Конституционного права Российской Федерации. Как известно, элементами системы права Российской Федерации являются: норма права; институт права; подотрасль права; отрасль права
Как известно, элементами системы права Российской Федерации являются: норма права; институт права; подотрасль права; отрасль права. Конституционное (государственное) право Российской Федерации как отрасль Российского права представляет собой совокупность правовых норм, призванных эффективно регулировать определенные общественные отношения и в этих целях объединяющихся в подотрасли права и правовые институты[3]. С точки зрения теории государства и права выделение подотраслей возможно только в рамках наиболее крупных правовых отраслей и при условии наличия в “них такой группы норм, которые содержат общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли”[4].
Предполагается, что уставное право города Москвы может рассматриваться в качестве подотрасли конституционного права Российской Федерации в силу того, что включает в себя несколько государственно-правовых институтов данной отрасли. Следовательно, для уяснения понятия уставного права города Москвы как подотрасли конституционного права Российской Федерации нам необходимо в дальнейшем определить образующие его систему государственно-правовые институты. В этих целях представляется правильным выявить единство и взаимосвязь двухуровневой системы конституционного законодательства России и исследовать содержание предмета конституционного права Российской Федерации как отрасли права.
Среди отечественных ученых не вызывает возражений утверждение о том, что конституционное право является наиболее крупной, ведущей, основополагающей отраслью права, определяет основы и принципы других отраслей Российского права[5]. Подчеркивая это, Б.Н. Страшун считает нецелесообразным конституционное право считать только отраслью права ("побегом", "ветвью" права), поскольку оно скорее “не ветвь, а ствол национального права, из которого растут ветви-отрасли, чьи основные принципы коренятся в конституционном праве”. Такой подход, по его мнению, потребовал бы самостоятельного признания таких новых отраслей или даже сверхотраслей права, как парламентское право, право народных голосований, судебное право (может быть и уставного права города Москвы - от автора), которые в настоящее время входят в состав конституционного права в качестве государственно-правовых институтов или подотраслей права[6].
Следует согласится с В. В. Гошуляком, который отрицает возможность выделения внутри системы Российской права такой самостоятельной отрасли права как конституционное (уставное) право субъекта Российской Федерации, исходя из единства и внутреннего строения права, выражающегося в логическом распределении по отраслям и институтам, что применимо в целом в Российской Федерации, а не к ее субъектам. По его мнению, с учетом конституционных принципом федеративного устройства России и ее двухуровневой системы законодательства, право субъектов Российской Федерации следует отнести к числу элемента такой системы, которая в отличие от системы права, имеющей объективный характер и отражающей реально существующую систему общественных отношений, строиться по субъективному усмотрению людей и является внешней формой выражения системы права[7].
Возвращаясь к предложенной выше последовательности раскрытия понятия уставного права города Москвы как подотрасли конституционного права Российской Федерации, необходимо отметить, что о единстве двухуровневой системы конституционного законодательства свидетельствуют положения Конституции России, закрепляющие следующие основы (начала) конституционного (уставного) права субъекта Российской Федерации в целом и города Москвы в частности:
- во-первых, федеральная Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей ее территории Российской Федерации (ч.1, ст.15);
- во-вторых, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов осуществляется в соответствии с Конституцией, Федеративным и иными договорами (ч.3, ст.11);
- в-третьих, статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией России и конституцией или уставом такого субъекта (ч.1 и 2, ст.66);
- в-четвертых, город Москва как столица Российской Федерации имеет особый конституционно-правовой статус (ч.2, ст.70);
- в-пятых, в Конституции определяется перечень вопросов, относящихся к исключительному ведению Российской Федерации, - совместной компетенции России и субъектов и - ведению субъектов Российской Федерации (ст.ст.71-73).
Как уже было отмечено выше, о том, что уставное право города Москвы является подотраслью конституционного права Российской Федерации могут свидетельствовать образующие его государственно-правовые институты.
В постсоветский период развития России в отечественной науке государствоведения господствует институциональный подход к формированию предмета и системы публичных отраслей права, на что обращают внимание многие известные ученые[8]. Суть данного подхода состоит в том, что внутри отрасли права выделяют важнейшие публично-правовые институты, система которых формируется исходя из логики законодателя, выделяющего в структуре базовых законодательных актов конкретные сферы правового регулирования.
