Вторая мировая война. Великая Отечественная война

Советского Союза

Вариант I

1. Назовите основные периоды Великой Отечественной войны. Охарактеризуйте крупнейшие военные операции одно­го из ее периодов.

2. Расположите в хронологическом порядке следующие со­бытия Великой Отечественной войны:

а) поражение советских войск в Белоруссии;

б) образование антигитлеровской коалиции;

в) Берлинская операция;

г) снятие блокады Ленинграда;

д) битва под Москвой;

е) Смоленское сражение;

ж) Курская битва.

3. Какие события объединяют эти имена?

а) У. Черчилль, И. Сталин, Ф. Д. Рузвельт;

б) А. И. Еременко, К. К. Рокоссовский, В. И. Чуйков, A. M. Василевский, Ф. Паулюс, Э. Манштейн.

4. Что означают следующие названия? Укажите, где и когда произошли связанные с ними события:

а) Перл-Харбор; б) операция «Багратион»;

в) высадка в Нормандии г) Нюрнбергский процесс.

5. Отметьте события, которые привели к коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны:

а) битва под Москвой;

б) Сталинградская битва;

в) сражение на Курской дуге;

г) Белорусская операция;

д) Смоленское сражение.

Вариант II

1. Укажите причины поражения Красной Армии в начальный период войны.

2. Проставьте даты следующих событий:

а) подписание советско-германского договора о ненападении;

б) начало Второй мировой войны;

в) Советско-финляндская война;

г) присоединение Прибалтики и Бессарабии к СССР;

д) нападение Германии на СССР.

3. Назовите имена выдающихся советских полководцев периода Великой Отечественной войны.

4. Второй фронт в годы Второй мировой войны был открыт…

а) в Нормандии;

б) в Африке;

в) на Балканах;

г) в Италии.

5. Причинами Второй мировой войны были: противоречия между блоком фашистских государств и западными демократиями... (дополните недостающую информацию).

Вариант III

1. Охарактеризуйте значение и итоги победы советского народа в Великой Отечественной войне. Какова была цена по­беды?

2. Среди приведенных ниже дат назовите год проведе­ния Потсдамской конференции:

а) 1944 г.;

б) 1942 г.;

в) 1941 г.;

г) 1945 г.;

д) 1943 г.

3. С именами каких полководцев связана победа под Сталинградом?

а) И. С. Конев;

б) А. И. Еременко;

в) К. А. Мерецков;

г) В. И. Чуйков;

д) Л. А. Говоров;

е) Г. К. Жуков;

ж) В. Д. Соколовский;

з) И. Д. Черняховский;

и) К. К. Рокоссовский;

к) С. М. Буденный;

л) Н. Ф. Ватутин.

4. Объясните значение терминов:

а) оккупационный режим;

б) «рельсовая война»;

в) репатриация,

5. Назовите страны, в которых в годы Второй мировой войны широкий размах приняло движение Сопротивления.

Вариант IV

1. Назовите и кратко охарактеризуйте факторы, обусло­вившие коренной перелом в ходе Великой Отечественной вой­ны.

2. Назовите год открытия Второго фронта в Европе:

а) 1942 г.; в) 1944 г.;

б) 1945 г.; г) 1943 г.

3. Кто командовал высадкой англо-американских войск в Нормандии:

а) Ш. де Голль;

б) Б. Монтгомери;

в) Д. Эйзенхауэр;

г) Т. Александер.

4. Перечислите крупнейшие военно-стратегические операции заключительного этапа Великой Отечественной войны.

Вариант V

1. Расскажите о партизанском движении в годы Великой Отечественной войны, назовите основные формы борьбы.

2. Назовите даты следующих событий:

а) восстановление государственной границы СССР;

б) открытие Второго фронта в Европе;

в) Берлинская операция;

г) капитуляция Японии.

3. Что означает понятие «антигитлеровская коалиция»?

4. Крупными стратегическими операциями заключительного этапа войны были: снятие блокады Ленинграда, Корсунь-Шевченковская операция… (дополните недостающую информацию).

5. Какие события объединяют эти имена: В. М. Молотов, И. Риббентроп,

Ф. Шуленбург.

Вариант VI

1. Раскройте основные источники победы советского наро­да в Великой Отечественной войне.

2. Назовите первое крупное поражение вермахта в годы войны. Где и когда оно произошло?

3. Государственный Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны возглавлял…

а) В. М. Молотов;

б) Г. К. Жуков;

в) К. Е. Ворошилов;

г) И. В. Сталин;

д) С. К. Тимошенко;

е) Н. А. Булганин;

ж) Л. П. Берия.

