Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет
Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца:
1. при прекращении гражданства РФ;
2. при выезде для постоянного проживания за пределы территории РФ;
3. в связи с истечением срока предоставления статуса;
4. умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.
53. Федерация и конфедерация: понятие, различия
Федеративное государство (федерация) – многосоставное государство, части которого обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Это союзное, соединенное государство, в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической самостоятельностью. Федерация – это союз ряда государственных образований. Признаки:
1. территория состоит из территорий ее субъектов;
2. двухуровневая система органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации);
3. две системы законодательства – общегосударственная и субъектов;
4. субъекты федерации могут иметь свои конституции, наряду с общефедеральной;
5. отсутствие у субъектов федерации права сецессии – выхода из состава федерации;
6. непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками). Это обусловлено тем, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов;
7. финансовая зависимость субъектов от федеральной власти (не имеют права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков);
8. принцип двойного гражданства (не во всех федерациях);
9. в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;
10. двухканальная система сбора налогов:
11. разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов;
12. субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене, этого не признает за ними и международное право.
В зависимости от способа формирования:
· Союзная федерация – появилась исторически первой, создается из нескольких государств путем заключении единого федеративного договора (Швейцария).
· Смешанная федерация – начала формироваться как союзная, а продолжила свое формирование как альтернативная, либо наоборот (типичный пример это США, СССР).
· Альтернативная федерация – создается на основе уже существующего унитарного государства, через усиление полномочий частей унитарного государства. Альтернативные федерации в свою очередь, бывают:
· октроированные – статус субъекта определяется актами центральной власти;
· договорные – статус субъекта определяется договором между субъектом и центральной властью.
В зависимости от правовых оснований образования:
ü Договорные федерации – образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образовании федеративного союза;
ü Конституционные федерации – основанием образования является факт закрепления в Конституции.
По способу образования субъектов федерации различают:
ü Территориальные федерации – субъекты не являются суверенными образованиями, не имеют права представительства в международных отношениях, запрещен односторонний выход из союза (США, Бразилия, Мексика, Германия и другие). Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национальной культурной автономией, то есть правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и так далее;
ü Национальные федерации – субъекты объединены по принципу добровольности; формирование высших государственных органов из представителей субъектов (ранее – СССР, Югославия, Чехословакия). Федерации, основанные на национальном признаке, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность.
ü Федерации, образованные на основе сочетания территориального и национального принципов – РФ.
В зависимости от правового положения субъектов:
ü Симметричные федерации – состоят из однопорядковых составных частей, то есть все субъекты федерации юридически и фактически равноправны (ранее – Чехословакия).
ü Асимметричные федерации – фактическое или юридическое неравенство субъектов. В мире не существует абсолютно симметричных федераций, все они имеют элементы асимметрии.
Конфедеративное государство (конфедерация) – это союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей (политических, военных, экономических). Признаки:
1. временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено (созданные в 1958 году Египтом и Сирией для разрешения арабо-израильского конфликта конфедеративный союз – Объединенная Арабская Республика – распался в 1961 году, т.е. когда надобность в нем отпала). Конфедерация – это неустойчивое образование, либо со временем перерастает в федерацию, либо распадается;
2. государства-члены конфедерации в полном объеме сохраняют за собой суверенитет и обладают правом сецессии;
3. отсутствие единой территории, гражданства;
4. добровольный характер вступления в конфедерацию, о чем лишний раз свидетельствует право сецессии, которым обладают члены конфедерации;
5. формирование органов управления, необходимых для достижения целей, послуживших основанием для объединения;
6. рекомендательный характер актов органов конфедерации: для их вступления в силу требуется одобрение высшими органами власти субъектов объединения;
Выделяют также межгосударственное объединение – это союз государств, созданные на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников (Европейский Союз, СНГ и другие). Общей правовой основой образования является Конституция страны (статья 79 Конституции РФ). Типичной разновидностью межгосударственных объединений, участником которых является РФ, являются Содружество Независимых Государств и Союз Суверенных Республик. СНГ образовано 10 декабря 1991 года. В его состав входят 12 государств – бывших республик СССР. СНГ имеет специальные органы: Совет глав государств; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел; Главное командование объединенных вооруженных сил; Совет командования пограничными войсками; Экономический Суд; Комиссия по правам человека; Межпарламентская ассамблея; Межгосударственный экономический комитет. Правовой основой деятельности СНГ является его Устав, принятый в 1993 году, а также большое количество многосторонних договоров (об образовании экономического, таможенного союзов, о безвизовом пересечении границ гражданами государств – участников СНГ). Выход из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном уведомлении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Белоруссия.
