Международно-правовые средства защиты прав личности в уголовном судопроизводстве как самостоятельная подотрасль международного права и системы права Российской Федерации.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки – это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Наука изучает, прежде всего, закономерности развития природы и общества. В этом смысле предмет данной науки не является исключением.

Предметом данной дисциплины является одна из высших ценно­стей человеческой цивилизации, охватывающая самые различ­ные аспекты индивидуального и общественного бытия, — пра­ва человека.

Права человека — это определенные нормативно струк­турированные свойства и особенности бытия личности, кото­рые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необ­ходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотноше­ний с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав — на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, авто­номию в сфере частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые осно­ваны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер.

Права человека как явление знаковое, всеохватывающее изучаются науками о государстве и праве. И это попятно, так как человек является предметом исследования гуманитар­ных наук в различных аспектах его сущности и деятельности. Юридическая наука призвана изучать человека в его государ­ственно-правовых связях и опосредованиях. И в этом смысле юристы изучают не просто абстрактные государственные и пра­вовые формы, а явления и процессы, прочно вплетенные в чело­веческую жизнь, в которых раскрываются свойства индивида, его связи и зависимости и которые составляют суть бытия че­ловека. Все сложнейшие государственно-правовые явления в конечном счете кристаллизуются в правах человека, выступаю­щих основой, центральным звеном государственной и правовой жизни.

Права человека — это ценностный ориентир, позволяю­щий применять "человеческое измерение" не только к государ­ству, праву, закону, законности, правовому порядку, но и к граж­данскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с правами человека, от объема этих прав и их реализации. Права человека дают ему возможность не только участвовать в уп­равлении государством, но и дистанцироваться от него, самооп­ределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отноше­нии к религии, собственности. Поглощение гражданского об­щества государством, огосударствление всех сфер жизни про­исходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.

Становление и развитие прав человека позволяют раскрыть тип цивилизации, ее этап, поскольку отношения человека и го­сударства — важнейший признак, характеризующий природу той или иной цивилизации, а государство — как правовое или не правовое.

Политико-правовая мысль, возникшая в условиях тех уни­кальных регионов мира, где зародилась демократия и высокая духовная культура (Афины, Рим), и объявившая человека "ме­рилом всех вещей", дала толчок европейской цивилизации. Наряду с этим в традиционных обществах (древ­некитайской, индусской, азиатской цивилизациях) господство­вал системоцентристский подход, где государство подчиняло своей воле всех подданных, превратив человека в послушного исполнителя.

Поэтому права человека возникают и развиваются в раз­личных регионах мира разновременно в соответствии с ха­рактером культуры, философии, религии, общественным ми­ровоззрением, моралью, определяющими характер той или иной цивилизации. Универсальный характер они приобре­тают в развитых странах европейского региона, в которых в XVII —XVIII вв. свершились буржуазные революции под лозунгами свободы, равенства, справедливости. Однако и в таких странах права человека утверждались и утверждают­ся непросто, поскольку каждый период общественного раз­вития создает свои проблемы и человечеству еще неизвестна ситуация, не требующая усилий для поддержания и защиты прав человека.

Важнейшее место в науке о правах человека отводится исследованию вза­имодействия прав человека и государства. Правовое демокра­тическое государство признает приоритет прав человека, огра­ничивая этими правами свои властные функции. Поэтому под­линная природа государства раскрывается через права чело­века, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством.

Интересен вопрос о природе гражданства как особой по­литико-правовой связи человека с государством. В современ­ном мире происходит расширение правового статуса человека и гражданина в результате развития норм не только нацио­нального, но и международного законодательства. Этот про­цесс взаимного обогащения законодательства — важная зако­номерность, поднимающая планку прав человека, повышающая их уровень.

Учитывая значимость прав человека в обеспечении нор­мальной жизнедеятельности общества, следует обратить осо­бое внимание на механизмы и процедуры их защиты, раскрыть ее конституционные, судебные, административно-правовые способы, показать особенности правоохранных механизмов в зарубежных странах, их становление в российском государ­стве.

Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека, и гражданина дополняются международно-правовы­ми формами их обеспечения. Поэтому важно изучать систему международно-правовой защиты прав человека, ее развитие, со­четание универсальных и региональных механизмов, осуществ­ляющих такую функцию.

Все эти сложные проблемы составляют предмет гуманитарного права. Они требуют глубокого изучения и освоения, посколь­ку без этого невозможна культура гуманитарного мышления, "человеческое измерение" всех процессов, происходящих внут­ри общества и в современном мире в целом.

При изучении науки о правах человека неизбежно ее пересе­чение с иными юридическими науками — теорией государ­ства и права, историей государства и права, историей полити­ческих и правовых учений, всеми отраслевыми юридическими науками — конституционным, гражданским, уголовным, адми­нистративным правом и др., процессуальными отраслями зна­ний — уголовной, гражданской, административной. Так, про­блемы правового статуса личности, правоспособности, дееспо­собности изучаются в общей теории права, в отраслевых юри­дических науках (отраслевой правовой статус); становление и развитие прав человека — в истории государства и права (за­рубежной и отечественной), в истории политических учений. В теории государства рассматриваются проблемы взаимоотно­шения человека и государства, концентрирующиеся в правах человека. Природа государства вообще, правового и социаль­ного государства, в частности, — также предмет общей тео­рии государства; в то же время ее изучение — важнейший компонент теории гуманитарного права, позволяющий раскрыть их природу и сущность.

Отраслевые юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические и иные права индивидов, в единстве своем образующие правовой статус чело­века и гражданина.

Конституционное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное право изучают процедуры и механизмы защиты прав человека, способы восста­новления нарушенных прав. Как уже отмечалось, теория прав человека также отводит большое место рассмотрению данных вопросов.

Международное право исследует систему международно-правовых актов по правам человека, структуру и назначение органов, осуществляющих международно-правовую защиту этих прав.

В этой связи может возникнуть вопрос: нуж­на ли самостоятельная наука о правах человека, или возможно и достаточно рассмотреть связанные с правами че­ловека проблемы в иных (традиционных для отечественно­го правоведения) науках? Нам представляется, что есть ряд факторов, определяющих необходимость выделения самосто­ятельной науки и учебной дисциплины.

Особая значимость прав человека в жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между индиви­дами и социальными группами, между личностью и государ­ством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения.

Необходимо сформулировать те основ­ные принципы, которые являются ценностными ориентирами в современном мире. Такие принципы формировались истори­чески, обогащались, совершенствовались; сегодня они являются неотъемлемой частью человеческой культуры.

Эти принципы закреплены в Основном законе Российской Федерации, вобравшем в себя опыт развития прав человека в демократических зарубежных государствах, а также междуна­родно-правовые аспекты защиты прав человека, нашедшие воп­лощение во Всеобщей декларации прав человека, Международ­ном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряде других актов:

-права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми;

-права человека универсальны, основаны на принципе ра­венства; они гарантированы каждому, кто находится под юрис­дикцией данного государства;

-права человека — высшая ценность, а их уважение, соблю­дение и защита — обязанность государства;

-права человека — средство контроля за властью, ограни­читель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека;

-обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминаци­ей по какому-либо признаку;

-осуществление прав и свобод человека не должно нару­шать права и свободы других лиц;

-основные права и свободы должны быть едины на всей тер­ритории государства;

-личные, политические, экономические, социальные и куль­турные права и свободы равноценны; в единой системе этих прав нет иерархии;

-коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности;

-права человека регулируются Законом;

-права и свободы человека могут быть ограничены Законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важ­нейших международно-правовых актах: угрозы государствен­ной и общественной безопасности, основам конституционного строя, здоровью и нравственности населения, правам и закон­ным интересам других лиц. Временные ограничения прав и свобод человека возможны в условиях чрезвычайного или во­енного положения. Они должны быть соразмерны и пропорци­ональны ситуации, определяющей необходимость таких ограни­чений, и устраняться по мере нормализации обстановки, изме­нения причин, вызвавших их.

