Задачи к экзаменационным билетам
Задача № 1. 2 июня 2000 г. Президентом Российской Федерации был издан Указ «О завершении эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления». Данным Указом было принято решение завершить проведение в муниципальных образованьях эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления, дало поручение МВД России обобщить опыт проведения указанного эксперимента. Кроме того был признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления.
В чем состояла суть данного эксперимента? Известны Вам еще случаи проведения государственно-правового эксперимента в практике государственного строительства нашей страны?
Задача № 2. Игарский городской суд 11 июня 1999 г. отказал А.Г. Злобину, отозванному 6 июня 1999 г. с должности главы муниципального образования – города Игарки Красноярского края, в удовлетворении жалобы на решение Игарского городского Совета о назначении голосования по его отзыву. Определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения. Законность данных судебных актов подтвердили при рассмотрении дела в порядке надзора Красноярский правовой суд и Верховный Суд Российской Федерации. В своей жалобе в Конституционный Суд России А.Г. Злобин, не ставя под сомнение конституционность самого института отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, оспаривает соответствие Конституции Российской Федерации следующих положений Закона Красноярского края («О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления»):
- положение, закрепляющие условия внесения предложения в представительный орган местного самоуправления о проведении голосования об отзыве от выборного органа местного самоуправления, как не предусматривающие сбор подписей достаточного числа избирателей в поддержку голосования (п.1. ст.1 Закона);
- положение, в силу которых отзыв выборного должностного лица местного самоуправления может быть осуществлен меньшинством от общего числа граждан, имеющих право участвовать в голосовании (подпункты «а», «б» пункта 3 статьи 26 Закона).
Какое решение по данным правовым нормам должен принять Конституционный Суд?
Задача № 3. п. 1 ст. 58 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборы представительных органов и должностных лиц местного самоуправления проводятся не позднее чем через шестнадцать месяцев со дня вступления закона в силу. Главы местного самоуправления (главы местных администраций) назначенные на должность, в соответствии с п. 2 ст. 59 Закона сохраняет свои полномочия до избрания (назначения) соответствующего органа, но не более 16 месяцев со дня вступления его в силу.
Президент Российской Федерации и Глава Республики Коми обратились с запросом в Конституционный Суд России, полагая, что определение сроков выборов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления не относится к общим принципам организации местного самоуправления, установление которых находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, и, следовательно, данный вопрос не должен решаться в федеральном законе. По мнению главы Республики Коми, согласно статьям 73 и 76 (ч. 4) Конституции Российской Федерации это – компетенция субъектов Федерации. Президент полагает, что решение вопроса о сроках выборов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления входит в сферу полномочий самого местного самоуправления.
Какое решение по этому вопросу должен принять Конституционный Суд?
Задача № 4. В ходе проходящей в стране дискуссии о месте и роли прокуратуры в государственном механизме России были внесены предложения по совершенствованию статуса органов прокуратуры. В частности, предлагалось: а). в Конституции Российской Федерации вместо ст. 129, посвященной прокуратуре и входящей в гл. 7 «Судебная власть», включить самостоятельную главу «Прокуратура Российской Федерации», в которой изложить задачи, структуру, основание направления деятельности прокуратуры, порядке назначения на должность прокуроров и освобождения их от должностей; б). наделить Генерального прокурора правом законодательной инициативы; предоставить Генеральному прокурору право обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, а также конституций, уставов и законов субъектов Федерации.
Дайте Вашу оценку этим предложениям.
Задача № 5. В связи с заявлением Д.И. Мухаметшина и.о. Генерального прокурора Российской Федерации внес в квалификационную коллегию судей Удмуртской Республики представление о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении Председателя Октябрьского районного народного суда города Ижевска Н.П. Гусева. Руководствуясь пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», квалификационная коллегия судей Удмуртской Республики своим решением от 12 августа 1994 года признала «невозможным выразить согласие на возбуждение в отношении Н.П. Гусева уголовного дела» и отказала в удовлетворении этого представления, полагая, что пункт 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» противоречит статьям 17 и 19 ( части 1 и 2) Конституционный Суд Российской Федерации.
Какое решение принял Конституционный Суд России?
Задача № 6. Конституция Республики Тыва (часть 2 ст. 112) содержит следующую норму о соотношении Основного Закона республики с Конституцией России: «В случае противоречия Конституции Республики Тыва Конституции Российской Федерации действуют нормы Конституции Республики Тыва по полномочиям, отнесенным к ведению Республики Тыва и к совместному ведению по федеративному договору, а по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов власти и управления по Федеративному договору, действуют нормы Конституции Российской Федерации. Спорные моменты подлежат согласованию сторонами путем перераспределения делегированных полномочий ».