4. Объясните значение понятий:

а) движение Сопротивления;

б) народное ополчение;

в) эвакуация.

5. События начального периода Великой Отечественной войны привели:

а) к оккупации значительной части территории страны;

б) захвату в плен большого числа советских солдат и офицеров... (продолжить перечень).

Контрольная работа № 16

СССР во второй половине 1940 – начале 1950-х гг.

Вариант I

1. Охарактеризуйте послевоенную международную ситуа­цию как геополитическое противостояние «Востока» и «Запа­да». Раскройте содержание понятий «Восток» и «Запад» по сравнению с довоенным периодом!

2. Из перечисленных ниже способов привлечения трудо­вых резервов для восстановления и развития хозяйства выбе­рите те, которые преобладали в первый послевоенный период:

а) материальные стимулы;

б) самоотверженность и героизм в труде;

в) социалистическое соревнование;

г) хозрасчет;

д) трудовое законодательство;

е) рациональные методы труда и производства;

ж) трудовая дисциплина.

3. Укажите даты событий:

а) постановление партии о журналах «Звезда» и «Ленинградское дело»;

б) «Ленинградское дело»;

в) «Павловская сессия».

4. Назовите характерные черты биографий и политической карьеры партийных и государственных деятелей первого послевоенного десятилетия. Приведите примеры.

5. Объясните понятие «госзаем». Для чего и как он приме­нялся в СССР (покажите на примерах). Сделайте вывод о вли­янии участия в госзаймах на материальное положение населе­ния.

Вариант II

1. Охарактеризуйте социально-экономическую политику СССР в первые послевоенные годы. Назовите задачи, мето­ды, средства восстановления и развития хозяйства.

2. Из приведенных ниже суждений о снижениях цен на розничные товары, проводившихся ежегодно в первый после­военный период, выберите те, которые раскрывают смысл этих мероприятий.

Снижение цен:

а) улучшало материальное положение населения;

б) свидетельствовало об успехах экономики;

в) демонстрировало преимущества социалистической системы;

г) снимало социальную напряженность;

д) поддерживало веру в идеалы социализма;

е) обеспечивало социальную поддержку власти.

3. Укажите даты событий:

а) XIX съезд ВКП (б);

б) создание СЭВ;

в) обострение отношений между СССР и Югославией;

г) начало «корейского конфликта».

4. Назовите имена политических деятелей (отечественных и зарубежных), с которыми связывают начало «холодной вой­ны».

5. Объясните, что означает понятие «ГУЛАГ». Опишите масштабы и практику ГУЛАГа в СССР в послевоенное де­сятилетие.

Вариант III

1. Объясните, почему политический режим в СССР в кон­це 1940 – начале 1950-х гг. называют репрессивным. Охаракте­ризуйте его в сравнении с довоенным периодом.

2. Из перечисленных ниже факторов развития экономики СССР выделите те, которые определили первоочередное раз­витие тяжелой промышленности в послевоенный период:

а) необходимость укрепления обороноспособности;

б) обеспечение других отраслей экономики техникой и машинами;

в) ускоренное осуществление научно-технического прогресса;

г) рациональное вложение средств с большей отдачей в отличие от сельского хозяйства и легкой промышленности;

д) поддержание, достаточной боеготовности в условиях существования двух систем;

е) демонстрация военной мощи в условиях международной конфронтации.

3. В сентябре 1947 г. представители шести компартий стран Восточной Европы, коммунистических партий Италии и Франции на встрече в Польше приняли решение о создании…

4. Укажите, какие черты идеального образа советского человека утверждались идеологией и пропагандировались общественно-политической литературой в конце 40-х – начале 50-х гг. в СССР.

5. Назовите причины засухи и голода 1946–1947 гг.

6. Объясните, что означает понятие «паспортный режим». Расскажите о практике паспортного режима в СССР. Как это характеризует отношение к правам человека в СССР в те годы?

Вариант IV

1. Охарактеризуйте духовную атмосферу в стране в первые послевоенные годы. Перечислите факторы, которые играли определяющую роль в этой сфере.

2. Из перечисленных ниже способов и средств финансиро­вания восстановления хозяйства и развития экономики выбе­рите те, которые использовались в послевоенный период:

а) деление бюджетных средств по принципу приоритетного и остаточного финансирования, определение первостепенных и второстепенных статей финансирования;

б) пропорциональность и эффективность распределения и использования бюджетных средств;

в) привлечение иностранных инвестиций, кредитов;

д) использование экономических рычагов привлечения денежных средств населения.

