Формы участия в работе избирательных комиссий
Участвовать в работе комиссий можно в разных статусах. Лучше всего быть ее председателем или секретарем, но приобретение этого статуса зависит, в первую очередь, от администрации (см. раздел «Приручение избирательных комиссий»). Вхождение в состав избирательных комиссий высшего и среднего звена с правом решающего голоса затруднительно по той же причине. Однако следует учесть, что для партий, списки которых допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе (в настоящее время это – «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР) и в региональных парламентах, включение в состав избирательных комиссий (кроме ЦИК РФ) одного представителя гарантировано.
На заседаниях комиссий, а также при осуществлении некоторых действий избирательных комиссий могут присутствовать также кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные и доверенные лица избирательных объединений, но более эффективным является назначение в состав комиссии члена с совещательным голосом. Это касается в первую очередь комиссий высшего и среднего звена, куда надо направлять человека, разбирающегося в избирательном законодательстве и имеющего опыт работы в коллегиальных органах.
Участие в качестве члена с правом решающего голоса немного более эффективно, чем с правом совещательного голоса (за исключением случая участковых избирательных комиссий). Направление члена комиссии с правом решающего голоса существенно отличается от направления члена комиссии с правом совещательного голоса.
Во-первых, кандидатура члена с решающим голосом включается в комиссию решением формирующего органа – вышестоящей комиссией, законодательным органом или высшим должностным лицом субъекта Федерации (для членов региональных комиссий), представительным органом местного самоуправления (для комиссии муниципального образования). Она может быть отвергнута этим органом. Член комиссии с правом совещательного голоса назначается непосредственно кандидатом, избирательным объединением.
Во-вторых, все постоянно действующие комиссии формируются вне зависимости от электоральных циклов, то есть не под конкретные выборы, а периодически. Так, обновление состава ЦИК РФ произошло последний раз в марте 2007 года, последнее формирование большинства[51] территориальных комиссий происходило в октябре – декабре 2006 года. Срок полномочий этих комиссий, также как и избирательных комиссий субъектов Федерации, – 4 года. Избирательные комиссии муниципальных образований обычно также бывают постоянно действующими, хотя это федеральным законом прямо не устанавливается.
Поэтому для введения своих членов в составы постоянно действующих комиссий высшего и среднего звена с правом решающего голоса, надо заранее выяснить сроки очередного формирования этих комиссий и следить за объявлениями о начале формирования. Для постоянно действующих комиссий законом установлено, что период с момента опубликования объявления о приеме предложений по кандидатурам до момента формирования должен составлять не менее 30 дней.
Непостоянно действующие комиссии – окружные и участковые – формируются в период избирательной кампании. Окружные комиссии формируются приблизительно за 3 месяца до дня голосования, а участковые – за 20-30 дней до дня голосования[52]. При этом период с момента публикации объявления о начале формирования этих комиссий, до момента формирования должен быть не менее 10 дней.
Назначение членов с правом совещательного голоса в регистрирующую комиссию может осуществляться с момента подачи документов на регистрацию, в каждую нижестоящую по отношению к регистрирующей – с момента регистрации. Для избирательных объединений, выдвинувших кандидата по одномандатному или многомандатному избирательному округу, предусмотрена также возможность назначить члена комиссии с правом совещательного голоса в комиссию, организующую выборы (то есть, например, на выборах в законодательный орган субъекта Федерации – в комиссию субъекта Федерации).
Статус члена комиссии с правом совещательного голоса приобретается с момента представления документа о назначении в избирательную комиссию. Таким образом, член комиссии с правом совещательного голоса может работать в комиссии в течение большей части избирательной кампании. В дни голосования, в том числе – досрочного (если таковое предусмотрено) в избирательной комиссии может также работать «наблюдатель». Наблюдателя, так же как и члена комиссии с правом совещательного голоса, в комиссию может направить кандидат или избирательное объединение. Вопросы назначения члена комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателя более подробно рассмотрены ниже.