Международная защита прав человека в судебном порядке — относительно новое явление в международной жизни. Ее историю можно отсчи­тывать от 1950 г. — года принятия Советом Европы Европейской Конвен­ции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), которая впервые предусмотрела механизм защиты прав человека на международном уровне.

Понятие международной защиты и возможность функционирования ее механизмов тесно связаны с понятием суверенитета государств. Суверенитет означает, что государство обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет свою внешнюю и внутреннюю политику, и никакое государство не вправе вмешиваться в осуществление другим государством своих функций.

Вторая мировая война показала, что государство может злоупотреблять своим суверенитетом в ущерб иным странам. Возникла необходимость в образовании международных организаций государств, которые могли бы осу­ществлять определенные контрольные функции с целью соблюдения безопасности всего мирового сообщества в целом. Первой подобной организацией стала Организация Объединенных Наций, созданная в 1946 г. Позже начали возникать региональные межгосударственные объединения — та­кие, как Совет Европы (1949 г.).

Российская Федерация как активный член мирового сообщества явля­ется участником большого числа международных договоров в области прав человека в рамках различных международных организаций. Это договоры, созданные в рамках системы ООН, так называемые универсальные дого­воры, и региональные договоры, которые принимаются различными региональными объединениями государств, — такими, как СНГ, Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). К названым договорам в рамках Организации Объединенных Наций можно отнести следующие: Всеобщую Декларацию прав человека, Международ­ный Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международную Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвен­цию о правах ребенка и другие. В рамках Совета Европы были созданы: Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод,

Европейская Социальная Хартия, Европейская Хартия о местном самоуправлении и многие другие.

Международные договоры, как правило, предусматривают обязатель­ства государств соблюдать те или иные нормы в отношениях друг с другом. Международные договоры, посвященные правам человека, содержат перечень прав человека и основных свобод, а также обязательства государства соблюдать перечисленные права или воздерживаться от действий, каким-либо образом нарушающих эти права как в отношении своих граж­дан, так и иных лиц, находящихся под юрисдикцией этого государства. Из этого следует, что договоры в области прав человека не устанавливают обязательств в отношениях между государствами, а определяют единые стандарты соотношения полномочий государств, с одной стороны, а с другой стороны — прав и свобод частных лиц.

Международная практика выработала несколько способов контроля за соблюдением международных стандартов в области прав человека.

Во-первых, механизм межгосударственного контроля и надзора, который состоит в том, что государства, подписавшие тот или иной документ

в области прав человека, создают исполнительный комитет экспертов или иной орган, который периодически запрашивает доклады государств и дает государствам рекомендации. Этот механизм можно назвать политическим, и его использование совершенно невозможно для частного лица.

Во-вторых, механизм контроля за соблюдением прав человека, основанный на рассмотрении индивидуальных обращений частных лиц. В на­стоящее время процедуры индивидуального обращения частного лица к международно-правовому институту предусмотрены двумя международными документами — Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным Пактом о гражданских и политичес­ких правах в совокупности с Факультативным Протоколом к нему. Если говорить о классификации прав человека по их «иерархии», то все права человека можно условно разделить на три поколения, причем это никоим образом не связано со значимостью этих прав. Такое разделе­ние не означает, что права человека первого поколения более важны и значимы, чем права человека второго и третьего поколений. Это деление проводится по временному критерию формулирования этих прав.

К первому поколению прав человека принято относить такие права, как:

-право на жизнь, свободу и безопасность личности;

-право на свободу мысли, совести и религии;

-право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;

-право на равенство перед законом и судом, право на публичное и справедливое рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом;

-другие права.

Это так называемые естественные права. Они принадлежат человеку от рождения независимо от того, в каком государстве или в какой семье он родился, на каком языке ом говорит, какого цвета у него кожа и т. д.

Эти права берут свое начало в древнем обществе. Обычаи, которые складывались в тот период, постепенно трансформировались в права. Более четко права этого поколения сформулированы в период так называемых «буржуазных революций», защищавших именно эти права в качестве «либеральных свобод».