Более того, есть точка зрения о том, что в настоящее время следовало бы “отказаться вообще от категории "отрасль права", которая в доктрине западных стран, как правило, не встречается[9]. По мнению Б. А. Страшуна в условиях, когда структура права в огромной степени усложнилась, появились разного рода "комплексные отрасли" (информационное право, земельное право, экологическое право, банковское право, предпринимательское право и др.), содержащие каждая материальные и нередко также процессуальные нормы из нескольких традиционных отраслей, практичнее классифицировать правовые нормы, не составляющие конституцию, по отраслям не права, а законодательства. В качестве примера он приводит опыт США, где каждые несколько лет выпускается Кодекс Соединенных Штатов (The United States Code), в котором все нормы федерального законодательства разделены по 50 титулам, представляющим собой, по сути дела, те же отрасли; ежегодно выпускаются дополнения к Кодексу (Supplements), в которых кодифицированы изданные за минувший год федеральные законодательные нормы и содержание которых вводится в очередное издание Кодекса. Федеральные акты исполнительной власти кодифицируются сходным образом в многотомном Кодексе федеральных предписаний (The Code of Federal Regulations)[10].
Анализ структуры Конституции позволяет выделить такие государственно-правовые институты, составляющие в совокупности предмет конституционного права России как институты:
1) конституционного строя Российской Федерации;
2) правового статуса личности в Российской Федерации;
3) федеративного устройства России;
4) организации и функционирования системы публичной власти в Российской Федерации.
Отталкиваясь от структуры Устава города Москвы от 28 июня 1995 г., можно выделить государственно-правовые институты, образующие уставное право города:
1) основ уставного строя города Москвы (глава 1);
2) основ правового положения города федерального значения как субъекта и столицы Российской Федерации (главы 2 и 11);
3) основ территориального деления города Москвы (глава 3);
4) финансово-экономических основ уставного строя города Москвы (главы 4, 5);
5) организации и функционирования системы публичной власти в городе Москве (главы 6-9);
6) форм осуществления непосредственной демократии (глава 10);
7) правового статуса жителя города Москвы (глава 1)[11].
Очевидно, что приведенные положения Устава города Москвы имеют производный характер от указанных выше положений Конституции и образуют соответствующие государственно-правовые институты конституционного права и уставного права города Москвы. Так, институт основ уставного строя города Москвы является производным от института основ конституционного строя России. Основы правового статуса города Москвы как субъекта Российской Федерации и столицы России - от конституционных основ федеративного устройства Российской Федерации. Понятия “экономические основы уставного строя города Москвы” носит производный характер от понятия “экономические основы конституционного строя”. Государственно-правовой институт организации и функционирования системы публичной власти в городе Москве несомненно основывается на приведенных выше положениях Конституции Российской Федерации.
По нашему мнению, весьма точное объяснение единства, взаимосвязанности и комплексного характера государственно-правовых институтов, образующих как конституционного право Российской Федерации, так конституционное (уставное) право ее субъектов дано Ю.А.Дмитриевым и И.В. Мухачевым, которые считают, что предмет данной отрасли права не образует единого целого, а представляет собой совокупность общественных отношений, регулируемых как Конституцией России, так иконституциями и уставами ее субъектов[12].
На основании изложенного можно констатировать, что Уставное право города Москвы является подотраслью конституционного права Российской Федерации в силу следующих системообразующих факторов:
- во-первых, указанная подотрасль содержит общие принципиальные положения, присущие таким государственно-правовым институтам данной отрасли как институты основ конституционного строя; федеративного устройства; организации публичной власти и др.;
- во-вторых, исходя из единства и общности конституционно-правовых норм, не только образующих указанные государственно-правовые институты, но и обеспечивающих согласованное функционирование двух уровней конституционного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, под уставным правом города Москвы следует понимать совокупность государственно-правовых норм установленных и санционированных федеральными органами государственной власти и органами государственной власти города и закрепляющих основы уставного строя города Москвы, основы правового положения города федерального значения как субъекта и столицы Российской Федерации, основы городского территориального деления, основы организации и функционирования системы публичной власти, финансово-экономические основы уставного строя Москвы, основы правового статуса жителя города.