Принцип разделения властей в организации государственной власти РФ
Для осуществления функций государственной власти ее отдельные звенья наделяются комплексом полномочий и вправе действовать самостоятельно, во многом независимо друг от друга, сохраняя рычаги взаимного сдерживания и контроля. В государственном механизме Российской Федерации выделяют законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В совокупности данные органы образуют основу конституционной системы органов российского государства.
Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:
· законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательными (представительными) органами;
· исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и исключительно в некᴏᴛᴏᴩом отношении парламенту;
· между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из ветвей власти;
· судебные органы независимы и в пределах ϲʙᴏей компетенции действуют самостоятельно;
· ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;
· споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом РФ;
· конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы всех ветвей власти, устанавливать способы их взаимного влияния.
Органы законодательной власти Российской Федерации включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ. Законодательные органы одновременно будут представительными органами, т.е. представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы обладают исключительным правом на принятие законов. Органы законодательной власти всегда состоят из большого числа депутатов, что служит гарантией широкого народного представительства. Органы законодательной власти наделяются определенными полномочиями по контролю, участию в назначении должностных лиц, но основная их функция состоит в принятии законов.
Органы исполнительной власти наиболее разветвлены и многообразны. Именно они организуют исполнение законов и указов, издают большое количество организационно- распорядительных актов. Органы исполнительной власти в президентских республиках не подотчетны и не подконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с ней. В органах исполнительной власти практически нет выборности, данные органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, главами исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства).
Органы исполнительной власти могут иметь различную подчиненность. Вот к примеру, некᴏᴛᴏᴩые из них выходят напрямую на Президента РФ (Министерство обороны Российской Федерации и другие силовые органы), другие на Председателя Правительства РФ.
Органы судебной власти включают федеральные суды и суды субъектов РФ. Цель данных органов - осуществление правосудия, применение законов и иных нормативных правовых актов.
Указанные виды органов получены в результате классификации по основанию принцип разделения властей. При этом, как и в любом другом государстве, в Российской Федерации существуют органы, не входящие ни в одну из ветвей власти. При всем этом данные органы действуют в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией РФ и федеральными законами. По ϲʙᴏему статусу они будут независимыми органами государственной власти. К числу таких органов ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: Прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Академия наук РФ.
Разделенные власти для осуществления ϲʙᴏих функций должны строить взаимодействие на основах координации. Приведем примеры взаимного влияния ветвей власти друг на друга.
Высший орган исполнительной власти - Правительство Российской Федерации будет участником законодательного процесса. В первую очередь, оно обладает правом законодательной инициативы, и, следовательно, может внести проект закона в Государственную Думу. Во-вторых, у него есть возможность влиять на законодательный процесс посредством дачи заключений на проекты законов (ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации).
Конституционный Суд РФ вправе объявить любой закон - полностью или частично - неконституционным, т.е. утратившим юридическую силу. Эти примеры свидетельствуют о том, что законодательная власть действует не сама по себе, а в определенной системе, равновесие кᴏᴛᴏᴩой достигается взаимными противовесами других основных властей. Федеральное Собрание РФ, в ϲʙᴏю очередь, имеет конституционные рычаги воздействия на Правительство РФ и на формирование судебных органов. Именно такая взаимная сбалансированность помогает поддерживать конституционный правопорядок.