Предмет и метод правового регулирования как критерии выделения отраслей права.
Отрасли права различаются между собой двумя главными критериями: предметом и методом правового регулирования.
Предмет правового регулирования – качественно определенный вид однородных общественных отношений, на который направлено воздействие данной отрасли права. Предмет отвечает на вопрос: что регулируется? Показывает, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права.
Каждая отрасль права имеет свою сферу правового воздействия, свой собственный предмет регулирования. Общественные отношения могут стать предметом правового регулирования, если:
1) они отличаются устойчивостью, повторяемостью;
2) государство и общество заинтересованы в придании этим общественным отношениям правовой формы и, следовательно, в их охране и защите;
3) отличаются способностью к внешнему контролю – судебному, административному , со стороны государства.
Сфера трудовых отношений – отрасль трудового права
Сфера семейно-брачных отношений – семейное право
Метод правового регулирования – это юридический способ (сочетание юридических средств и приемов), при помощи которого осуществляется воздействие права на определенную сферу общественных отношений.
Метод показывает, какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения. Метод правового регулирования позволяет определить: правовое положение субъектов; порядок возникновения субъективных прав и обязанностей; средства их обеспечения; характер санкций.
Соглашение сторон, добровольность, договор – метод гражданского права
Приказ, властное веление – метод административного права
Метод правового регулирования определенной отрасли права складывается из комбинации пяти способов воздействия на общественные отношения:
- обязаний;
- запретов;
- дозволений;
- поощрений;
- рекомендаций.
Их сочетание и образует два основных (императивный и диспозитивный) и два дополнительных (поощрительный и рекомендательный) способа воздействия на поведение субъекта (точка зрения профессора В.К. Бабаева).
Императивный (властно-побудительный, авторитарный) способ – строго обязательный, не допускающий отступлений от правовых предписаний. Он присущ конституционному (государственному), административному, уголовному праву и ряду других отраслей и характеризуется отношениями власти-подчинения между субъектами права. Юридическим фактором при возникновении правоотношений здесь выступает властное предписание (приказ руководителя предприятия, учреждения, постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда и т.д.).
Императивный метод основан:
1) на подчиненности субъектов общественных отношений;
2) содержит точные предписания о поведении, действиях субъектов;
3) содержит карательные санкции.
Диспозитивный (автономный) способ допускает значительную самостоятельность субъектов правоотношений, предоставляет им возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. В наибольшей степени он присущ гражданскому праву и характеризуется автономным (неподчиненным) положением участников правоотношений и договором, как источником возникновения этих отношений. Диспозитивные нормы обычно содержат слова: «если иное не предусмотрено законом», «если иное не предусмотрено соглашением сторон».
Диспозитивный метод предполагает:
1) юридическое равенство субъектов;
2) возможность выбора варианта поведения или действий в пределах нормы права;
3) санкции правовосстановительного характера.
Например, ч. 4 ст. 421 ГК РФ: « Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами».
По мере развития рынка диспозитивный метод станет основным в регулировании экономических отношений.
В качестве дополнительных методов называют: поощрительный, рекомендательный, альтернативный и др.
Поощрительный метод стимулирует желательное для личности и общества правомерное, социально-активное поведение путем различного рода поощрений. Этот способ характерен для трудового права и ряда других отраслей.
Рекомендательный метод предлагает субъектам наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения (трудовое право).
Несколько проще обозначает метод регулирования С.С. Алексеев, видя в нем юридический режим, «который во многом ориентирован на способы правового регулирования – дозволения, запрещения, обязывания». К дозволениям тяготеет гражданское право, к запрещениям – уголовное право, к обязываниям – административное право.