Впоследствии эта категория прав человека была расширена и конкре­тизирована в законодательстве (в том числе и в конституциях) демокра­тических государств.

Права первого поколения, в отличие от прав второго и третьего поколений, можно назвать «негативными», то есть эти права гарантируют за­щиту от какого-либо негативного вмешательства, в том числе и со стороны государства, в осуществление гражданских и политических прав. Эти права призваны защищать индивидуальную свободу. Как правило, нормы, закрепляющие эти права, формулируются следующим образом: «Никто не может быть...»

Ко второму поколению прав человека относятся так называемые социальные, экономические и культурные права:

- право на труд и свободный выбор рода деятельности;

- право на социальное обеспечение;

- право на отдых и досуг;

- право на образование;

- право на защиту материнства и детства;

- право на участие в культурной жизни общества;

- другие права.

У социальных прав иная природа, чем у гражданских и политических прав. Эти права скорее позитивные. Для того, чтобы соблюдать эти права, государство должно не только воздерживаться от вмешательства в эту сфе­ру, но и активно создавать различного рода механизмы, гарантирующие социальные, экономические и культурные права. Для реализации прав этого поколения требуется активная организационная деятельность государства. Как правило, нормы, закрепляющие эту категорию прав, формулируют­ся так: «Каждый имеет право на...»

Это поколение прав человека сформировалось в конце XIX — начале XX веков в процессе борьбы индивидуумов за улучшение своего эконо­мического положения, повышение культурного уровня и статуса.

Права второго поколения в очень большом объеме нашли свое отра­жение в советских конституциях 1936 и 1977 гг. Однако номинальное зак­репление этих прав не означало их однозначного осуществления. Мы зна­ем, что закрепление в Конституции РСФСР 1936 г. права на труд привело к борьбе с тунеядством, что, в свою очередь, нарушало право человека на невмешательство в его личную жизнь.

Наиболее полное закрепление экономические, социальные и культур­ные права нашли в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах, а позднее в Европейской Социальной Хартии.

В настоящее время очень актуальным являются вопросы ратификации Европейской Социальной Хартии странами-членами Совета Европы и введения контрольного механизма соблюдения этих прав — подобного тому,

по которому Европейский Суд по правам человека уполномочен рассматривать индивидуальные жалобы по поводу нарушения прав, гарантирован­ных Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

В период после второй мировой войны начало формироваться третье поколение прав человека. Это так называемые коллективные права или пра­ва народов. К ним можно отнести:

- право на мир;

- право на здоровую окружающую среду;

- право на социальное и экономическое развитие;

- другие права.

Эти права нельзя назвать естественными правами, так как они формируются по мере становления того или иного коллектива индивидуумов. Эти права также нельзя рассматривать как сумму естественных прав ин­дивидуумов, входящих в этот коллектив, в эту общность. Качественно иные свойства прав этого поколения определяются общими целями и интере­сами определенного коллектива.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод гарантирует в общей сложности около 30 прав, включая те, которые предусмотрены непосредственно в Конвенции, и те, которые закреплены в Протоколах к ней. Эти права классифицируются в зависимости от возможности государства вмешиваться в осуществление того или иного права и ограничивать возможность его осуществления.

Традиционно выделяются 4 группы прав:

- абсолютные права;

- права, осуществляемые в сфере правосудия;

- существенно-квалифицированные права;

- права с присущими ограничениями.

К первой группе относятся права, гарантированные ст.ст. 2, 3, 4, 7 и ст. 1 Протокола № 6. Термин «абсолютные права» означает, что государ­ство ни при каких условиях не имеет права отступать от соблюдения этих прав. Остановимся на том, какие именно права, закрепленные в Конвен­ции, государство не вправе ограничивать ни при каких условиях: право на жизнь (ст. 2 и ст. 1 Протокола № 6), запрет пыток и бесчеловечного обращения и наказания (ст. 3), запрет рабства (ст. 4), запрет на установле­ние обратной силы уголовного законодательства (ст. 7). Более подробно о правах, гарантированных ст.ст. 2 и 3, будет сказано ниже. Авторы не останавливаются на правах, гарантированных ст.ст. 4 и 7, поскольку они, как показывает практика работы Центра содействия международной за­щите, крайне редко (почти никогда) не бывают предметом обращения в Европейский Суд по правам человека.