К межгосударственным объединениям относятся некоторые сообщества функционально-целевого назначения, например, Совет Европы, членом которого с 1996 года является Российская Федерация. Совет Европы – одна из авторитетных и представительных организаций, объединяющая в своем составе свыше 40 европейских государств; образован в 1949 году. Главная цель – содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира, а также защита прав и свобод человека.
Существуют в современном мире универсальные объединения государств, типа ООН, объединяющей около 200 государств.
54. Становление и развитие России как федеративного государства
Исторически Россия создавалась как централизованное унитарное государство, федерализм в официальных кругах никогда не признавался. Но элементы автономии можно было найти в статусе Финляндии и Польши до 1917 года (стали независимыми государствами, использовав свои права на самоопределение).
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая на III Всероссийском съезде Советов 25.01.1918, объявила об учреждении Советской России как федерации советских национальных республик. Был взят курс на то, что субъектами Федерации могут быть только национальные образования, а остальные регионы рассматривались как компоненты единого унитарного государства. «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик».
Принцип федерализма в основном провозглашался лишь формально: Россия, и позже СССР на деле преимущественно были централизованными государствами, в которых жестко насаждался принцип унитаризма.
РСФСР была самой крупной союзной республикой по всем основным показателям: территории, численности населения, экономическому и научному потенциалу. В не входили 16 автономных республик (из 20 во всем СССР), 5 автономных областей (из 8) и все 10 автономных округов. По Конституции РСФСР 1978 года Верховный Совет РСФСР был в 1990 – 1993 годах двухпалатным органом, состоявшим из Совета Республики и Совета Национальностей. Конституции автономных республик не подлежали утверждению Верховным советом РСФСР, а главы их правительств входили в состав Совета министров РСФСР. Но края и области, крупнейшие города имели ограниченные права и во многом подчинялись центру. Если исключить особые права в сфере языка и национальной культуры, имевшиеся у автономных республик, областей и округов, то можно сказать, что во всем остальном Россия оставалась унитарным государством.
Этапы современной история российского федерализма:
1 этап – июнь 1990 – август 1991 – «Революция или парад суверенитетов» – на I Съезде народных депутатов СССР 25.05.1989 был поднят вопрос о перестройке СССР с учетом реального суверенитета – автономные республики становились полноправными субъектами общесоюзного государства, отношения между союзными и автономными республиками предполагалось строить на договорных началах – была поддержана идея подписания российского Федеративного договора.
2 этап – сентябрь 1991 – декабрь 1991 – «Распад СССР» – в результате событий августа 1991 сорвался процесс формирования союзных отношений был предложен союз по типу конфедерации
3 этап – декабрь 1991 – март 1992 – «Федеративный договор – поиск компромисса» – работа над созданием Федеративного договора, в основе принцип – сила государства в учете интересов всех народов, осознающих государственное единство, территориальную целостность России как свой общий интерес.
10 апреля 1992 года в Конституцию РФ был включен в качестве ее составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31.03.1992. Договором признается суверенитет республик в составе РФ. Субъектами РФ были признаны также края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Существенно расширены права всех субъектов РФ. Договором предусмотрено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе РФ.
4 этап – апрель 1992 – 12.12.1993 – «От конфедерации к конституционной федерации» – подготовка и принятие Конституции РФ.
5 этап – 12.12.1993 по настоящее время – «Укрепление российской государственности» – углубление и расширение межрегиональных связей в стране; начавшийся процесс десуверенизации (приведение законов субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ).