Дайте юридическую оценку приведенным положениям конституции Республики Тыва. Соответствуют ли они Конституции Российской Федерации? Какие правовые возможности существуют в нашей стране для приведения конституций субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией России?
Задача № 7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. утверждены «Правила государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Правила предусматривают, что государственная регистрация этих соглашений осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, а обязательным условием государственной регистрации и подписания таких соглашений является согласие Правительства России на подписание соглашения либо представление официальных гарантий Правительства Российской Федерации.
Вправе ли было Правительство России принять такого рода Постановление? Не вторгалось ли оно в сферу законодательной деятельности Федерального Собрания?
Задача № 8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2000 года было утверждено Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения. Министерству иностранных дел Российской Федерации было поручено уведомить Генерального Секретаря ООН об утверждении указанного соглашения.
На основании каких норм закона действовало Правительство России? Подлежит ли данное Соглашение ратификации Федеральным Собранием Российской Федерации?
Задача № 9. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа» предусмотрены конкретные меры во исполнении законов Российской Федерации и указов Президента России, в том числе и связанные с ограничениями конституционных прав и свобод. Ряд этих мер, в частности, «выдворение за пределы Чеченской Республики лиц, представляющих угрозу общественной безопасности и личной безопасности граждан и не проживающих на территории данной республики», а также лишение аккредитации журналистов, работающих в зоне вооруженного конфликта, за передачу недостоверной информации, пропаганду национальной или религиозной неприязни, вызвал сомнение у группы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, которые обратились с соответствующим запросом в Конституционный Суд России.
Какую оценку названным выше нормам Постановления Правительства России от 9 декабря 1994 года дал Конституционный Суд?
Задача № 10. В связи с тем, что численность населения в субъектах РФ различна, то один из членов Совета Федерации Федерального Собрания предложил разработать законопроект о новом порядке комплектования Совета Федерации, а именно, чтобы количество представителей субъекта Российской Федерации в Совете Федерации было пропорционально численности населения субъектов РФ.
Какова, на Ваш взгляд, будет судьба данного законопроекта? Как вы оцениваете нынешний порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания?
Задача № 11. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 7 июля 2000 года приняла Федеральный Закон «О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма». Закон был направлен в Совет Федерации.
Может ли Совет Федерации воспользоваться предусмотренным статьей 105 (часть 4) Конституции России правом не рассматривать в течение 14 дней данный федеральный закон, после чего считается одобренным Советом Федерации?
Задача № 12. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 20 марта 2002 г. приняла поправку к статье 13 Регламента Государственной Думы, согласно которой право голоса на заседаниях Совета Думы оставлено только за руководителями депутатских объединений в Думе, и этого права лишен председатель Государственной Думы. Предложение было обосновано тем, что председатель принадлежит к одной из фракций (КПРФ), а руководитель фракции также входит в Совет Думы, и поэтому она имеет два голоса в Совете, что, по мнению авторов поправки противоречит признаку равноправия депутатских объединений в Государственной Думе.
Противники такого решения утверждают, что наделение Председателя Государственной Думы возможностями руководства Советом Думы и участия в голосовании при принятии решений Совета Думы следует из конституционного статуса председателя как должностного лица, которое в соответствии с частью 2 статьи 101 Конституции ведет заседания Государственной Думы и ведает внутренним распорядком палаты. Задачи председателя и задачи Совета Думы во многом совпадает, они связаны с предварительной подготовкой и рассмотрением организационных вопросов деятельности Государственной Думы.
Позиция какой из стран основана на законе?
Задача № 13. Государственная Дума Федерального Собрания 7 июля 2000 года приняла Постановление «О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову «О ситуации, сложившейся вокруг космодрома Байконур». Данным Постановлением был принят парламентский запрос, а также было решено направить текст запроса в «Российскую газету» и «Парламентскую газету» для опубликования.
Какие правовые последствия для Правительства Российской Федерации создает данный запрос? Как вы полагаете, повлияет ли на ситуацию вокруг космодрома запрос депутатов Государственной Думы?
