Правосознание: Понятие, Функции, уровни и виды
Правосознание - это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, установок и ценностей, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям. Правосознание является одной из форм общественного сознания (наряду с политическим, философским и религиозным правосознанием).
Уровень правосознания любого народа определяется историческими, религиозными традициями и этнопсихологическими особенностями. Во многом именно они формируют у нации в целом и у каждого гражданина страны отношение к закону. В странах с высокой правовой культурой сложились школы правоведов, сформулировавших в своих трудах основные принципы, которые
Индивидуальное правосознание формировалось на основе общественного бытия и в определенной правовой атмосфере, создаваемой общественным сознанием и правовой жизнью эпохи6. Вместе с тем в нем проявляются особенности воспитания и образования личности, индивидуальной и коллективной, опыт ее поведения в правовой сфере, субъективно сформировавшиеся взгляды, оценки и ориентации. Оно может быть масштабным и ограниченным, компетентным и обыденным, пробельным и деформированным, демонстрируя тем самым индивидуально неповторимый мир правовых ценностей отдельно взятой личности. Вот почему особо остро и актуально звучит проблема профессионального образования и воспитания студентов — будущих юристов. Субъективно усвоенный ими «багаж» правовых знаний должен быть сориентирован на вечные и общечеловеческие идеалы, ценности и представления о гражданском и профессиональном долге.
Если общественное, групповое и индивидуальное правосознание характеризуют его виды, то обыденное, профессиональное и теоретическое раскрывают уровни формирования и функционирования. Виды правосознания, таким образом, определяются субъектами, составляющими социальную структуру общества, в то время как уровни показывают степень и качество его сформированности. Точнее говоря, уровень правосознания определяется глубиной, полнотой и способом отражения правовой жизни в общественном сознании.
Правовая идеология - это идеи, теории, убеждения, понятия, взгляды, выражающие отношение людей к действующему и желаемому праву.
Правовая психология - это чувства, эмоции, переживания, которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права: издания юридических норм, их реализации, законности и др. Можно сказать, что правовая психология - это своего рода чувство права и законности.
Функции правосознания:
· Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.
· Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.
· Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.
· Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.
По уровню правосознания:
· Обыденное (эмпирическое), т.е. опытное, основанное на правовой психологии (правосознание любого человека, который не изучал право);
· Профессиональное — сформированное в процессе специальной юридической подготовки или практики (правосознание следователя, члена избирательной комиссии);
· Теоретическое - научное, основанное на правовой идеологии (правосознание доктора юридических наук).
Юридическое мышление – это особого рода интеллектуальная деятельность, связанная с решением правовых проблем с помощью правовых аргументов.
Виды правосознания:
· Индивидуальное правосознание — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.
· Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
· Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
· Массовое — правосознание обширных масс людей.
· Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества)
Структура правосознания:
Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.
Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.
Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.
Конформность — изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.
Нонконформизм — стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе. Часто считается синонимом понятия « негативизм » и антонимом понятия « конформизм »
Законопослушное поведение - это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона.
Маргинальное поведение - тип правомерного поведения, основывающегося на мотивах страха ответственности, личных эгоистических расчетов, боязни осуждения со стороны окружающих, государства, общества. Маргинальное поведение находится на грани антиобщественного, ведущего к правонарушению, однако не становится таковым в силу того, что в психическом механизме его поведенческих побуждений "срабатывают" такие движущие силы, как угроза возможного наказания, боязнь осуждения и иные мотивы торможения, удерживающие лицо от правонарушения.
Правовой нигилизм — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, тормозить развитие правовой системы.
Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.
Юридический нигилизм может быть характерен для общества в целом, социальной группы или отдельной личности. Он может быть стойким и спонтанным. Однако в любом случае правовой нигилизм не доходит до стадии сознательного нарушения правовых норм. Он означает лишь непризнание права, отсутствие веры в его социальную ценность.
Пути преодоления правового нигилизма связаны с повышением уровня правовой культуры, выработкой гуманистической и эффективной правовой политики, переоценкой социальных ценностей, принятием качественных законов, выражающих интересы адресатов, повышением эффективности деятельности правоприменительных органов и др.
Правовой идеализм - явление, противоположное правовому нигилизму; завышает возможности правового регулирования, т.е. возможность права определять реальное поведение людей. П.и. законодателя нередко приводит к принятию нормативных актов, реализовать которые в данных социальных условиях невозможно. Такие акты остаются декларацией, что подрывает доверие к праву, является одной из причин правового нигилизма.