РФ – федеративное государство, потому, что состоит из субъектов имеющих право участвовать в решении общегос. вопросов.
РФ – альтернативная федерация, поскольку РФ провозглашена федерацией в феврале 1918 года.
РФ – федерация договорного типа, т.к. распределение полномочий между центральной властью и субъектами РФ в нашем государстве осуществляется на основе договора между ними.
РФ – асимметричная федерация, федерация с неравноправными субъектами. Неравноправность субъектов указана в Статье 5 пункте 4 Конституции РФ: «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны».
РФ – федерация с не суверенными субъектами, так как они не обладают государственным суверенитетом. Возможно сохранение субъектами федерации государственного суверенитета, но только в том случае, если речь идет о договорной союзной федерации. Если федерация альтернативная, то о суверенитете нельзя говорить: суверенитет можно сохранить, но не приобрести.
РФ построена на принципе сочетания национально-территориальной и административно-территориальной субъектности, т.е. если раньше, СССР была построена как национальная государственная федерация, то сегодня чисто национальный принцип не так важен. Субъекты РФ не обладают правом сецессии.
Становление и развитие России как федеративного государства (дополнение)
Принятая 10.07.1918 КРСФСР закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР. На первом этапе формирования федеративного государства существовала единственная форма автономии – автономная республика, на следующем этапе созданы трудовая коммуна и автономная область. Высшая форма автономии – автономная республика (государство, имеющее свою государственную структуру, конституцию или закон). Автономные трудовые коммуны и автономные области не имели атрибутов государственности.
Вступление РСФСР в состав СССР. В 1923 упраздняются автономные трудовые коммуны, которые преобразуются в автономные республики, возникает новая форма автономии – национальный округ. В КРСФСР 1925 вопросам автономии посвящена специальная глава, установлены 2 формы автономии – автономная республика и автономная область.
Принятая 21.01.1937 КРСФСР закрепила наличие в составе России 17 автономных республик и 6 автономных областей (во всех автономных республиках приняты конституции). В период Великой Отечественной войны начался процесс ликвидации автономных образований, населенных представителями национальностей: балкарцев, ингушей, крымских татар, поволжских немцев, чеченцев и др. После XX съезда КПСС начала возрождаться государственность репрессированных народов, их права восстанавливались. В связи с присоединением новых территорий в состав РСФСР включались новые автономные образования.
КРСФСР 1978 утверждалось, что в составе РСФСР существовало 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов.
12.06.1990 первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР». Распад СССР привел к развитию сепаратистских настроений в национально-государственных образованиях, входивших в состав РФ. На IV Съезде народных депутатов РСФСР признана необходимость повысить правовой статус всех автономных республик (исключено слово «автономная» - стали «республики в составе РФ»). Правовой статус республик получили все автономные области, кроме Еврейской автономной области.
31.03.1992 подписан Федеративный договор, включающий договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Договором признается суверенный характер республик в составе РФ. Субъектами РФ наряду с республиками признаны края, области, автономные области и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Расширены права всех субъектов РФ, подробно разграничены предметы ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. 10.04.1992 Федеративный договор включен в качестве составной части в Конституцию РСФСР. На VI Съезде народных депутатов 21.04.1992 официальное наименование страны вместо РСФСР изменено на РФ – Россия.
КРФ, принятая 12.12.1993 в ст.1 провозгласила, что РФ – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны. В ст.65 КРФ установила, что в составе РФ находятся 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.
Особенности Российского федерализма:
· Россия была провозглашена федерацией в конституции
· Россия с самого начала была конституционно-правовой федерацией, а не договорной
· Россия создавалась как ассиметричная федерация
· Субъекты федерации создавались как по национальным, так и по территориальным признакам
· Субъекты федерации не обладали правом выхода из ее состава
· Статус субъектов федерации может был изменен, но на основе закона.
55. Принципы федеративного устройства РФ
Основные принципы – в Статье 5 Конституции РФ:
1. Равноправие субъектов РФ – в Конституции перечислены равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Равноправие здесь имеется в виду не в смысле равных прав, а в смысле равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
2. Государственная целостность РФ – территория РФ неделима и её субъекты правом сецессии не обладают.
