Понятие информационного противоборства в конфликтологии
В обычной жизни каждого гражданина информационное противоборство встречается в форме дискуссий, дебатов, споров. Мы наблюдаем их по телевизору и в других средствах массовой информации. Очень часто она присутствует, когда речь идет о конфликте ценностей, когда нужно отстоять свою точку зрения. Но и в конфликте интересов ей отводится немаловажная роль. Здесь важно не вылить на собеседника как можно больше информации, а донести ее более доступно и обеспечить правильное понимание партнером того, что мы хотели ему сказать. Люди воспринимают информацию очень индивидуально, и одну и ту же фразу, сказанную одним человеком, разные люди поймут неодинаково. То же можно сказать и о передаче информации. Необязательно мы будем излагать ее последовательно, логично и кратко, это может быть слишком эмоционально, либо, наоборот, человек постарается скрыть свои эмоции. Различаются высота тона, умалчивания, искажения, туманные формулировки, часто используется скорость речи и интонация, чтобы скрыть неприятные моменты либо сознательно запутать слушателя. Как правило, это ведет к искажению и невозможности наладить полноценное общение. Если мы столкнулись с подобной проблемой, то очень важно объяснить оппоненту важность реалистичного и объективного понимания ситуации как для нас, так и для него. Искажение информации может происходить по таким причинам, как неверное восприятие действительности и неспособность перевести информацию на вербальный уровень, нечеткая или тихая речь, невнимательность собеседника, его забывчивость, специфичность восприятия информации в силу сложившихся систем ценностей, взглядов, нажитого опыта и др.
Существует несколько приемов слушания, позволяющего воспринимать информацию без искажений, объективно и точно.
Так называемое нерефлексивное слушание, характеризующееся внимательным, сосредоточенным слушанием, при практическом отсутствии собственных речевых реакций. Вставки, подобные «да», «это интересно», кивок головы, улыбка позволят человеку наиболее полно раскрыть суть проблемы, высказать свою точку зрения на вопрос и позволят ему почувствовать вашу заинтересованность и интерес к его мнению. Если человек испытывает эмоциональное напряжение, обеспокоенность, то вопрос типа «Вас что-то беспокоит?», «Что случилось?» позволит ему рассказать о наболевшем невозможно, снизит напряжение.
Если вы хотите продемонстрировать собеседнику вашу обеспокоенность, сопереживание, то это уже эмпатическое слушание, способное создать доверительную атмосферу в процессе общения. Если в наши задачи входит высказать свою точку зрения, продемонстрировать неодобрение либо от нас ожидают совета либо руководства к действию, то в данном случае используется техника активного слушания.
Она включает несколько приемов. В учебнике «Конфликтология» под редакцией Кармина приводятся следующие приемы: 1) перефразирование. Оно используется для уточнения информации или дает нам возможность вернуться к заинтересовавшему нас вопросу. Здесь используются такие фразы, как: «Если я вас правильно понял», «Так вы сказали, что...», при этом нельзя копировать собеседника, по возможности интерпретировать сказанное; 2) развитие идеи. Смысл этого приема в выдвижении предположения относительно причин или следствий сказанного. Этот прием позволяет быстрее продвинуться в беседе, сделать ее более конструктивной. Главная опасность здесь — это поспешность в суждениях. Выводы должны иметь форму предположения, нужно избегать категоричности, особенно в негативных оценках; 3) резюме. Данный прием заключается в обобщении сказанного и позволяет эффективно обсуждать какую-либо проблему, избегая «лирических» отступлений;
1) сообщение о восприятии другого. Мы показываем партнеру, как
мы воспринимаем его состояние и как мы относимся к обсуждаемой проблеме. Если мы будем максимально тактичны и вежливы, то данный прием позволяет наладить тесный контакт
с собеседником и создает ощущение безопасности и психологического комфорта;
2) сообщение о собственном самочувствии. Говоря о своих эмоциях, мы демонстрируем свою честность, открытость, и это позволяет преодолеть формальность и сухость в общении;
3) расспрашивание. В данном случае идет прямой запрос необходимой нам информации, но здесь очень важно объяснить при
чину, по которой мы задаем вопросы, иначе это может насторожить собеседника.
При общении следует избегать забегания вперед, перебивания, невнимательности. Наоборот, необходима демонстрация уважения к партнеру, организация диалога и использование таких приемов, как использование ключевых вопросов, поиск причинности сказанного, задавание предполагающих вопросов и вопросов с элементами договоренности.
В последнее время информационное противоборство вышло на газетные страницы и экраны телевизоров. Так называемая «война компроматов» стала излюбленным способом политической конкуренции. Движение к цивилизованному ведению борьбы позволит изменить эту тенденцию и заставит людей побеждать в открытой дискуссии без использования заведомо ложной информации для своей выгоды.