Вторая группа прав — это права, которые определяют положение лица в ходе осуществления правосудия. К этим правам относятся права, предусмотренные ст. 5, — право на свободу и личную неприкосновенность, и ст. 6 — право на справедливое судебное разбирательство. Значительное отличие этой группы прав от предыдущей заключается в том, что невоз­можно установить единые стандарты осуществления правосудия во всех странахчленах Совета Европы, поэтому Европейская Конвенция устанавливает лишь минимальные гарантии для любого лица, вовлеченного в ка­кое-либо судебное разбирательство — как уголовное (а при определенных обстоятельствах административное), так и гражданское. Существо указанных прав также будет раскрыто ниже.

Третья группа прав отличается тем, что права, гарантированные ст. 8 — право на уважение частной и семейной жизни, ст. 9 — свобода мысли, совести и религии, ст. 10 — свобода выражения мнения и ст. 11 — свобода собраний и ассоциаций, уже в тексте этих статей допускают вмешатель­ство государства в осуществление этих прав. Но вмешательство может быть осуществлено только в тех законных целях, которые предусмотрены в этих статьях Европейской Конвенции.

Последняя группа прав является самой объемной и включает все остальные права, которые не были отнесены к какой-либо из вышеназван­ных групп. Отличительная черта последней группы состоит в том, что Европейская Конвенция предусматривает права с присущими ограничениями

в очень общих формулировках, а конкретное содержание того или иного права определяется самим государством с учетом исторически сложивших­ся норм, обычаев и специфики каждого конкретного государства. Практика Центра содействия международной защите показывает, что нарушения прав последней группы встречаются не слишком часто. Стоит остановиться подробнее, пожалуй, только на одном из прав этой группы, а именно: праве на свободные выборы. Ст. 3 Протокола № 1, гарантирующая это право, предусматривает право на: 1) свободные выборы, 2) выборы с разумной периодичностью, 3) тайные выборы. Периодически тот или иной политический деятель пытается обратиться в Европейский Суд по правам человека по поводу нарушения этого права, при этом, как правило, он оспаривает тот факт, что выборы являются неравными, то есть обжалует то право, которое не гарантировано Европейской Конвенцией. Кроме того, следует иметь в виду, что права, возникающие у кандидата в депутаты в ходе предвыборной кампании, не относятся к гражданским правам и обязанностям, то есть судебное разбирательство по этим вопросам не подпадает под защиту ст. 6 Европейской Конвенции. Таким образом, кандидат в депутаты не имеет права обжаловать несправедливость судебного процесса по поводу каких-либо конфликтов в ходе избирательной кампании.

1.2. Предмет международно-правовых средств защиты прав личности в уголовном судопроизводстве, его особенности в международном праве и праве России.Для России крайне важны понятия прав человека. В общественном сознании, в культуре страны — как дореволюционной, так и послереволюционной — права человека не за­нимали сколь - нибудь значительного места. Идеи реформации и просвещения, связанные с демократией и правами человека, были восприняты лишь либеральными русскими юристами — П.И. Новгородцевым, Б.Д. Кистяковским, В.М. Гессеном и др. Даже в среде интеллигенции они не получили достаточно серь­езного распространения. Н. Бердяев отметил, что в России ре­цепция идей демократии была оторвана от идеи прав человека и гражданина, поэтому автономия личности и ее неотъемлемые права были чужды и сознанию, и всему укладу российского общества. Манифест 17 октября 1905 г. и "дарованные" насе­лению гражданские свободы не привели к существенным изме­нениям в этой области.

Октябрьская революция изначально отреклась от идеи равенства, свободы и универсальности прав человека, устано­вив в этой сфере жесткий классовый подход. Вся последую­щая история Советского государства неотделима от грубых массовых нарушений прав человека. Характерно, что само по себе понятие "права человека", идеи естественно-правовой док­трины об их неотъемлемой и неотчуждаемой природе реши­тельно отвергались.