3. Единство системы государственной власти – она одна и представляет собой единую систему.
4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ. В мировой практике известны несколько способов разграничения:
a. Дается исчерпывающее определение федеральной сферы ведения, а все остальное относится к ведению субъектов.
b. Исчерпывающе определяется сфера ведения субъектов.
c. Выделяется федеральная сфера и сфера совместного ведения, все остальное принадлежит субъекту (именно такие отношения закреплены в Конституции РФ).
Распределения полномочий в сфере совместного ведения:
· Безусловный приоритет федерального мнения.
· Распределение в соответствии с федеральным законом о распределении полномочий совместного ведения.
· Свободное разграничение полномочий на основе договоров.
· Разграничение полномочий путем заключения договоров на основе закона о договорном разграничении полномочий, либо типового договора.
· Принцип конкурирующей компетенции, в соответствии с ним регулирование осуществляется актом того органа, который издал нормативный акт раньше.
· Возможны комбинации этих принципов.
5. Равноправие и самоопределение народов в РФ – это значит, что каждая национальность может самоопределяться, но без сепарации (отделения от РФ).
Основополагающие принципы федерализма в Конституции РФ:
· Целостность и неприкосновенность территории РФ;
· Равноправие всех субъектов РФ;
· Строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной;
· Государственным суверенитетом обладает РФ, а не ее субъекты;
· Единое гражданство;
· В российском парламенте – Федеральном Собрании Ф имеется палата, представляющая интересы субъектов (Совет Федерации).
Глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство»:
1. состав РФ;
2. принцип формирования статуса субъектов РФ (определены Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ);
3. территория РФ включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними;
4. государственный язык – русский; республики вправе устанавливать свой государственный язык;
5. предметы ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов; предметы ведения субъектов РФ;
6. денежная единица – рубль; денежная эмиссия – исключительно ЦБ РФ.
Федеративный договор РФ сегодня применяется в части, не противоречащей Конституции РФ. Федеративный договор не является союзным договором, он не превратил РФ в союзное государство, т.к. РФ как субъект международного права существовала задолго до заключения союзного договора и федерацией она была провозглашена еще в 1918 году.
В РФ имеется три двухсторонних договора от 31.03.1992. Одной из сторон, в каждом из них, является центральная федеральная власть, другой стороной являются граждане субъектов РФ определенного статуса (субъекты РФ):
· ФД «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ»;
· ФД «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ»;
· ФД «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ».
В этих договорах речь идет о распределении полномочий в рамках существовавшего государства. На момент подписания федеративного договора ряд субъектов отказался от подписания данного договора. Так Чечня не подписала договор, полагая, что тем самым она вышла из под эгиды РФ. Однако в альтернативной федерации субъект продолжает сохранять свой прежний статус, даже если он не подписал новый договор.
Федеративный договор 1992 года не обеспечивает равноправного статуса субъектов федерации и вдобавок к договорам существует два протокола, которые содержат определенные льготы для отдельных субъектов федерации и в этой связи принятие конституции унифицировало статус субъектов РФ, сделало их более равными.
РФ – федеративное государство, потому, что состоит из субъектов имеющих право участвовать в решении общегос. вопросов.
РФ – альтернативная федерация, поскольку РФ провозглашена федерацией в феврале 1918 года.
РФ – федерация договорного типа, т.к. распределение полномочий между центральной властью и субъектами РФ в нашем государстве осуществляется на основе договора между ними.
РФ – асимметричная федерация, федерация с неравноправными субъектами. Неравноправность субъектов указана в Статье 5 пункте 4 Конституции РФ: «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны».
РФ – федерация с не суверенными субъектами, так как они не обладают государственным суверенитетом. Возможно сохранение субъектами федерации государственного суверенитета, но только в том случае, если речь идет о договорной союзной федерации. Если федерация альтернативная, то о суверенитете нельзя говорить: суверенитет можно сохранить, но не приобрести.