3. Какие события первых послевоенных лет давали повод современникам ощущать эти годы как облегчение жизни?

4. Объясните смысл понятий «трудодень», «работать за па­лочки».

Вариант V

1. Объясните, почему историки считают, что именно в послевоенные годы «культ личности» Сталина достиг своего апогея?

2. Высказывания У. Черчилля в Фултоне были причиной или поводом «холодной войны»?

3. Назовите даты событий:

а) постановление партии о журналах «Звезда» и «Ленинград»;

б) засуха и голод;

в) выборы в Верховный Совет СССР;

г) размещен первый государственный заем;

д) принят Закон о пятилетнем плане восстановления и развития хозяйства;

е) Нюрнбергский процесс.

4. Какое отношение в СССР было к репатриантам, людям, бывшим в плену или на оккупированной территории, воевавшим против фашистов в составе интернациональных бригад в других странах?

5. Объясните, что означает понятие «карточная система». Как осуществлялась карточная система в первые послевоенные годы?

Вариант VI

1. Охарактеризуйте материальное положение и условия жиз­ни советских людей в первые послевоенные годы. Охаракте­ризуйте политику государства в этой сфере.

2. Какая сфера была приоритетной в программе восстанов­ления и развития народного хозяйства:

а) тяжелая промышленность;

б) легкая промышленность;

в) социальная сфера;

г) сельское хозяйство.

3. Назовите даты и события первого послевоенного деся­тилетия, которые определили характер международной ситу­ации этого периода.

4. Раскройте содержание понятия «трудовая дисциплина», которое оно имело впервые послевоенные годы. Приведите примеры укрепления «трудовой дисциплины». Сделайте вы­вод об отношении к правам человека в СССР.

Контрольная работа № 17

Советская страна в середине 1950 – начале 1980-х гг.

Вариант I

1. Охарактеризуйте реформы, проведенные Н. С. Хруще­вым в конце 50-х – начале 60-х гг.

2. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

а) Карибский кризис;

б) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки);

в) ввод советских войск в Афганистан;

г) военное вмешательство СССР в Венгрии.

3. Что такое совнархозы? Когда и для чего они были образованы?

4. Объясните значение терминов:

а) правозащитное движение;

б) реабилитация;

в) диссиденты;

г) «шестидесятники».

5. В 1957 г. вместо упраздненных отраслевых министерств были созданы территориальные…

Вариант II

1. Объясните, какие явления и процессы были определяю­щими в социально-экономическом развитии страны в середине 60-х – 70-е гг.?

2. Назовите даты следующих событий:

а) XX съезд КПСС;

б) полет Ю.А.Гагарина;

в) начало реабилитации жертв сталинских репрессий;

г) запуск первого в мире искусственного спутника Земли;

д) Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия

в трех средах.

3. Что такое целина? Когда начинается обсуждение проектов освоения целины?

4. Что послужило причиной Карибского кризиса 1962 г.? Какие события предыдущих и последующих лет вы поставили бы в один ряд с ним?

5. Какие из приведенных ниже характеристик отражают суть «оттепели»?

а) Особое духовное состояние общества;

б) рост влияния партийного аппарата на все стороны из жизни общества;

в) первые попытки десталинизации общества;

г) усиление идеологического давления в литературе и искусстве;

д) начало процесса демократизации;

е) обновление культурной жизни страны.

Вариант III

1. Раскройте основные направления внешнеполитической деятельности СССР в 60–70-е гг.

2.Среди приведенных ниже дат отметьте дату ввода советских войск в Афганистан:

а) 1956 г.; б) 1961 г.; в) 1979 г.; г) 1980 г.; г) 1980 г.; д) 1982 г.

3. Что такое нефтедоллары? Какую роль они сыграли в проведении экономической реформы?

4. Что означают понятия:

а) тоталитарный режим;

б) военно-промышленный комплекс;

в) военно-стратегический паритет.

5. «Брежневская» Конституция СССР была принята:

а) в 1971 г.;

б) 1975 г.;

в) 1977 г.

Вариант IV

1. Охарактеризуйте основные тенденции развития совет­ской страны в 70-е ─ начало 80-х гг.

2. Какие исторические события стоят за следующими да­тами:

а) 1953 г.;

б) 1963 г.;

в) 1964 г.;

г) 1968 г.;

д) 1975 г.

3. Что объединяет эти имена: А. Солженицын, В. Буковский, Ю. Орлов,

Р. Медведев, А. Марченко.

4. Объясните значение терминов:

а) «казарменный социализм»;

б) межнациональные конфликты;

в) командно-административная система.