Недооценка, а то и полное игнорирование прав человека нашли выражение в советской учебной и научной литературе, в частности в учебниках по теории государства и права. Харак­терно, что в них отсутствовали разделы или главы, посвященные правам человека, правовому статусу личности, ее взаимоот­ношению с государством.

Вопросы международно-правовой защиты прав человека рассматривались в учебной литературе по международному праву в связи с деятельностью ООН; излагались они абстрагировано от советской реальности в сфере прав человека.

Такой подход к ключевой проблеме юридической науки деформировал всю структуру правовых знаний, подчеркивал патерналистский характер государства по отношению к чело­веку, концентрировал внимание только на формально-юриди­ческой стороне его субъективных прав

Права человека в современном мире — мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оценивать всю систему сложных политических, социально-психологических, социальных, экономических, международных отношений. Ранее уже отмечалось, что права человека — высшая ценность и как таковая она является критерием "человеческого измерения" противоречивых процессов, происходящих сегодня как в России, так и в мире. Понимание прирож­денного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств.

Сегодня в России все еще отсутствует подлинное уваже­ние к человеку и его правам. И это понятно, поскольку дефор­мация правосознания, происходившая десятилетия, глубоко уко­ренившееся пренебрежение к правам и свободам создают слож­ную ситуацию незащищенности индивида, его неуверенность в предсказуемости действий властей. В этой связи первостепен­ной задачей является обучение строгому соблюдению прав человека, кото­рое должно распространяться и на должностных лиц, и на всех людей, проживающих на территории страны. Статья 2 Консти­туции РФ провозгласила: "Человек, его права и свободы явля­ются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Принцип, содержащийся в данной статье, к сожалению, еще да­лек от воплощения. Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер (си­стематические невыплаты зарплаты и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, нарушение прав воен­нослужащих, безработица и др.). В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населе­ния оказалась за чертой бедности.

Преодоление этой ситуации зависит не только от государ­ства, которое не располагает сегодня ни надежными механиз­мами защиты прав человека, ни достаточными экономическими ресурсами, ни подлинной волей к устранению этой ситуации. Нужны усилия и правозащитных организаций, и каждого чело­века, направленные на борьбу против нарушений прав личнос­ти, на установление юридической ответственности за такие дей­ствия. А для этого надо обладать знаниями о правах человека и об их роли в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей и общества в целом.

Права человека призваны оказать воздействие на консоли­дацию общества, преодоление политического противостояния, поскольку по своей природе они консенсуальны и основаны на принципе — "моя свобода не должна наносить ущерба свобо­де других". Из этого вытекает и их нравственная природа, ос­нованная на категориях добра и всеобщего блага. Это еще бо­лее повышает ценность прав человека, поскольку они должны содействовать нравственному совершенствованию общества, формированию солидарности, без которых невозможны реаль­но ощутимые преобразования и реформы.

Та тяжелая ситуация с правами человека, которая созда­лась в нынешней России, — закономерный результат и ее пред­шествующего исторического опыта, и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы. Выдающийся юрист П.И. Новгородцев, предвидя пагубные последствия революции 1917 г., равно как и неизбежность крушения системы, установ­ленной после ее осуществления, в работе "Восстановление свя­тынь" писал: "Русскому человеку в грядущие годы потребуют­ся героические, подвижнические усилия для того, чтобы жить и действовать в разрушенной и откинутой на несколько веков стране. Ему придется жить не только среди величайших мате­риальных опустошений своей родины, но и среди ужасного развала всех ее культурных, общественных и бытовых основ". Поэтому "нужно понять, что для создания новой России нужны новые духовные силы, нужны воспрянувшие к новому свету души”

Теоретическое осмысление этих проблем — объективная потребность и необходимое условие научного управления обществен­ными процессами. Сама жизнь выдвинула гуманитарное право в число фундаментальных наук. Ныне на первый план вышла ее гуманистическая и культурно-творческая миссия, которая ярче всего проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, в обеспече­нии прав и свобод человека и гражданина.

