Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан

1. Изначальным и универсальным гарантом прав граждан является закон.

Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов. Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:

положения, содержащиеся в законе, должны быть адекватны экономической и политической ситуации в стране, а также обладать юридической стабильностью;

отвечать высокому уровню юридической техники; содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;

определять круг государственных органов и должностных лиц, на которых возложены обязанности создавать условия для реализации прав и свобод;

предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав и обязанностей граждан.

Для обеспечения административно-правовых гарантий прав и свобод граждан сформулированы следующие положения:

в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; ограничение прав возможно только при наличии определенных обстоятельств и должно быть установлено законодательством;

определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению вообще; любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться без официального опубликования.

2. Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида:

а) судебные, т. е. реализуемые судами в процессе осуществления правосудия. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений, установлен законодательством о гражданском судопроизводстве (дела по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан). Дела по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений, подведомственны арбитражному суду;

б) административные, т. е. реализуемые во внесудебном порядке. В рамках управленческой компетенции должностные лица вправе, а во многих случаях - обязаны рассматривать вопросы обеспечения административно-правовых гарантий прав граждан и принимать меры для их реализации.

Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

3. Основные виды обращений граждан:

предложение - привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения;

заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;

жалоба - обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.


Наши рекомендации