Голосование, подсчет, составление протокола
Наиболее грубый способ влияния на итоги голосования – непосредственное воздействие на избирателей со стороны представителя администрации, присутствующего в помещении для голосования. Этот способ иногда встречается в небольших населенных пунктах.
Остальные формы административного влияния на итоги голосования опосредованы членами, в первую очередь – руководителями, участковых избирательных комиссий. Только противоправные действия членов участковых комиссий – голосование за избирателей, предоставление возможности проголосовать за другого гражданина, «вброс» бюллетеней, заведомо неправильный подсчет бюллетеней, неправильное составление протокола – представляют собой прямые фальсификации, влияющие на итоги голосования и результат выборов.
На членов участковых избирательных комиссий администрация может оказывать воздействие различными методами. Члены комиссии сами могут быть сотрудниками администрации, государственными или муниципальными служащими, тесно связанными с администрацией. Они могут зависеть от администрации по производственной линии. Наконец, им может быть обещано какое-либо поощрение в случае соответствующих действий; у администрации есть много возможностей для поощрений.
То же относится и к фальсификациям при подсчете голосов. Они могут осуществляться руководителями участковой комиссии самостоятельно, либо при непосредственном или телефонном участии «кураторов». И тот и другой вариант возможен только тогда, когда подсчет производится негласно, с нарушением установленной законом процедуры подсчета, поэтому следует уделить особое внимание этому нарушению (см. Приложение 7). Во втором случае составление протокола будет производиться при непосредственном участии постороннего лица, либо в процессе телефонных переговоров. Любые замечания по этому поводу будут вызывать резко отрицательную реакцию; если не удается прекратить негласное составление протокола, его хотя бы надо зафиксировать заявлением.
Как мы уже говорили, противоядием прямым фальсификациям в участковых комиссиях в день голосования и при подсчете голосов является грамотная работа наблюдателей и членов комиссий с правом совещательного голоса. Набор, подготовка и организация работы наблюдателей, членов комиссий с правом совещательного голоса остается за рамками этой книги. Каждый наблюдатель, член комиссии с правом совещательного голоса, перед направлением в избирательную комиссию должен быть снабжен пакетом документов. Все они должны пройти курс обучения.
Взаимодействие наблюдателей с избирательным штабом должно быть продумано и отлажено. С этой целью обычно используются мобильные группы. Очень важно, чтобы все нарушения были документированы – подтверждались заявлениями в избирательные комиссии, возможно фотографиями или видеосъемкой. Важно, чтобы копии протоколов участковых избирательных комиссий, полученные наблюдателями и членами комиссий с правом совещательного голоса, были правильно заверены.
В Приложении 5 приведен проект рекомендаций по наблюдению за ходом голосования и подведением итогов голосования на избирательном участке. Эти рекомендации подробно освещают основные моменты противодействия нарушениям на избирательном участке в день голосования и при подведении итогов. Рекомендации предназначены для членов участковых комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей в участковых комиссиях. Они могут служить основой обучающего курса, а также основой для составления кратких рекомендаций, которые прикладываются к пакету документов, выдаваемому наблюдателю, члену комиссии с правом совещательного голоса. В пакет документов должны также входить:
· подписанное кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения уведомление о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса или о назначении наблюдателя (см. Приложения 1 и 4);
· бланки протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования – для заполнения в случае отсутствия множительной техники в участковой комиссии;
· бланки заявлений о нарушениях избирательного законодательства (Приложения 6 и 7).
Факультативно в пакет документов может также входить выписка из избирательных законов, отражающая основные моменты наблюдения в день голосования и при подсчете голосов. Также факультативно члену комиссии с правом совещательного голоса может быть вручен Рабочий лист, куда он должен заносить сведения, которые в дальнейшем будут анализироваться избирательным штабом. Примеры составления упомянутой выписки из законов и Рабочего листа можно найти в книге «Гражданам об их политических правах»[95].