Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
по дисциплине «Уголовно-исполнительное право»
Под подготовкой к семинарским (практическим) занятиям по уголовно-исполнительному праву подразумевается активная самостоятельная индивидуальная работа студента, выполняемая им в свободное от учебы время и до начала практического занятия. В процессе подготовки к практическому занятию студент должен:
– внимательно ознакомиться с планом занятия;
– изучить конспект лекции;
– изучить и при необходимости законспектировать рекомендуемую литературу;
– изучить соответствующие нормативно-правовые акты;
– самостоятельно проверить свои знания, руководствуясь контрольными вопросами.
В планы отдельных занятий включены основные вопросы изучаемой темы по программе курса. В связи с тем, что объём учебных часов недостаточен, часть тем (вопросов) курса изучается студентами самостоятельно.
По каждой теме дается примерный перечень основной и дополнительной литературы.
Предлагаемая для изучения литература в основном имеется в фондах научной библиотеки ФГБОУ ВПО «СГЮА». Преподавателем, читающим лекции или ведущим семинарские (практические) занятия, может быть рекомендована и иная литература, не вошедшая в упомянутый выше перечень. Начинать изучение литературных источников следует с учебников уголовного права. При необходимости изучается методическая и справочная литература.
Кроме основной и дополнительной литературы студенту при подготовке к практическому занятию также необходимо воспользоваться периодической юридической печатью, ознакомиться с научными статьями, посвященными вопросам криминалистики, публикуемыми в юридических журналах.
Помимо основных вопросов изучаемой темы в плане к каждому занятию даются также контрольные вопросы для проверки и закрепления студентами полученных знаний. При необходимости студент вправе получить консультацию у преподавателя.
При подготовке к семинарским (практическим) занятиям студент обязан выполнить все указанные преподавателем или предусмотренные планом задания.
Работы периодически сдаются на проверку преподавателю и при наличии в них ошибок студент обязан переделать работу полностью или частично.
Залогом успешной подготовки к практическому занятию являются:
– активная самостоятельная работа студента;
– посещение лекций;
– своевременное внимательное изучение учебной литературы по дисциплине (не только основной, но и, прежде всего, дополнительной, а также публикаций в юридической прессе);
– посещение и активная работа в студенческом научном кружке.
Рекомендации по выполнению домашних (самостоятельных) заданий
Учебная программа и учебно-тематический план по дисциплине предполагают обязательную самостоятельную подготовку студентов в виде выполнения ими домашнего задания. В частности, это может быть заполнение таблиц, написание рефератов, решение задач-казусов, составление схем и таблиц, процессуальных документов, контрольные работы.
Такие задания предусмотрены по тем разделам и темам плана, по которым не отводится время на аудиторную работу (лекции, семинары), а также к темам и разделам, по которым проводятся семинарские занятия.
Специфической особенностью преподавания и изучения курса является многообразие и большой объем изучаемой отрасли, что в свою очередь обуславливает преподавание отдельных разделов и тем в обобщенной схематичной форме и использование в крайнем случае возможностей самостоятельной подготовки.
Указанные мероприятия позволяют студентам закрепить знания, полученные в ходе лекционных и семинарских занятий, а преподавателям - осуществить контроль за качеством выполнения заданий, которые выступают одним из критерием оценки уровня теоретической подготовки студентов и их способности самостоятельно решать практические задачи.
Понятие «самостоятельная работа» не означает, что студенты в обязательном порядке работают в отрыве от преподавателя. Это понятие предполагает самостоятельную работу студента независимо от того находиться ли он в аудитории учебного корпуса и изучает тему под руководством преподавателя в составе группы, либо он находится в других условиях и занимается самостоятельно. Самостоятельная работа является активным методом изучения материала.
Под активными методиками преподавания учебной дисциплины понимаются методики, предполагающие передачу студентам основных знаний в области уголовного права посредством самостоятельного ознакомления с письменными материалами вне аудитории и активного дискуссионного обсуждения в аудитории прочитанных материалов с тем, чтобы студенты смогли применить свои правовые знания на практике.
При использовании в учебном процессе самостоятельной работы и соответствующих домашних заданий необходимо усвоить соответствующие нормы уголовного законодательства, ознакомиться с опубликованной судебной, прокурорской и следственной практикой, с учебной и научной литературой. При этом особое внимание следует обратить на ряд изменений и дополнений, внесенных в последнее время в законодательство.
При самостоятельном изучении тем и разделов, студентам необходимо обращать внимание на следующие факторы и особенности курса , а именно:
1. должна использоваться преимущественно новейшая литература научного и учебного направления;
2. изучение предмета необходимо начинать с общих положений программы уголовного права;
3. подготовка по отдельной теме должна включать обязательное исследование вопросов теоретического характера и нормативных актов рекомендованных преподавателем;
4. очень эффективно использовать при выполнении домашнего задания нескольких учебников по Прокурорскому надзору, сопоставляя соответствующие темы и разделы;
5. рекомендуется более полно использовать возможности самоподготовки посредством работы с нормативными актами. В особенности необходимо изучение обязательных источников, перечисленных в экзаменационных вопросах, на лекциях, либо данных для самостоятельного изучения;
6. студент обязан следить за изменениями законодательства.
Самостоятельная работа может осуществляться путем конспектирования научных произведений, рекомендованных преподавателем к соответствующей теме семинарских занятий. При проверке данных конспектов обращается внимание на следующие компоненты:
1) правильность оформления текста (для конспектов должна быть заведена отдельная тетрадь; автор, название и издательские данные работы должны быть указаны полностью, с соблюдением стандартов библиографического оформления);
2) конспект должен содержать основные положения, касающиеся рассматриваемой на занятии темы.
Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета.
Если указанные выше критерии нарушаются, самостоятельная работа должна быть переделана.
Самостоятельная работа студентов по курсу оценивается в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия » филиал в г. Астрахани.