Задача № 14. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации обратилась с запросом в Конституционный Суд в связи с неопределенностью в понимании статей 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, использующих категории «общее число депутатов Государственной Думы» и «общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы». Государственная Дума просила разъяснить, тождественно ли общее число депутатов Государственной Думы ее численному составу, установленному статьей 95 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, либо оно означает число фактически избранных депутатов, за исключением тех, чьи полномочия на момент голосования прекращены в установленном порядке, а также является ли указание на общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы основанием для принятия решений на базе суммы голосов членов обеих палат Федерального Собрания.
Какое толкование названным статьям Конституции дал Конституционный Суд Российской Федерации?
Задача № 15. Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 1999 года Генеральный прокурор Российской Федерации был отстранен от должности на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела.
По мнению Совета Федерации Федерального Собрания, такое отстранение должно осуществляться «верхней» палатой парламента страны по представлению Президента Российской Федерации, и, следовательно, Президент был не вправе издать названный Указ.
Совет Федерации обратился с ходатайством в Конституционный Суд России, т.к. полагал, что издание Президентом указа по данному вопросу нарушает установленное Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции между Советом Федерации и Президентом.
Каким, на Ваш взгляд, должно быть решение Конституционного Суда поданному вопросу?
Задача № 16. Согласно части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом России кандидатур Председателя Правительства Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Государственная Дума обратилась в 1998 году в Конституционный Суд России с просьбой дать толкование этой конституционной нормы, а именно разъяснить, вправе ли Президент Российской Федерации вновь представить отклоненную Государственной Думой кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации и каковы правовые последствия трехкратного отклонения Государственной Думой одной и той же кандидатуры на указанную должность.
Каким образом должен истолковать данную ситуацию Конституционный Суд России?
Задача № 17. В июне 1995 года в Конституционный Суд Российской Федерации поступил запрос Государственной Думы Федерального Собрания о проверке конституционности Указа Президента РФ от 3 октября 1994 года «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации».
Государственная Дума полагает, что вопрос организации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации должен решаться на основании федерального закона, а не иных правовых актов, включая Указы Президента. По мнению Государственной Думы, части 1 ст. 77 Конституции России противоречит пункт 2 Указа, устанавливающий, что назначение на должность и освобождение от должности глав администрации краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, применение к ним мер дисциплинарной ответственности производится указами Президента РФ, а также предусматривающий, что вопрос о назначении выборов глав администраций решается Президентом Российской Федерации.
Какое решение принял по этому вопросу Конституционный Суд России?
Задача № 18. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации было установлено, что правовой формой документа, содержащего поправку к Конституции Российской Федерации, должен выступать особый правовой акт – закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
Каким требованиям, по мнению Конституционного Суда России, должен отвечать этот акт, и чем он отличается от федерального закона и федерального конституционного закона?
Задача № 19. Прокуратура Санкт-Петербурга арестовала депутата Законодательного Собрания города А. Ковалева. По вопросам следствия, народный избранник расхищал средства своего депутатского резервного фонда под предлогом финансирования реставрации храмов и исторических зданий Санкт-Петербурга. Депутатские резервные фонды представляют собой часть доходной части городского бюджета (до 2 %), разделенную на количество депутатов законодательного собрания. Эти деньги депутаты могут тратить на нужды жителей своего округа.
Должен ли был прокурор г. Санкт-Петербурга обращаться в городское собрание для рассмотрения вопроса о лишении А. Ковалева депутатской неприкосновенности? Как должен он поступить, если при обращении он получит отказ?
Задача № 20. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая в кассационном порядке дело по жалобе гражданки Н.А. Елисеевой, пришла к выводу о необходимости обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы». Н.А. Елисеева - депутат Московской областной Думы - была отозвана избирателями на основании названного закона (п. «н» ч. 1) Конституции Российской Федерации, согласно которой установление общих принципов системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, и на статью 77 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, согласно которой система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами. По мнению заявителя, ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», содержащий исчерпывающий перечень оснований прекращения депутатских полномочий, закрепляет один из таких признаков, который регулирует и формирует системы представительных органов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, полагая, что субъекты Федерации лишены права предусматривать в своих законах иные основания прекращения полномочий депутата, в том числе его отзыв, по существу, просит проверить конституционность Закона Московской области «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы».
Какое решение вынес Конституционный Суд Российской Федерации?
Задача № 21. Согласно абзацу 2 части 4 статьи 71 Устава (Основного Закона) Алтайского края право подписывать законы края предоставлено председателю Законодательного Собрания.
Соответствует ли этот парадокс признаку разделения властей? Каким образом оценил положения данной нормы Устава края Конституционный Суд России, куда обратилась Администрация края?
