Политическая мысль Древнего мира. Древнеегипетские взгляды на социально-политическое устройство общества нашли отражение в наставлениях Птаххетена – визиря египетского фараона Айсеса
Древнеегипетские взгляды на социально-политическое устройство общества нашли отражение в наставлениях Птаххетена – визиря египетского фараона Айсеса (2690-2625 до н.э.). Здесь раскрывается сущность и структура власти, представлена иерархическая пирамида устройства общества. На вершине этой пирамиды боги – покровители Египта, ниже – их избранники – фараоны, еще ниже – зависимые от фараона и связанные с ним жрецы, затем – рабовладельцы, еще ниже – вольные земледельцы и ремесленники, а в основании пирамиды – рабы. Эту пирамиду можно считать первой попыткой научного обоснования структуры общества. В качестве критериев ее построения были приняты социальный статус человека, его имущественное и политическое положение. В этих наставлениях выдвигается ряд положений и о стратегии общества: принцип равенства свободных от рождения людей; цель жизни – счастье человека, этический принцип общественной добропорядочности и др. Многое из этих наставлений было положено в основу дальнейшего развития политической мысли и политической практики (учение Платона о структуре общества и государства, развитие структуры и функций власти и др.).
Одной из наиболее влиятельных доктрин в истории политической мысли Древнего Китая стало конфуцианство, родоначальником которого был философ Конфуций (551-479 до н.э.). Изречения, мысли, наставления Конфуция были собраны его учениками в книге "Лунь юй" (Суждения и беседы). Основными категориями конфуцианства в политике стали понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Управление страной, согласно Конфуцию, осуществляется благородными мужами во главе с государем (императором) – "сыном неба". Он как отец семейства заботится обо всех, руководствуясь принципом добродетели, его "семья" – народ – почитает и повинуется ему, причем формы проявления уважения, почитания, повиновения строго определены в виде ритуалов (правил поведения, отношений между управляющими и управляемыми). Эти правила базировались на человеколюбии, сыновней почтительности к родителям и предкам, уважении к старшим и подчиненности им, постоянном стремлении к внутреннему самосовершенствованию, вежливости и т.д. Конфуций считал правила ритуала всеобщими и обязал всех, включая и правителя, соблюдать весь комплекс норм, связанных с ними.
В отличие от конфуцианства, созданное китайской школой юристов новое направление учения о государстве, праве, морали, основано на узаконении норм и правил поведения, награждения и наказания, насаждении страха перед законом, неотвратимости и жестокости наказания за нарушение или отступление от законов. Жесткая регламентация всех сторон общественной жизни, экономических отношений были возведены в ранг закона, а направление это получило позже название легизм (от греч. legis - закон).
Легизм узаконивал принуждение, жестокость, пренебрежение правом и моралью со стороны правителей, использование силы для принуждения во имя государства. А государство – это властитель, опирающийся на казну и принуждение.
Историческое значение этого направления заключается в том, что политические отношения, и в первую очередь, власть, здесь не только освящаются божественными силами, покоятся на традициях и ритуалах, а приобретают совершенно новое законодательное оформление, которое используется до настоящего времени во всех государствах мира. Получили дальнейшее развитие и положения легизма о соотношении политики и морали, ответственности за нарушение законов, за посягательство на власть, о положении и правах социальных общностей и др.
Большой вклад в развитие мировой политической мысли, формирование идей организации общественной жизни и государства внесли древнегреческие философы, особенно в период VI – II вв. до н.э. Так, Пифагор (ок.580-500 до н.э.) и его последователи начинают разработку понятий права как равной меры для устранения неравных отношений индивидов в обществе, равенства как одинакового положения людей по отношению к справедливому закону. Гераклит (ок.544-470 до н.э.), Демокрит (ок. 460-370 до н.э.) разрабатывают проблемы государственности, демократии, аристократии, политического компромисса. Сократ (469-399 до н.э.) отстаивает идею свободы человека, но не как вседозволенности, а как условия для достижения высшей цели, основанной на разумном познании, нравственности и достойности. Сократ ставит закон выше властвующих и подчиненных. Основу подчинения гражданина государству составляет сознательное и свободное признание авторитетного закона.
Наивысшего развития общественно-политическая мысль Древней Греции этого периода достигла в философии Платона (427-347 до н.э.) и Аристотеля (384-322 до н.э.). В трактате «Государство», анализируя формы государственного правления Платон делит их на правильные и неправильные. При этом правильными он считает монархию и аристократию, если они законны и их деятельность направлена на достижение блага и справедливости. Неправильные формы – тимократия – господство честолюбцев, стремящихся к обогащению, занимающихся поборами и коррупцией, т.е. это власть корыстолюбцев; олигархия – господство кучки богатеев, воров, мастеров темных дел, способных на преступление людей; демократия – власть большинства, которая может быть законной – избранной и незаконной, если народ захватывает власть путем насилия. При демократии, по мнению Платона, в любом случае в силу неспособности демоса (народа) управлять государством, из его массы выделяется демагог, который узурпирует власть и станет тираном. Тирания – власть одного над всеми, приходящая на смену вырождающейся демократии. Платон утверждает, что тиран приходит к власти через популизм, лживые обещания благ народу, а затем уничтожает непокорных и недовольных. Власть эта держится на вероломстве и насилии, а поэтому не может быть правильной.
