Сыма Цянь –выдающийся историк древнего Китая

СЫМА ЦЯНЬ Сыма Цзыч-жан. (примерно 145-86 до н.э.). Сяян (к югу от совр. Ханьчэна пров. Шэньси)— ? Историк, литератор, мыслитель. Сын Сыма Таня, гл. историографа и астролога при дворе У-ди. императора дин. Зап. Хань (140 — 87 до н.э.). С.Ц. учился у Дун Чжуншу и Кун Аньго. В 20-летнем возрасте начал путешествовать по стране для сбора историч. сведений, преданий, изучения нар. обычаев.

Прибыв в Лоян, Сыма Цянь нашел отца уже при смерти. В своей автобиографии он рисует трагическую сцену про­щания с умирающим отцом. «...Придворный историограф взял Цяня за руку и со слезами на глазах сказал: „Мои предки были историографами царства Чжоу. Старшие поколе­ния моего рода прославились при Шуне и Ся... Но затем род наш захирел. Я — последний его представитель! Если ты зай­мешь мою должность — ты продолжишь дело моих предков. Ныне император, возродив традиции тысячелетий, приносит жертвы на горе Тайшань, а я не мог последовать за ним... Это — судьба! Это — судьба! Когда я умру, ты непременно будешь Придворным историографом... Не забывай того, что я хотел написать..." Цянь-плакал, уронив голову на грудь»21.

Сыма Тань завещал сыну продолжить дело, начатое им,— завершить труд по истории Китая. Сыма Цянь обещал отцу выполнить его волю. Начал службу при дворе в должности ланьчжуна (чина двор­цовой охраны).

По истечении трехлетнего траура (в 108 до н.э.) он наследовал дело от­ца, заняв должность Главного историографа императорского двора. Должность обеспечивала Сыма Цяню исключительно благоприятные условий для работы: ему был разрешен до­ступ в императорские библиотеки, к сокровищам древней ли­тературы. Он получил в свое распоряжение ценнейшие исто­рические материалы из секретных хранилищ.

Занимая должность историографа, Сыма Цянь, как и его отец, должен был ведать вопросами, связанными с хранением и систематизацией архивных материалов. Таким образом, он располагал источниками, совершенно недоступными для других. Большая часть времени историографа уходила на «приведение в порядок исторических записей и книг императорских библиотек и хранилищ». Однако помимо этого по характеру своей должности он должен был систематически заниматься астрономией и календарем. Несомненно, что гл. 27 «Исторических записок» могла быть написана Сыма Цяием лишь на основе личного опыта, в рамках" развития науки того времени, теоретических познаний в" астрономии. В этой главе дается описание звездного неба, которое специалисты считают крупной вехой в истории древнекитайской астрономии. Сыма Цянь включил в нее 98 созвездий с общим числом звёзд — 36022. Систематические занятия астрономией были связаны с другим грандиозным трудом, участие в котором принимал Сыма Цянь и который был закончен через несколько лет после его вступления в должность. Речь идет о создании «Календаря Великого Начинания», к-ый был введет,— 104—101 гг. до н. э. и послужившего основой современного китайского лунного календаря.

Как и раньше, Сыма Цянь использует каждую возможность для поисков новых материалов. Продолжением первых путешествий Сыма Цяня по стране была поездка в составе императорской свиты на гору Тайшань и к морю (в год смерти Сыма Таня). Так Сыма Цянь во второй раз побывал в Шаньдуне. На обратном пути он проезжал мимо Великой китайской стены.

В 104 г. до н.э. Сыма Цянь завершает работу по систе­матизации материала и приступает к написанию «Исторических записок».

В 99г. до н.э. Ли Лин потерпел поражение от сюнну и был взят вплен, о чём он известил императора. Приближенные импе­ратора, напуганные тем, что гнев Сына неба может обратиться против них, поспешили очернить Ли Лина, обвиняя его в предательстве. Лишь Сыма Цянь нашел в себе силы, чтобы поступить так, как диктовала ему его совесть. Так, он навлек на себя гнев императора, заключен в тюрьму и приговорен к позорному на­казанию — кастрации.

В тюрьме завер­шился перелом, назревавший в сознании историка. Завещан­ные отцом «Исторические записки» отныне представлялись-ему единственной возможностью высказать все, что накопилось у него на душе. Не случайно Сыма Цянь заметил, что все выдающиеся творения прошлого были написаны мудре­цами «в пылу гнева».

О последних годах жизни Сыма Цяня почти ничего не известно. После освобождения из тюрмы Сыма Цянь опять стал придворным историографом и был назначен на должность хранителя им­ператорской печати; но эта «почетная должность» была для Сыма Цяня лишь постоянным напоминанием о перенесенном им унижении (по обычаю хранителем печати императора мог быть только евнух).

Однако, он продолжил работу над первым в Китае исторнкр-биографич. трудом, материалы для к-рого начал собирать его отец. Произв., получившее впоследствии назв. "Ши цзи" ("Историч.записки") наставшее канонич. для кит. ис­ториографии, было завершено в 92 до н.э.