Задача № 22. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) обратилось с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, в котором оспаривает конституционность ряда положений Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Речь идет о мерах, применяемых на основе соответствующих судебных решений в случаях их неисполнения. Это:
- досрочное прекращение полномочий (роспуск) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемое федеральным законом, проект которого вносит Президент России;
- вынесение Президентом Российской Федерации предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти и высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации;
- временное отстранение высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) и отрешение его от должности; отставка высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в случае отрешения возглавляющего его лица от должности Президентом России.
Заявитель ставит под сомнение возможность регулирования соответствующих отношений на уровне федерального закона, поскольку данное регулирование отсутствует в Конституции Российской Федерации, и считает, что указанные положения противоречат ее статьям 72, 73, 76 и 77.
Какое решение в данном случае должен принять Конституционный Суд?
Задача № 23. Житель г. Нижнего Тагила Свердловской области Потапов С.А. обратился в Свердловский областной суд с жалобой на решение окружной избирательной комиссии по Нижнетагильскому избирательному округу № 164 от 18 ноября 2003 г., которым отменена произведенная решением той же избирательной комиссии от 1 ноября 2003 года регистрация его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвёртого созыва по названному избирательному округу в связи с обнаружением после регистрации дополнительного количества недостоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.
Свою жалобу С.А. Потапов мотивировал тем, что направление после регистрации кандидата в депутаты подписных листов на экспертизу для дополнительной проверки подписей избирателей, собранных в его поддержку, противоречит федеральному закону, произведенная регистрация отменена по основаниям, не предусмотренным законом.
Представитель окружной избирательной комиссии в своих возражениях указывал на то, что постановлением избирательной комиссии Свердловской области от 4 ноября 2003 года они были обязаны организовать проведение почерковедческой экспертизы подписных листов кандидата Потапова С.А., с учетом полученного экспертного заключения общее число недостоверных подписей избирателей составило 1173, или 21,5% от количества представленных подписей, в связи с чем избирательной комиссией и было принято обжалуемое решение от 18 ноября 2003 г.
Решением Свердловского областного суда в удовлетворении жалобы С.А. Потапову было отказано. Потапов С.А. направил кассационную жалобу в Верховный Суд Российской Федерации.
Какое решение должен принять Верховный суд Российской Федерации?
Задача № 24. В Красноярский краевой суд обратился М. с жалобой на действия окружной избирательной комиссии по Красноярскому избирательному округу об отказе в принятии подписных листов с подписями избирателей, предусмотренных для регистрации кандидатом в депутаты.
Основанием к отказу в принятии подписных листов явилось то обстоятельство, что М. представил их комиссию 22 октября 2003 г. в 23 часа 57 минут, а, поскольку в 24 часа заканчивался срок приема подписных листов, комиссия не имела возможности принять документы и выдать письменную справку об этом. В своих действиях комиссия руководствовалась Разъяснениями Центризбиркома РФ от 3 октября 2003 г. № 23/197-П «О порядке работы избирательной комиссии с документами, представляемыми избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидатами в депутаты для регистрации федеральных списков кандидатов, кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которым избирательная комиссия не вправе выдавать письменные подтверждения о приеме подписных листов после 24 часов 22 октября 2003 г.
Обоснована ли жалоба М.?
Задача № 25. Щ. обратился в суд с жалобой на действия главы администрации области, который вошел в Совет вновь созданного общественно-политического движения «Наш дом - Россия» и был избран председателем его регионального отделения. Заявитель указал на то, что вхождение главы администрации области в одно из избирательных объединений создает для этого объединения более выгодные условия на предстоящих выборах в Государственную Думу, чем для других партий и избирательных объединений, а это в свою очередь является нарушением прав избирателей.
Прав ли заявитель?
Задача № 26. С. обратился в суд с жалобой на решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты, выдвинутым непосредственно избирателями, основанием которого послужила его регистрация кандидатом в депутаты по федеральному списку избирательного объединения «Аграрная партия России».
Прав ли заявитель?
Задача № 27. Решением окружной избирательной комиссии Ч. признан избранным депутатом Народного Собрания республики. Кандидат в депутаты по тому же избирательному округу Ш. обратился в суд с жалобой на это решение окружной избирательной комиссии и на постановление Центральной избирательной комиссии республики, утвердившей решение окружной избирательной комиссии, ссылаясь на то, что выборы были проведены с грубыми нарушениями федерального и республиканского законодательства о выборах.