Первая оригинальная работа Ильина – «Понятия права и силы. Опыт методологического анализа» (1910) – посвящена, казалось бы, частному вопросу: можно ли в определенном отношении считать тождественными право и силу? Главный смысл работы Ильина заключается в демонстрации того, что право в его сущ ностном понимании не есть «реальность» в обычном смысле этого слова. Право есть внешнее выражение некоторых глубинных отношений между людьми, выходящих за пределы их существования в материальном мире. Утверждая, что в чисто юридическом и логическом плане право принципиально отличается от силы, главный признак которой – ее непосредственное осуществление в материальном мире, Ильин фактически утверждает, что право есть феномен, связанный с некоторой сверхэмпирической сферой, лишь опосредованно проявляющейся в реальности эмпирического мира, в отношениях сосуществующих правовых индивидов. Книга «О сущности правосознания» третья, заключительная часть работы «Понятия права и силы. Опыт методологического анализа»
Правовой нигилизм- это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Причины: 1 Законы не соответствуют интересам граждан. 2 Исторические корни. 3 Различные научные концепции (теория отмирания права в социалистическом государстве, теория естественного права). Проявления правового нигилизма: 1 В правотворческой деятельности: а) "война законов". б) подмена законности идеологической, политической целесообразностью. в) нарушение прав человека. 2 В сфере реализации права: а) прямое нарушение действующего законодательства. б) повсеместное и массовое неисполнение юридических предписаний (в особенность властью на местах). в) конфронтация представительных и исполнительных структур власти.
Он может выступать в теоретической и практической форме. 1 Теоретический. Политологи и ученые доказывают, что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще и тем более отдельного человека (мировая пролетарская революция), 2 Практический. Происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор Г против своего народа. В тех Г, где нигилизм воспроизводится самим Г почти невозможно воспитать позитивное отношение к праву и среди населения,. т.к. под правом неверно понимается тот порядок,. который установлен законами и НПА. Тогда в обществе складывается обыденный, массовый нигилизм,.. кроме того, предписания закона не выполняются гос. органами – складывается ведомственный правовой нигилизм. В современном российском обществе выделяют следующие формы правового нигилизма: Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов (умышленная криминальная деятельность, в т. ч. организованная)2. Массовое неисполнение и нарушение правовых норм (на бытовом уровне, гос. органами, неправовые способы решения споров) 3. Распространение антиправовой психологии (особые социальные нормы, оправдывающие антиправовое поведение, эстетизация преступности, сознательная или неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни).4. Война законов (создание параллельной правозаменяющей системы законодательства, противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами, издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти) 5. Нарушение законов и подзаконных актов в угоду «целесообразности» - принятие неправовых решений для достижения тех или иных целей органами гос. власти. 6. Массовое нарушение прав и свобод человека (гос.органами, невозможность правовыми способами защитить свои права, незащищенность права на жизнь) 7. низкий авторитет суда и иных Одной из причин нигилизма в России явилось утверждение об отмирании права в рамках общих представлений о без государственной организации общества при его коммунистическом устройстве. На практике это вылилось в решающую роль общественных судов, что вело к умалению авторитета права как такового.
Правовому нигилизму способствует и этический нигилизм – пренебрежение нравственными ценностями, традициями.
Правовой идеализм (фетишизм) - это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Многие безоглядно верят в силу правовых норм (как это не странно). Основными причинами правового идеализма являются непонимание законов общественного развития, незнание того, как социальные факторы (включая законы) взаимодействуют в обществе.
Правовая культура
Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности. В рамках одного государства может существовать одновременно несколько П.к. Особенно это характерно для многонациональных и мультирелигиозных обществ. Так, в России существует русская, элементы мусульманской, обособленная П.к. у цыган и некоторых других этнических общностей. При этом можно говорить о П.к. как общности (общества) в целом, так и П.к. отдельной личности (индивидуума). В правовой теории существует оценочный подход к зрелости П.к.: говорят о "высокой" и "низкой" П.к., о необходимости повышения П.к. общества и личности, В то же время применительно к общностям (обществам) высказывается мнение о несопоставимости разных видов П.к., самоценности каждой из них.
Правовая культура является компонентом духовной культуры.
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности, которая представляет собой воздействие на правосознание, правовую культуру и поведение людей с целью выработки у них устойчивых ориентаций на послушание закону и соблюдение норм права.
Правовое воспитание формирует у населения государства чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулируя этим правовую активность отдельной личности, которая предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.