Исторический труд Сыма Цяня состоит из описания деяний полководцев, советников, евнухов, реже императоров (они только кое-где упоминаются). Вся его книга есть изложение разговоров и поступков его героев с моральными суждениями по этому поводу самого историка. преданий, рассказов, слухов и пересудов. И очень редко - из документов. Не было тогда ни архивов в нашем понимании, ни методики работы с документами. Документы и архивы в каком-то смысле были - данные о сборе налогов, реляции полководцев, сообщения о стихийных бедствиях провинциальных начальников. Методология, которой руководствовался Сыма Цянь: он был конфуцианцем и следовал его философии, т.о. история для Конфуция - это в первую очередь морально-этические эссе, в которых благородные восхвалялись, а порочные морально казнились. Поэтому прежде, чем судить людей, нужно "выпрямить" отклонившиеся от истины "имена". Концепция "исправления" имен давала широчайший простор для того, подогнать прошлое под современные требования. Или даже скорее - под желания вана (князя) или императора. Пред­ставления С.Ц. о задачах и приемах ис­ториографии во многом восходят к идеям школы Гунъян. Так, согласно учению Гунъян. образцовый историк не только добросовестно записывает факты, но и исправляет историю во имя утверждения идеала мироустроения.

"Щи цзи" С.Ц. рассматривал как произв. теорстич. мысли, выясняющее закономерно­сти истории, соотношение между ее важ­нейшими силами — Небом (тянь) и людьми, а совр. ему Китай — как итог пред­шествующей истории. Отмечал влияние древних правителей, перемещения столиц и переселений групп людей на образ жизни, правы и обычаи. Делил мир на два района — ян, где живут "этические люди", китайцы, и инь, где обитают воинственные, корыстные варвары и китайцы, отличающиеся воинственностью.

Его представления о законе воздаяния и о знамениях строились на идее взаимного влечения объектов "того же рода": так, хорошее поведение (или правление) вызывает "того же рода" отклик со стороны Неба — счастье, награду; дурное поведение влечет отрица­тельную реакцию Неба и т.п. С.Ц. признавал вмешательство Неба в дела людей, объясняя "повелением Неба" (или "небесным пред­определением". При этом С.Ц. оставлял за человеком определенную сферу деятельности, в пре­делах к-рой необходимы сознательные уси­лия. Действия человека, прежде всего пра­вителя, должны "удовлетворять" все вещи и существа мира, гибко приспосабливаться к переменам обстоятельств, развитие к-рых подчиняется всеобщим законам расцвета и увядания. Только так можно стать "пове­лителем всех вещей".

В целом филос. взгляды С.Ц. отражают различные идеологич. тенденции его эпохи.

Сыма Цянь изложил историю Китая с древнейших времен до правления У-ди. Его книга состоит из нескольких раз­делов: анналов, генеалогических таблиц, биографий выдающихся исторических деятелей, истори­ческих монографий и жизнеопи­саний, включающих в себя описа­ния отдельных народов и стран.

Ход истории Сыма Цянь представлял как действие непостижимой «не­бесной судьбы» и круговорот разных состояний общества, имевший, конечно, назидательный смысл. Согласно этой концепции, принци­пом первой династии Ся была «искренность», выродившаяся в «ди­кость»; принципом династии Шан — «почтительность», выродившая­ся в «суеверное почитание духов»; принципом династии Чжоу — «цивилизованность», выродившаяся в формальное соблюдение пра­вил, что было усугублено динас­тией Цинь, поставившей во главу угла безличный закон. Ханьская же династия, утверждал Сыма Цянь, исправила пороки чжоуского правления, вернувшись к принципу «искренности». Труд Сыма Цяня послужил образцом для написания истории династии Ранняя Хань. Впоследст­вии составление историй отдель­ных династий приобрело регу­лярный характер.

«Исторических записок», состоящих из пяти разделов:

«Основные записи» - истор хроника, деяния династий и государей; представляют собой соединение графического и хронологического принципов изложения.

«Хронологические таблицы»-фиксируются крупные события и Дей-сть исторю личностей; попытка систематнзации хронологии

«Трактаты»(8 шт) – опис госуд строй, состояние экономики; посвящены различным отраслям общественной жизни; по тематическому принципу составлялись;

«Истории наследственных домов»- биографии крупнейших представителей наследственной знати;

«Жизнеописания»- изложение истории через частное жизнеописание исторических деятелей( знам. Философов,чиновников, люди без определ. профессии, но готовые помочь кому-либо

КОРОЧЕ: Сыма Цянь (около 145 или 135 - около 86 до н. э.), древнекитайский историк, автор первой сводной истории Китая "Ши цзи" ("Исторические записки"). Сын главного историографа ханьского двора Сыма Таня, С. Ц. в 108 наследовал должность отца и собранные им материалы, много и упорно работал и, несмотря на опалу, в 90-х гг. 1 в. до н. э. завершил свой грандиозный труд, послуживший образцом для последующих династийных историй. "Ши цзи" состоят из 130 глав, охватывающих историю Китая с древности до конца 2 в. до н. э. С. Ц. применил впервые в Китае комплексный принцип, сочетающий хронологическое описание событий ("Анналы"), тематическое освещение разных сторон жизни общества ("Трактаты") и жанр биографий. Находясь на идеалистических позициях, С. Ц. рассматривал развитие общества в виде замкнутого кругооборота

Наши рекомендации