Заявитель указывал на нарушения принципа тайны голосования, на контроль за волеизъявлением избирателей со стороны заинтересованных в исходе выборов лиц, на искажение итогов выборов. Так, в выдаваемых избирателям бюллетенях фамилия кандидата в депутаты Ш. заранее вычеркивалась; в день выборов родственниками кандидата в депутаты Ч. велась агитация за него. Некоторые члены участковых избирательных комиссий пытались оказывать давление на избирателей и требовали показать им бюллетени после его заполнения. В ряде случаев избирателям выдавались бюллетени без печати, что в дальнейшем послужило причиной признания этих бюллетеней недействительными.
Обоснована ли жалоба кандидата в депутаты Ш.?
Задача № 28. Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2000 г. № 1208 утверждены границы закрытого административно-территориального образования – города Заозерска Мурманской области. В Приложении к данному Указу дано описание границ указанного административно-территориального образования.
Могло ли этот вопрос решить правительство Российской Федерации? На основании каких актов действовал Президент? В чем специфика порядка образования ЗАТО по сравнению с обычными административно-территориальными единицами?
Задача № 29. В связи с регулярными задержками заработной платы государственным служащим в субъектах Российской Федерации из-за отсутствия денег в федеральном бюджете, губернатор Свердловской области Э. Россель обратился в Правительство России с предложением о разрешении ему печатать денежные знаки – «уральские франки».
Возможно ли положительное решение этого вопроса?
Задача № 30. После избрания Президентом Карачаево-Черкесской Республики генерала Семенова (карачаевца по национальности), ряд представителей общественности черкесского народа объявил о своем несогласии с результатом выборов и о своем желании выйти из состава Карачаево-Черкесской республики с последующим образованием Черкесской республики в составе Российской Федерации. Правомочные ли эти действия? Какими законодательными актами регулируется этот вопрос?
Задача № 31. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 года по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации установлено, что изменения названия субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции включаются в текст статьи 65 Основного Закона (где содержится общий перечень субъектов Российской Федерации) Указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке. В Постановлении Конституционного Суда записано, что решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации, а Президент России не обладает правом отклонения принятых поправок и изменений.
Насколько безупречна позиция Конституционного Суда Росси в этом вопросе? Не подрывает ли принцип стабильности, устойчивости конституционного регулирования существующая правовая возможность для частных изменений названий достаточно большого (89) количества субъектов Российской Федерации? Как должен действовать Президент России, если новое название республики в составе Российской Федерации не учитывает национальные и исторические традиции народов, проживающих на ее территории?
Задача № 32. Постановлением Верховного Совета Северо-Осетинской ССР от 6 марта 1993 года № 84 «О программе политического решения проблемы беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, покинувших территорию Северной Осетии» установлены обязательные для исполнения правила, согласно которым была определена позиция делегации Северно-Осетинской ССР на переговорах с делегацией Ингушской Республики.
В пункте 6 названного постановления Верховный Совет, ссылаясь на мнение трудовых коллективов, представительных органов местного самоуправления, полагающих невозможным совместное проживание граждан осетинской и ингушской национальности, поддерживает эту позицию и требует использовать в качестве основы на переговорах с делегацией Ингушской Республики. Вариант решения проблемы возвращения граждан Северо-Осетинской ССР ингушской национальности через создание новых поселений и компактное расселение в них указанных лиц.
Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением от 17 сентября 1993 года признал пункт 6 постановления Верховного Совета Северо-Осетинской ССР от 6 марта 1993 года несоответствующим Конституции Российской Федерации.
Какими аргументами руководствовался Конституционный Суд России?
Задача № 33. Часть вторая статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 года «О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания» предусматривает, что «в списки избирателей включаются лица, обладающие избирательным правом и имеющие постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка».
Центральная избирательная комиссия по выборам депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания в своем решении от 2 февраля 1995 года № 4 «Об участии беженцев и военнослужащих в выборах Парламента Республики Северная Осетия-Алания» установила, что граждане, не проживающие на территории Республики Северная Осетия - Алания и находящиеся за ее пределами, независимо от причин отсутствия в списки избирателей не включаются.
Правомерно ли решение избирательной комиссии?
Задача № 34. Сергею «С» - 10 лет, он – гражданин Украины. Проживал до 1999 г. на Украине. Мать его умерла, опекунство над ним оформила родная тетя, которая постоянно проживает в Москве и является гражданкой Российской Федерации.
Как приобрести гражданство Российской Федерации ребенку?
Задача № 35. Родители – граждане Российской Федерации – проживают на ее территории. Их сыну 17 лет, он желает выйти из гражданства Российской Федерации и уехать к бабушке в Польшу для постоянного проживания.