5. Лидером страны после смерти Л.И. Брежнева стал:

а) К. У. Черненко;

б) М. С. Горбачев;

в) Ю. В. Андропов.

Вариант V

1. Охарактеризуйте политических руководителей страны конца 60 – 80 -х гг.

2. С какими событиями связаны следующие даты:

а) 1962 г.;

б) 1964 г.;

в) 1977 г.;

г) 1956 г.

3. В 1964 г. новым лидером КПСС стал:

а) Л. И. Брежнев

б) А. Н. Косыгин

в) Н. В. Подгорный

4. Что означают понятия, явления:

а) гонка вооружений;

б) технический прогресс;

в) коррупция.

5. С какими событиями внешнеполитической жизни страны и международных отношений связаны имена:

а) Н. С. Хрущев, Дж. Кеннеди, Ф. Кастро;

б) Л. И. Брежнев, А. Дубчек, Г. Гусак;

в) Д. Ф. Устинов, А. А. Громыко, Л. И. Брежнев. Ю. В. ндропов, Х. Амин,

Б. Кармаль.

Вариант VI

1. Почему в период с конца 70-х до середины 80-х годов разрядка сменилась новым туром гонки вооружений?

2. С каким историческим событием связано закрепление послевоенных границ в Европе; где и когда оно произошло?

3. Основной задачей экономической реформы 1979 г. было:

а) совершенствование хозяйственного механизма и повышение уровня партийного руководства;

б) материальное стимулирование труда;

в) ограниченное использование рыночных механизмов для повышения качества продукции и увеличения объемов ее производства.

4. Объясните значение терминов:

а) «холодная война»;

б) «доктрина Брежнева».

5. Назовите явление, объединяющее следующие мероприятия:

– перевод предприятий на хозрасчет;

– перестройка руководства экономикой;

– коренное изменение планирования;

– создание новых организационных структур управления;

– новые формы организации труда в промышленности и сельском хозяйстве.

Контрольная работа № 18

СССР, Россия во второй половине 1980 – первой половине 1990-х гг.

Вариант I

1. Объясните, почему возникла необходимость в коренном обновлении всех сторон жизни советского общества и перехо­да к политике перестройки?

2. Соотнесите даты и события:

а) апрель 1985 г.; 1) авария на Чернобыльской АЭС;

б) октябрь 1993 г.; 2) референдум о сохранении СССР;

в) май–июнь 1989 г.; 3) переход к политике перестройки;

г) март 1991 г.; 4) Первый съезд народных депутатов;

д) апрель 1986 г. 5) политический кризис, противостояние

исполнительной и законодательной властей.

3. М. С. Горбачев стал лидером партии и страны:

а) в 1984;

б) 1985;

в) 1987.

4. Укажите, с какими событиями связаны следующие названия:

а) Ново-Огаревский процесс;

б) Беловежское соглашение;

в) Алма-Атинская декларация.

5. Укажите общую основу трагических событий в Сумгаите, Нагорном Карабахе, Фергане, Оше, Баку, Приднестровье.

Вариант II

1. Какие задачи ставились на разных этапах перестройки, как они менялись?

2. Распад СССР произошел:

а) в 1987 г.;

б) 1989 г.;

в) 1990 г.;

г) 1991 г.;

д) 1992 г.;

е) 1993 г.

3. Назовите имена политических и государственных деяте­лей, с которыми связано возникновение нового мышления в международной политике.

4. Какие изменения в общественной жизни страны отражают понятия: гласность, плюрализм, многопартийность, деидеологизация?

5. Законодательная власть в России принадлежит:

а) Федеральному собранию

б) Правительству России;

в) Совету безопасности;

г) Президенту;

д) Конституционному Суду РФ.

Вариант III

1. Назовите задачи, стоящие перед Россией в настоящее время.

2. Расположите в хронологической последовательности следующие события и назовите их даты:

а) принятие новой Конституции Российской Федерации;

б) распад СССР;

в) принятие Декларации о государственном суверенитете России;

г) завершение вывода российских войск из стран Европы.

3. С именами каких ученых-экономистов связаны идеи перехода к рыночной экономике?

4. Объясните значение терминов:

а) конфронтация;

б) ближнее зарубежье;

в) дальнее зарубежье;

г) унитарное государство;

д) миграция.

5. Назовите основные явления, характеризующие духовную жизнь общества в современной России.

Вариант IV

1. Охарактеризуйте внешнеполитическую деятельность России на современном этапе.

2. Подчеркните даты, связанные с моментами наиболее острого гражданского противостояния в стране:

а) апрель 1985;

б) май 1989;

в) август 1991;

г) май 1994 г.;

д) октябрь 1993 г.

3. Ф. Бурлацкий, Л. Карпинский, Ю. Карякин, О. Лацис, А. Нуйкин, Г. Попов, В. Селюнин, Н. Шмелев. Что объединяет эти имена?

4. Что означают следующие понятия:

а) рыночная экономика; г) конверсия;

б) либерализация цен; д) популизм;

в) радикализм: е) приватизация.

5. Назовите дату начала работы Государственной думы и Совета Федерации первого созыва.

Вариант V

1. Объясните причины осложнения межнациональных от­ношений в СССР и России в конце 1980-х – начале 1990-х гг.

2. Выберите из приведенных ниже дату принятия Де­кларации о государственном суверенитете России:

а) 25 мая 1989 г.;

б) 17 марта 1991 г.;

в) 12 июня 1990 г.;

г) 8 декабря 1991 г.;

д) 25 апреля 1993 г.

3. По какому признаку выбраны эти имена:

М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров, А. Н. Яковлев, Г. Х. Попов, А. А. Собчак, Э. А. Шеварднадзе.

4. Дайте определение понятий:

а) права человека;

б) разделение властей.

5. Дополните приведенный ниже перечень наиболее важных событий во внешней политике СССР и России за последнее десятилетие:

– вывод советских войск из Афганистана;

– решение СССР об одностороннем сокращении армии и вооружений.

Вариант V

1. Какие политические события и процессы середины 80-х – начала 90-х гг. явились, на ваш взгляд, наиболее значительными для судеб страны?

2. Соотнесите даты и события:

а) февраль 1989 г.; 1) роспуск Организации Варшавского Договора;

б) март 1990 г.; 2) вывод советских войск из Афганистана;

в) июль 1991 г.; 3) XIX Конференция КПСС;

г) июнь–июль 1988 г. 4) учреждение поста Президента СССР.

3. Назовите имена лидеров наиболее значительных партий, блоков, общественно-политических движений в современной России.

4. Раскройте содержание понятий:

а) уровень жизни;

б) военно-промышленный комплекс.

Литература

1. Верт Н. История советского государства. 1900–1991 гг. – М. : Весь мир, 1999.

2. Всемирная история : учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка. – М. : Культура и спорт, 1999.

3. Зуев М. Н. История России : учебник для вузов. – М. : Приор, 1998.

4. История Отечества : курс лекций. – Челябинск : ЮУрГУ, 1997. – Ч. I, П.

5. История Отечества : курс лекций. – Челябинск : ЮУрГУ, 2000.

6. История России и мировые цивилизации / под ред. М. В. Рубана. – М. : Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.

7. История России. (Россия в мировой цивилизации) / под ред. А. А. Радугина. – М. : Центр, 1997.

8. Карамзин Н. История государства Российского. – Калуга : Золотая аллея, 1993. – Т. 1–3.

9. Ключевский В. О. Русская история : полный курс лекций. – В 3 кн.– М. : Мысль, 1993.

10. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. – М. : ИНФРА-М. : НОРМА, 2000.

11. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. История России (с древнейших времен до наших дней) : учебник. – М. : Проспект, 1999.

12. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России (с древнейших времен до наших дней) : учеб. пособие. – М. : Проспект, 1999.

13. Платонов С. Лекции по русской истории. – М. : Высш. шк., 1993.

14. Россия и мир : учеб. книга по истории / под общ. ред. проф. А. А. Данилова. – М. : Владос, 1995. – Ч. I,II.

15. Рябикин С. Новейшая история России (1991–1997). – СПб. : Изд. дом «Нева», 1997.

16. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск : Курсив, 1996.

17. Семенникова Л. И. Цивилизации в истории человечества. – Брянск : Курсив, 1998.

18. Троицкий Н. А. Россия в ХIХ веке : курс лекций.– М. : Высш. шк., 1997.

19. Яковер Л. Б. Справочник по истории Отечества. – М. : Творческий центр, 1998.

20. Яковец Ю. В. История цивилизаций. – М. : Владар, 1997.

Учебное издание

КрасиковаНаталья Викторовна

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Сборник контрольных заданий

для студентов 1 курса всех специальностей

дневного обучения

Редактор С. И. Семухина

Подписано в печать15.12.2010. Формат 60х84/16

Бумага офсетная. Усл. печ. л. 3,3

Тираж 55 экз. Заказ №551

Издательство УрГУПС

620034, Екатеринбург, 66

Наши рекомендации