Поскольку ни одна из форм государственного правления не может решить проблему блага и справедливости, Платон выдвигает идею "идеального государства", т.е. правильно организованного и справедливого государства, в котором человек может раскрыть свои способности, не будет проявлять своих низменных качеств и будет счастливым. Такое идеальное аристократическое государство состоит из трех сословий: правителей-философов, стражей-воинов и работников – земледельцев, ремесленников. Это деление - основа прочности государства как совместного поселения граждан. Государство Платона – это афинская идеализация египетского кастового строя общества. В этом государстве каждое сословие выполняет только свои функции, все подчинены правителям, а правление осуществляется мудрецами – философами. Такое государство, по мнению Платона, добродетельно, ибо оно мудро мудростью своих правителей, мужественно мужественностью своих воинов и рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части. Такое государство справедливо, т.к. все сословия служат ему как некоей целостности и занимаются своим делом, не вмешиваясь в чужие дела. А, как считает Платон, "заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость".
Смысл конструкции Платона состоит в фундаментальной перестройке полисного жизнеустройства: отстранение от управления обществом большинства свободных граждан и передача их политических прав замкнутому сословию управленцев и их помощников. В платоновском государстве «жалкие вожделения» большинства подчиняются разумным желаниям меньшинства. Именно эта концепция легла в основу тотального государствоцентризма. Человек для государства, а не государство для человека – кредо политической философии Платона.
В конце своей жизни Платон, понимая утопичность его «идеального государства» создает в диалоге «Законы» более «приземленную» модель «второго по совершенству государства». Если общество из-за низкой сознательности не могло стать счастливым, то его можно заставить стать таковым на основе жесткого законодательного регулирования всех сторон жизни. Главная задача таких законов – приучить население беспрекословному повиновению государству и подготовиться к жизни в «идеальном государстве».
Не это ли основа тотального полицейско-казарменного государства, которая так изощренно воплощалась в жизнь в гитлеровской Германии, сталинском СССР и других тоталитарных государствах.
Наиболее выдающимся учеником Платона был Аристотель. Он продолжил его политические исследования, но в то же время подверг серьезной критике идеализм учителя. Главный политический труд Аристотеля "Политика" – исключительно глубокое и всестороннее политическое исследование государства, форм власти. Здесь он впервые в истории политической мысли подчеркивает, что государство наряду с управлением обществом должно выполнять и нравственно-воспитательную функцию. Инструмент политики – государство, а государственным благом является справедливость, т.е. то, что служит общей пользе. Приняв идею Платона о правильных и неправильных формах государственной власти, он вводит классификацию этих форм по числу правящих лиц и осуществляемой государством цели. К правильным формам он относит монархию – правление одного лица ради общего блага, аристократию – правление немногих лучших в интересах всех и политию – сбалансированное правление выборного большинства ради общего блага. К неправильным – тиранию – неограниченное правление одного ради собственного блага, олигархию – правление немногих богатых, использующих власть для собственной наживы, и демократию – неограниченное правление неимущего большинства, осуществляемое в интересах его самого.
Для Аристотеля не столь важно, сколько лиц осуществляет государственную власть – это зависит от конкретных условий: в одном государстве предпочтительней царская власть, в другом – аристократия. Для него прежде всего важны внутренние принципы организации власти, ради чего она действует. Главное, чтобы она была не абсолютной, а относительной, не безграничной, а регулируемой. Наиболее полная реализация замысла такой формы властвования возможна в политии (системе регулируемой демократии), которая является аристотелевской конструкцией эталона власти вообще.
Аристотель считает, что фундаментальной основой устойчивой «правильной» демократии должен стать «средний элемент», который, нейтрализуя крайние претензии противоположных социальных полюсов, может интегрировать их в состояние хотя и относительной, но достаточно стабильной целостности.
Полития у Аристотеля означала одновременно и "конституцию" и "республику". При этой форме государства правление осуществлялось большинством, обладающим имущественным цензом, которое избиралось народом и контролировалось им. Этим Аристотель впервые связал политическую форму с социальной структурой общества и выдвинул идею смешанных, умеренных режимов, которая стала одной из фундаментальных в истории политической мысли и лежит в основе демократических форм государства до настоящего времени.
Среди политических мыслителей Древнего Рима особо выделяется Марк Тулий Цицерон (106-43 до н.э.). Ему принадлежат труды "О государстве", "О законах", «О природе богов» и др.
Цицерон отстаивал идею естественно-исторического происхождения государства: государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщими требованиями природы, включающими в том числе и веление человеческой природы. И хотя государство-республика основано на велении всеобщего разума и справедливости, оно также есть дело народа, и возникает в результате согласия в вопросах прав и общности его интересов. Главным из прав народа является право частной собственности и возникающие на этой основе интересы, поэтому первичной причиной возникновения государства была охрана собственности. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является не вредить другим и не нарушать чужую собственность.
Цицерон следует за Аристотелем в выделении форм государства: царская власть, власть оптиматов (аристократия), народная власть (демократия). Предпочтительнее – смешанная форма, важнейшим достоинством которой является прочность государства и правовое равенство его граждан. Цицерон выделяет также категорию "права народов", существенным принципом которой выступает необходимость соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.
Таким образом, политическая мысль Древнего мира характеризуется довольно интенсивными и всесторонними исследованиями. Многое из древности было положено в основу не только дальнейших теоретических исследований, но и практики политической деятельности последующих периодов развития человечества вплоть до современности.