Возможно ли это? Каким образом может быть решен этот вопрос по законодательству Российской Федерации?
Задача № 36. Муж с женой, родившиеся на территории России, выехали в Таджикистан в октябре 1990 года. После военных событий 1994 года они, как беженцы, вернулись на родину и зарегистрировались по месту пребывания, предварительно выписавшись из Таджикистана.
Являются ли супруги гражданами Российской Федерации?
Задача № 37. Мать – гражданка России. Отец – гражданин Ирака. Дети: сын 1992 г.р., дочь- 1997 г.р. Первый ребенок родился на территории Ирака, второй – на территории России
Какое гражданство у детей по законодательству Российской Федерации?
Задача № 38. Гражданин Петров И.П. до 06.02.92 г. постоянно проживал на территории Российской Федерации. В 1993 г. он выехал в Украину, но в 1996 г. возвратился обратно и был зарегистрирован по месту жительства.
Является ли он гражданином Российской Федерации?
Задача № 39. Ряд депутатов Государственной Думы обратились к Президенту Российской Федерации с письмом, содержащим просьбу назначить всероссийский референдум по вопросам об отсрочки проведения очередных парламентских выборов, поскольку тем самым, по их мнению, будет достигнута большая стабильность в обществе.
Как должен поступить Президент в этом случае?
Задача № 40. Гражданин Российской Федерации А.Я. Аванов, имеющий постоянную прописку по месту жительства в г. Тбилиси (Республика Грузия), но фактически в течение многих лет проживающий в г. Москве в 1996 году обращался в УВИР ГУВД города Москвы с заявлением о выдаче ему заграничного паспорта. Однако в этом ему было отказано за неимением жилого помещения, наличие которого позволяло бы ему получить в городе Москве регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.
По тем же основаниям Тверской межмуниципальный суд центрального округа г. Москвы отказал в удовлетворении жалобы А.Я. Аванова,. сославшись, в частности, на ст. 8 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». При этом суд указал, что А.Я. Аванов вправе обращаться за выдачей загранпаспорта лишь в уполномоченные органы – по месту жительства, т.е. в республике Грузия.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.Я. Аванов просит проверить конституционность положений статей 2 и 8 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Какое решение должен принять Конституционный Суд России?
Задача № 41. В Конституционный Суд Российской Федерации обращался ряд граждан Российской Федерации (Л.С. Кигель, А.И. Мерхасин, А.М. Лернер и др.), которые выехали из Российской Федерации на постоянное место жительства в другие страны, имели право на получении пенсии на территории России, но утратили его в связи с переездом. Принятый 2 июля 1993 года Закон РФ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» на данных лиц не распространялся либо в силу того, что они выехали ранее даты вступления в силу закона, либо их выезд был осуществлен не с территории Росси, а других стран (главным образом с территории бывших республик СССР). Обратившиеся в суд просили дать ответ, соответствует ли применение в их деле Закон РФ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» Конституции России, ее статьям 19 (часть 1 и 2), 39 (часть1).
Каким образом поступил Конституционный Суд?
Задача № 42. В России резко поднялся уровень преступности. Общественность активно обсуждает повышение числа убийств. Гражданская инициатива «жизнь за жизнь» выступает по средствам распространения объявлений и плакатов за введение смертной казни. После побега серийного убийцы, осужденного на лишение свободы пожизненно, более 70 % населения по результатам опроса высказались за смертную казнь.
Под влиянием общественного мнения Правительство России решает выйти с инициативой о принятии закона об отмене ст. 20 Конституции. Также этот закон должен предусматривать внесение изменения в ст. 59 Уголовного Кодекса Российской Федерации, которые предусмотрели бы только смертную казнь за совершение любого убийства.
Рассмотрите проблему с точки зрения конституционного права
Задача № 43. Статьей 162 Конституции Республики Алтай закреплено, что государственные символы республики Алтай – герб, флаг, гимн выражают не только самобытность и традиции ее многонационального народа, но и суверенитет республики Алтай. Эта норма, по существу, воспроизводит пункт 1 Положения о Государственном Гербе Республики Алтай (утверждено постановлением Верховного Совета Республики Алтай от 6 октября 1993 года), согласно которому герб является символом государственного суверенитета Республики Алтай.
Соответствуют ли нормы данных актов субъекта Российской Федерации статье 4 Конституции России? Действуют ли названные выше нормы законодательства Республики Алтай в настоящее время?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА