Вторая мировая война. Великая Отечественная война
Советского Союза
Вариант I
1. Назовите основные периоды Великой Отечественной войны. Охарактеризуйте крупнейшие военные операции одного из ее периодов.
2. Расположите в хронологическом порядке следующие события Великой Отечественной войны:
а) поражение советских войск в Белоруссии;
б) образование антигитлеровской коалиции;
в) Берлинская операция;
г) снятие блокады Ленинграда;
д) битва под Москвой;
е) Смоленское сражение;
ж) Курская битва.
3. Какие события объединяют эти имена?
а) У. Черчилль, И. Сталин, Ф. Д. Рузвельт;
б) А. И. Еременко, К. К. Рокоссовский, В. И. Чуйков, A. M. Василевский, Ф. Паулюс, Э. Манштейн.
4. Что означают следующие названия? Укажите, где и когда произошли связанные с ними события:
а) Перл-Харбор; б) операция «Багратион»;
в) высадка в Нормандии г) Нюрнбергский процесс.
5. Отметьте события, которые привели к коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны:
а) битва под Москвой;
б) Сталинградская битва;
в) сражение на Курской дуге;
г) Белорусская операция;
д) Смоленское сражение.
Вариант II
1. Укажите причины поражения Красной Армии в начальный период войны.
2. Проставьте даты следующих событий:
а) подписание советско-германского договора о ненападении;
б) начало Второй мировой войны;
в) Советско-финляндская война;
г) присоединение Прибалтики и Бессарабии к СССР;
д) нападение Германии на СССР.
3. Назовите имена выдающихся советских полководцев периода Великой Отечественной войны.
4. Второй фронт в годы Второй мировой войны был открыт…
а) в Нормандии;
б) в Африке;
в) на Балканах;
г) в Италии.
5. Причинами Второй мировой войны были: противоречия между блоком фашистских государств и западными демократиями... (дополните недостающую информацию).
Вариант III
1. Охарактеризуйте значение и итоги победы советского народа в Великой Отечественной войне. Какова была цена победы?
2. Среди приведенных ниже дат назовите год проведения Потсдамской конференции:
а) 1944 г.;
б) 1942 г.;
в) 1941 г.;
г) 1945 г.;
д) 1943 г.
3. С именами каких полководцев связана победа под Сталинградом?
а) И. С. Конев;
б) А. И. Еременко;
в) К. А. Мерецков;
г) В. И. Чуйков;
д) Л. А. Говоров;
е) Г. К. Жуков;
ж) В. Д. Соколовский;
з) И. Д. Черняховский;
и) К. К. Рокоссовский;
к) С. М. Буденный;
л) Н. Ф. Ватутин.
4. Объясните значение терминов:
а) оккупационный режим;
б) «рельсовая война»;
в) репатриация,
5. Назовите страны, в которых в годы Второй мировой войны широкий размах приняло движение Сопротивления.
Вариант IV
1. Назовите и кратко охарактеризуйте факторы, обусловившие коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
2. Назовите год открытия Второго фронта в Европе:
а) 1942 г.; в) 1944 г.;
б) 1945 г.; г) 1943 г.
3. Кто командовал высадкой англо-американских войск в Нормандии:
а) Ш. де Голль;
б) Б. Монтгомери;
в) Д. Эйзенхауэр;
г) Т. Александер.
4. Перечислите крупнейшие военно-стратегические операции заключительного этапа Великой Отечественной войны.
Вариант V
1. Расскажите о партизанском движении в годы Великой Отечественной войны, назовите основные формы борьбы.
2. Назовите даты следующих событий:
а) восстановление государственной границы СССР;
б) открытие Второго фронта в Европе;
в) Берлинская операция;
г) капитуляция Японии.
3. Что означает понятие «антигитлеровская коалиция»?
4. Крупными стратегическими операциями заключительного этапа войны были: снятие блокады Ленинграда, Корсунь-Шевченковская операция… (дополните недостающую информацию).
5. Какие события объединяют эти имена: В. М. Молотов, И. Риббентроп,
Ф. Шуленбург.
Вариант VI
1. Раскройте основные источники победы советского народа в Великой Отечественной войне.
2. Назовите первое крупное поражение вермахта в годы войны. Где и когда оно произошло?
3. Государственный Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны возглавлял…
а) В. М. Молотов;
б) Г. К. Жуков;
в) К. Е. Ворошилов;
г) И. В. Сталин;
д) С. К. Тимошенко;
е) Н. А. Булганин;
ж) Л. П. Берия.
4. Объясните значение понятий:
а) движение Сопротивления;
б) народное ополчение;
в) эвакуация.
5. События начального периода Великой Отечественной войны привели:
а) к оккупации значительной части территории страны;
б) захвату в плен большого числа советских солдат и офицеров... (продолжить перечень).
Контрольная работа № 16
СССР во второй половине 1940 – начале 1950-х гг.
Вариант I
1. Охарактеризуйте послевоенную международную ситуацию как геополитическое противостояние «Востока» и «Запада». Раскройте содержание понятий «Восток» и «Запад» по сравнению с довоенным периодом!
2. Из перечисленных ниже способов привлечения трудовых резервов для восстановления и развития хозяйства выберите те, которые преобладали в первый послевоенный период:
а) материальные стимулы;
б) самоотверженность и героизм в труде;
в) социалистическое соревнование;
г) хозрасчет;
д) трудовое законодательство;
е) рациональные методы труда и производства;
ж) трудовая дисциплина.
3. Укажите даты событий:
а) постановление партии о журналах «Звезда» и «Ленинградское дело»;
б) «Ленинградское дело»;
в) «Павловская сессия».
4. Назовите характерные черты биографий и политической карьеры партийных и государственных деятелей первого послевоенного десятилетия. Приведите примеры.
5. Объясните понятие «госзаем». Для чего и как он применялся в СССР (покажите на примерах). Сделайте вывод о влиянии участия в госзаймах на материальное положение населения.
Вариант II
1. Охарактеризуйте социально-экономическую политику СССР в первые послевоенные годы. Назовите задачи, методы, средства восстановления и развития хозяйства.
2. Из приведенных ниже суждений о снижениях цен на розничные товары, проводившихся ежегодно в первый послевоенный период, выберите те, которые раскрывают смысл этих мероприятий.
Снижение цен:
а) улучшало материальное положение населения;
б) свидетельствовало об успехах экономики;
в) демонстрировало преимущества социалистической системы;
г) снимало социальную напряженность;
д) поддерживало веру в идеалы социализма;
е) обеспечивало социальную поддержку власти.
3. Укажите даты событий:
а) XIX съезд ВКП (б);
б) создание СЭВ;
в) обострение отношений между СССР и Югославией;
г) начало «корейского конфликта».
4. Назовите имена политических деятелей (отечественных и зарубежных), с которыми связывают начало «холодной войны».
5. Объясните, что означает понятие «ГУЛАГ». Опишите масштабы и практику ГУЛАГа в СССР в послевоенное десятилетие.
Вариант III
1. Объясните, почему политический режим в СССР в конце 1940 – начале 1950-х гг. называют репрессивным. Охарактеризуйте его в сравнении с довоенным периодом.
2. Из перечисленных ниже факторов развития экономики СССР выделите те, которые определили первоочередное развитие тяжелой промышленности в послевоенный период:
а) необходимость укрепления обороноспособности;
б) обеспечение других отраслей экономики техникой и машинами;
в) ускоренное осуществление научно-технического прогресса;
г) рациональное вложение средств с большей отдачей в отличие от сельского хозяйства и легкой промышленности;
д) поддержание, достаточной боеготовности в условиях существования двух систем;
е) демонстрация военной мощи в условиях международной конфронтации.
3. В сентябре 1947 г. представители шести компартий стран Восточной Европы, коммунистических партий Италии и Франции на встрече в Польше приняли решение о создании…
4. Укажите, какие черты идеального образа советского человека утверждались идеологией и пропагандировались общественно-политической литературой в конце 40-х – начале 50-х гг. в СССР.
5. Назовите причины засухи и голода 1946–1947 гг.
6. Объясните, что означает понятие «паспортный режим». Расскажите о практике паспортного режима в СССР. Как это характеризует отношение к правам человека в СССР в те годы?
Вариант IV
1. Охарактеризуйте духовную атмосферу в стране в первые послевоенные годы. Перечислите факторы, которые играли определяющую роль в этой сфере.
2. Из перечисленных ниже способов и средств финансирования восстановления хозяйства и развития экономики выберите те, которые использовались в послевоенный период:
а) деление бюджетных средств по принципу приоритетного и остаточного финансирования, определение первостепенных и второстепенных статей финансирования;
б) пропорциональность и эффективность распределения и использования бюджетных средств;
в) привлечение иностранных инвестиций, кредитов;
д) использование экономических рычагов привлечения денежных средств населения.
3. Какие события первых послевоенных лет давали повод современникам ощущать эти годы как облегчение жизни?
4. Объясните смысл понятий «трудодень», «работать за палочки».
Вариант V
1. Объясните, почему историки считают, что именно в послевоенные годы «культ личности» Сталина достиг своего апогея?
2. Высказывания У. Черчилля в Фултоне были причиной или поводом «холодной войны»?
3. Назовите даты событий:
а) постановление партии о журналах «Звезда» и «Ленинград»;
б) засуха и голод;
в) выборы в Верховный Совет СССР;
г) размещен первый государственный заем;
д) принят Закон о пятилетнем плане восстановления и развития хозяйства;
е) Нюрнбергский процесс.
4. Какое отношение в СССР было к репатриантам, людям, бывшим в плену или на оккупированной территории, воевавшим против фашистов в составе интернациональных бригад в других странах?
5. Объясните, что означает понятие «карточная система». Как осуществлялась карточная система в первые послевоенные годы?
Вариант VI
1. Охарактеризуйте материальное положение и условия жизни советских людей в первые послевоенные годы. Охарактеризуйте политику государства в этой сфере.
2. Какая сфера была приоритетной в программе восстановления и развития народного хозяйства:
а) тяжелая промышленность;
б) легкая промышленность;
в) социальная сфера;
г) сельское хозяйство.
3. Назовите даты и события первого послевоенного десятилетия, которые определили характер международной ситуации этого периода.
4. Раскройте содержание понятия «трудовая дисциплина», которое оно имело впервые послевоенные годы. Приведите примеры укрепления «трудовой дисциплины». Сделайте вывод об отношении к правам человека в СССР.
Контрольная работа № 17
Советская страна в середине 1950 – начале 1980-х гг.
Вариант I
1. Охарактеризуйте реформы, проведенные Н. С. Хрущевым в конце 50-х – начале 60-х гг.
2. Расположите в хронологической последовательности следующие события:
а) Карибский кризис;
б) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки);
в) ввод советских войск в Афганистан;
г) военное вмешательство СССР в Венгрии.
3. Что такое совнархозы? Когда и для чего они были образованы?
4. Объясните значение терминов:
а) правозащитное движение;
б) реабилитация;
в) диссиденты;
г) «шестидесятники».
5. В 1957 г. вместо упраздненных отраслевых министерств были созданы территориальные…
Вариант II
1. Объясните, какие явления и процессы были определяющими в социально-экономическом развитии страны в середине 60-х – 70-е гг.?
2. Назовите даты следующих событий:
а) XX съезд КПСС;
б) полет Ю.А.Гагарина;
в) начало реабилитации жертв сталинских репрессий;
г) запуск первого в мире искусственного спутника Земли;
д) Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия
в трех средах.
3. Что такое целина? Когда начинается обсуждение проектов освоения целины?
4. Что послужило причиной Карибского кризиса 1962 г.? Какие события предыдущих и последующих лет вы поставили бы в один ряд с ним?
5. Какие из приведенных ниже характеристик отражают суть «оттепели»?
а) Особое духовное состояние общества;
б) рост влияния партийного аппарата на все стороны из жизни общества;
в) первые попытки десталинизации общества;
г) усиление идеологического давления в литературе и искусстве;
д) начало процесса демократизации;
е) обновление культурной жизни страны.
Вариант III
1. Раскройте основные направления внешнеполитической деятельности СССР в 60–70-е гг.
2.Среди приведенных ниже дат отметьте дату ввода советских войск в Афганистан:
а) 1956 г.; б) 1961 г.; в) 1979 г.; г) 1980 г.; г) 1980 г.; д) 1982 г.
3. Что такое нефтедоллары? Какую роль они сыграли в проведении экономической реформы?
4. Что означают понятия:
а) тоталитарный режим;
б) военно-промышленный комплекс;
в) военно-стратегический паритет.
5. «Брежневская» Конституция СССР была принята:
а) в 1971 г.;
б) 1975 г.;
в) 1977 г.
Вариант IV
1. Охарактеризуйте основные тенденции развития советской страны в 70-е ─ начало 80-х гг.
2. Какие исторические события стоят за следующими датами:
а) 1953 г.;
б) 1963 г.;
в) 1964 г.;
г) 1968 г.;
д) 1975 г.
3. Что объединяет эти имена: А. Солженицын, В. Буковский, Ю. Орлов,
Р. Медведев, А. Марченко.
4. Объясните значение терминов:
а) «казарменный социализм»;
б) межнациональные конфликты;
в) командно-административная система.
5. Лидером страны после смерти Л.И. Брежнева стал:
а) К. У. Черненко;
б) М. С. Горбачев;
в) Ю. В. Андропов.
Вариант V
1. Охарактеризуйте политических руководителей страны конца 60 – 80 -х гг.
2. С какими событиями связаны следующие даты:
а) 1962 г.;
б) 1964 г.;
в) 1977 г.;
г) 1956 г.
3. В 1964 г. новым лидером КПСС стал:
а) Л. И. Брежнев
б) А. Н. Косыгин
в) Н. В. Подгорный
4. Что означают понятия, явления:
а) гонка вооружений;
б) технический прогресс;
в) коррупция.
5. С какими событиями внешнеполитической жизни страны и международных отношений связаны имена:
а) Н. С. Хрущев, Дж. Кеннеди, Ф. Кастро;
б) Л. И. Брежнев, А. Дубчек, Г. Гусак;
в) Д. Ф. Устинов, А. А. Громыко, Л. И. Брежнев. Ю. В. ндропов, Х. Амин,
Б. Кармаль.
Вариант VI
1. Почему в период с конца 70-х до середины 80-х годов разрядка сменилась новым туром гонки вооружений?
2. С каким историческим событием связано закрепление послевоенных границ в Европе; где и когда оно произошло?
3. Основной задачей экономической реформы 1979 г. было:
а) совершенствование хозяйственного механизма и повышение уровня партийного руководства;
б) материальное стимулирование труда;
в) ограниченное использование рыночных механизмов для повышения качества продукции и увеличения объемов ее производства.
4. Объясните значение терминов:
а) «холодная война»;
б) «доктрина Брежнева».
5. Назовите явление, объединяющее следующие мероприятия:
– перевод предприятий на хозрасчет;
– перестройка руководства экономикой;
– коренное изменение планирования;
– создание новых организационных структур управления;
– новые формы организации труда в промышленности и сельском хозяйстве.
Контрольная работа № 18
СССР, Россия во второй половине 1980 – первой половине 1990-х гг.
Вариант I
1. Объясните, почему возникла необходимость в коренном обновлении всех сторон жизни советского общества и перехода к политике перестройки?
2. Соотнесите даты и события:
а) апрель 1985 г.; 1) авария на Чернобыльской АЭС;
б) октябрь 1993 г.; 2) референдум о сохранении СССР;
в) май–июнь 1989 г.; 3) переход к политике перестройки;
г) март 1991 г.; 4) Первый съезд народных депутатов;
д) апрель 1986 г. 5) политический кризис, противостояние
исполнительной и законодательной властей.
3. М. С. Горбачев стал лидером партии и страны:
а) в 1984;
б) 1985;
в) 1987.
4. Укажите, с какими событиями связаны следующие названия:
а) Ново-Огаревский процесс;
б) Беловежское соглашение;
в) Алма-Атинская декларация.
5. Укажите общую основу трагических событий в Сумгаите, Нагорном Карабахе, Фергане, Оше, Баку, Приднестровье.
Вариант II
1. Какие задачи ставились на разных этапах перестройки, как они менялись?
2. Распад СССР произошел:
а) в 1987 г.;
б) 1989 г.;
в) 1990 г.;
г) 1991 г.;
д) 1992 г.;
е) 1993 г.
3. Назовите имена политических и государственных деятелей, с которыми связано возникновение нового мышления в международной политике.
4. Какие изменения в общественной жизни страны отражают понятия: гласность, плюрализм, многопартийность, деидеологизация?
5. Законодательная власть в России принадлежит:
а) Федеральному собранию
б) Правительству России;
в) Совету безопасности;
г) Президенту;
д) Конституционному Суду РФ.
Вариант III
1. Назовите задачи, стоящие перед Россией в настоящее время.
2. Расположите в хронологической последовательности следующие события и назовите их даты:
а) принятие новой Конституции Российской Федерации;
б) распад СССР;
в) принятие Декларации о государственном суверенитете России;
г) завершение вывода российских войск из стран Европы.
3. С именами каких ученых-экономистов связаны идеи перехода к рыночной экономике?
4. Объясните значение терминов:
а) конфронтация;
б) ближнее зарубежье;
в) дальнее зарубежье;
г) унитарное государство;
д) миграция.
5. Назовите основные явления, характеризующие духовную жизнь общества в современной России.
Вариант IV
1. Охарактеризуйте внешнеполитическую деятельность России на современном этапе.
2. Подчеркните даты, связанные с моментами наиболее острого гражданского противостояния в стране:
а) апрель 1985;
б) май 1989;
в) август 1991;
г) май 1994 г.;
д) октябрь 1993 г.
3. Ф. Бурлацкий, Л. Карпинский, Ю. Карякин, О. Лацис, А. Нуйкин, Г. Попов, В. Селюнин, Н. Шмелев. Что объединяет эти имена?
4. Что означают следующие понятия:
а) рыночная экономика; г) конверсия;
б) либерализация цен; д) популизм;
в) радикализм: е) приватизация.
5. Назовите дату начала работы Государственной думы и Совета Федерации первого созыва.
Вариант V
1. Объясните причины осложнения межнациональных отношений в СССР и России в конце 1980-х – начале 1990-х гг.
2. Выберите из приведенных ниже дату принятия Декларации о государственном суверенитете России:
а) 25 мая 1989 г.;
б) 17 марта 1991 г.;
в) 12 июня 1990 г.;
г) 8 декабря 1991 г.;
д) 25 апреля 1993 г.
3. По какому признаку выбраны эти имена:
М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров, А. Н. Яковлев, Г. Х. Попов, А. А. Собчак, Э. А. Шеварднадзе.
4. Дайте определение понятий:
а) права человека;
б) разделение властей.
5. Дополните приведенный ниже перечень наиболее важных событий во внешней политике СССР и России за последнее десятилетие:
– вывод советских войск из Афганистана;
– решение СССР об одностороннем сокращении армии и вооружений.
Вариант V
1. Какие политические события и процессы середины 80-х – начала 90-х гг. явились, на ваш взгляд, наиболее значительными для судеб страны?
2. Соотнесите даты и события:
а) февраль 1989 г.; 1) роспуск Организации Варшавского Договора;
б) март 1990 г.; 2) вывод советских войск из Афганистана;
в) июль 1991 г.; 3) XIX Конференция КПСС;
г) июнь–июль 1988 г. 4) учреждение поста Президента СССР.
3. Назовите имена лидеров наиболее значительных партий, блоков, общественно-политических движений в современной России.
4. Раскройте содержание понятий:
а) уровень жизни;
б) военно-промышленный комплекс.
Литература
1. Верт Н. История советского государства. 1900–1991 гг. – М. : Весь мир, 1999.
2. Всемирная история : учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка. – М. : Культура и спорт, 1999.
3. Зуев М. Н. История России : учебник для вузов. – М. : Приор, 1998.
4. История Отечества : курс лекций. – Челябинск : ЮУрГУ, 1997. – Ч. I, П.
5. История Отечества : курс лекций. – Челябинск : ЮУрГУ, 2000.
6. История России и мировые цивилизации / под ред. М. В. Рубана. – М. : Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.
7. История России. (Россия в мировой цивилизации) / под ред. А. А. Радугина. – М. : Центр, 1997.
8. Карамзин Н. История государства Российского. – Калуга : Золотая аллея, 1993. – Т. 1–3.
9. Ключевский В. О. Русская история : полный курс лекций. – В 3 кн.– М. : Мысль, 1993.
10. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. – М. : ИНФРА-М. : НОРМА, 2000.
11. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. История России (с древнейших времен до наших дней) : учебник. – М. : Проспект, 1999.
12. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России (с древнейших времен до наших дней) : учеб. пособие. – М. : Проспект, 1999.
13. Платонов С. Лекции по русской истории. – М. : Высш. шк., 1993.
14. Россия и мир : учеб. книга по истории / под общ. ред. проф. А. А. Данилова. – М. : Владос, 1995. – Ч. I,II.
15. Рябикин С. Новейшая история России (1991–1997). – СПб. : Изд. дом «Нева», 1997.
16. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск : Курсив, 1996.
17. Семенникова Л. И. Цивилизации в истории человечества. – Брянск : Курсив, 1998.
18. Троицкий Н. А. Россия в ХIХ веке : курс лекций.– М. : Высш. шк., 1997.
19. Яковер Л. Б. Справочник по истории Отечества. – М. : Творческий центр, 1998.
20. Яковец Ю. В. История цивилизаций. – М. : Владар, 1997.
Учебное издание
КрасиковаНаталья Викторовна
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Сборник контрольных заданий
для студентов 1 курса всех специальностей
дневного обучения
Редактор С. И. Семухина
Подписано в печать15.12.2010. Формат 60х84/16
Бумага офсетная. Усл. печ. л. 3,3
Тираж 55 экз. Заказ №551
Издательство УрГУПС
620034, Екатеринбург, 66