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), доступа к государственной службе (ст. 32); право обращений («право петиции» (ст. 33); свобода информации и средств массовой информации (ч. 4,5 ст. 29). Нарушение политических прав, так же как и других прав, может вызвать наступление юридической ответственности. В частности, Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за следующие нарушения политических прав и свобод граждан: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141), фальсификацию избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142), воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в них (ст. 149).
Экономические права. К основным правам этой группы по Конституции РФ относятся: - право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); - право частной собственности, право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, право наследования (ст. 35, 36); - свобода труда и запрет принудительного труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1-2 ст. 37).
Социальные права. Конституция РФ характеризует Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В этой связи в современной России существенное значение придается социальным правам. По сути, социальные права – это совокупность конституционных и иных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенные материальные блага. В Конституции Российской Федерации закреплены следующие социальные права: - право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); - право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37); - право каждого на отдых (ч. 5 ст. 37); - право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39); - право каждого на жилище (ст. 40); - право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); - право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42); - право на образование (ст. 43). Российская Федерация в последние годы активизировала деятельность по реализации принятых на себя обязательств по проведению в жизнь социальной политики, направленной на обеспечение социальных прав граждан.
Культурные права и свободы. Основная особенность этой группы прав в том, что они связаны с участием граждан в культурной жизни и пользованием ее благами. По Конституции РФ к этим правам и свободам относятся: - право на образование и академические свободы (ст. 43); - свобода литературного, художественного, научного, технического и другого видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44). - право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44). Наряду с рассмотренной классификацией прав и свобод, существуют и иные подходы к обособлению их видов. Различают: естественные права, принадлежащие человеку от рождения, и позитивные права, устанавливаемые государством; в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству, выделяют, например, право российских граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства и т.д. В целом отметим следующее: в современном демократическом государстве должно быть обеспечено всестороннее развитие личности, ее творческих возможностей, содействие ее проявлениям позитивной социальной активности. Это предполагает дальнейшее развитие личных, политических, социальных и иных прав граждан, усиление гарантий их обеспечения.
37.Правове гос-во: понятие,признаки
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны: реализация идеи народовластия, демократический режим конституционного правления, верховенство закона во всех сферах общественной жизни, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, последовательная реализация принципа законности, взаимная ответственность государства и личности.