РФ построена на принципе сочетания национально-территориальной и административно-территориальной субъектности, т.е. если раньше, СССР была построена как национальная государственная федерация, то сегодня чисто национальный принцип не так важен. Субъекты РФ не обладают правом сецессии.
56. Предметы ведения РФ (Статья 71 Конституции РФ)
Предмет ведения — это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.
Предметы ведения РФ перечислены в Статье 71 Конституции РФ (По вопросу о применении отдельных положений статьи 71 см. определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 250-О):
а) принятие и изменение Конституции РФ и ФЗ, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория РФ;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти (О толковании пункта "г" статьи 71 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П);
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области гос., экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита гос. границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания РФ;
т) федеральная государственная служба.
57. Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус
Статус субъектов федеративного государства определяется в зависимости от принципа, положенного в основу федерации (территориальный или национальный).
Территориальный принцип – субъектами государства являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.
Национальный принцип – предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данному региону.
Субъект федерации – это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты РФ отвечают следующим критериям:
- не обладают суверенитетом;
- не имеют права на отделение или сецессию;
- граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории РФ;
- закон субъекта РФ не может противоречить ФЗ;
- перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.
РФ – федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область = 32 национально-государственных образования; 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения = 57 государственно-территориальных образований) = 89 субъектов РФ.
Виды субъектов РФ:
1. Республики в составе РФ – могут принимать свои Конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн);
2. Края, области, города федерального значения в составе РФ – принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа;
3. Автономные округа и автономная область в составе РФ – по их представлению может быть принят ФЗ об автономной области, округе, находящемся как в «двойном подчинении» - и у России, и у субъекта, в составе которого они находятся.
Изменение состава РФ может происходить вследствие:
1) Принятия в РФ нового субъекта (иностранного государства или его части);
2) Образования в ее составе нового субъекта в результате:
объединения существующих субъектов;
вычленения из существующих субъектов новых самостоятельных образований;
перехода из одного вида субъектов в другой;
изменения конституционно-правового статуса субъекта
Образование в составе РФ нового субъекта состоит из ряда этапов:
1. заинтересованные субъекты РФ направляют президенту РФ предложение об образовании в составе РФ нового субъекта;
2. вопрос о его образовании подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ.
3. В случае положительного решения на референдумах проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта вносится Президентом РФ в Госдуму, где за его принятие должны проголосовать 2/3 депутатов, затем данный закон рассматривает Совет Федерации, который должен одобрить его ¾ голосов его членов.
4. После подписания закона президентом РФ вносятся изменения в части 1 Статьи 65 Конституции РФ.
В настоящее время Указами Президента РФ в статье 65 Конституции РФ произведены следующие изменения:
ü наименование «Ингушская Республика» заменено на «Республика Ингушетия»;
ü наименование «Республика Северная Осетия» заменено на «Республика Северная Осетия – Алания» (Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20//СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 152);
ü наименование «Республика Калмыкия – Хальмг Тангч» заменено на «Республика Калмыкия» (Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. N 173//СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 676);
ü наименование «Чувашская Республика – Чаваш республика» заменено на «Чувашская Республика – Чувашия»;
ü ФКЗ от 25.03.2004 установлено, что с 1 декабря 2005 года образуется новый субъект РФ – Пермский край – в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (статья 1), которые прекращают свое существование в качестве субъектов РФ с 1 декабря 2005 года (статья 4).
Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус (дополнение)
Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:
1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство,а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;
2) каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;
3) субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;
4) каждый субъект РФ праве иметь свою символикуфлаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.
Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:
1) Республики. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.
2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.
3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа, и др. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.
58. Порядок принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ
ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001:
Принятие в РФ нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части.
Образование в составе РФ нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностр. государства или его части.
Принятие в РФ и образование в РФ нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, м/н (м/г) договорами РФ, настоящим ФКЗ, а также ФКЗ о принятии (образовании) в РФ нового субъекта.
Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе, с соблюдением государственных интересов РФ, принципов федеративного устройства РФ, прав и свобод человека и гражданина.