На рубеже двух тысячелетий в мире происходят сложные, противоречивые и глубокие изменения и пре­образования. Сказанное относится, прежде всего, к быв­шим социалистическим странам, где идет переход от командно-административной к рыночной экономике, где постепенно формируются гражданское общество и пра­вовое государство. Подобные преобразования требуют адекватных изменений в государственном управлении и правовом регулировании.

Вместе с тем наше реформируемое общество уже столкнулось с продуктами собственной жизнедеятель­ности, с результатами проведения перестройки и ре­форм.

Под влиянием противоречивых преобразо­ваний в российском общественном сознании, с одной стороны, размывались ценностно-идеологические уста­новки и социальные ориентиры, с другой — разрушались многочисленные догмы и стереотипы, пересматривались государственно-правовые взгляды и учения. Кроме того, в переходный период сравнительно быстро изменяются общественные отношения, государственные органы и теку­щее законодательство.

Изучая и обобщая практику, формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и пра­ва, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества и защиты прав человека.

В то же время жизненность, социальная значимость данной науки во многом определяется ее связью с общественной практикой, способностью удов­летворять потребности последней. Юридическая прак­тика, опыт функционирования государств и народов, бесчисленные факты государственно-правовой действительности слу­жат неисчерпаемым источником для развития учения о гуманитарном праве. Практика же обусловливает и цели исследования гуманитарного права, т.е. познание прав человека и гражданина и их защита осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной ос­нове.

Современная практика предъявляет повышенные тре­бования к качеству и обоснованности научных разрабо­ток. Жизнь выдвигает новые объекты познания, отвергает отжившие. Традиционная проблематика гуманитарного права дополняется новыми направле­ниями исследований, уводящими нередко в сферу других отраслей научного знания. Так постепенно развива­ется интеграция различных наук, появляются комплекс­ные исследования, плодотворно влияющие на прогресс науки в целом.

Знания о правах человека, изложенные в настоящем пособии, дают представление о важнейшем элементе современной, и в частности правовой, культуры. Они ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и ра­венства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются священными и неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека — важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.

Как и любая отрасль права, гуманитарное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением го­сударственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним един­ством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.

Уяснение вопроса о предмете отрасли права является предпосылкой правильного понимания тех общих сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Без учета родовой принадлежнос­ти правовых норм к определенной отрасли, к конкретному инсти­туту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих норм в правовом регулировании общественных отношений. Результат действия каждой правовой нормы должен оцениваться с учетом функционального назначения всей отрасли права.

Кроме того, без знания предмета той или иной отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Ведь всегда пер­вым шагом в юридическом анализе конкретных ситуаций, подле­жащих правовому разрешению, является четкое уяснение вопроса о том, нормы какой отрасли права подлежат применению. Без этого не может быть обеспечена правильная правовая оценка таких ситуаций.

Поэтому, приступая к изучению гуманитарного права, надо прежде всего понять, какие общественные отношения составляют его предмет.

По сравнению с другими отраслями права предмет данной от­расли имеет существенные особенности. Они выражаются в том, она регулирует отношения, складываю­щиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общест­ва, государства и личности: политической, экономической, социальной, духовной и др., которые касаются прав человека и базирующиеся на конституции государства.

Другие же отрасли права воздействуют на общественные отно­шения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые отно­шения, финансового права — финансовые отношения, граждан­ского права — имущественные и связанные с ними личные неиму­щественные отношения.

Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса чле­нов общества, без определения принципов взаимосвязей между государством и гражданином.

Отношения между людьми, которые составляют сущность каж­дого общества, касаются всех сторон жизнедеятельности, очень многообразны по своему характеру, обстоятельствам, в силу кото­рых они возникают, допустимой мере воздействия на них государ­ства и права.

Предметом отрасли права являются такие общест­венные отношения, которые определяют основывзаимоотноше­ний человека с государством, т.е. главные принципы, характери­зующие положение человека в обществе и государстве, гражданст­во, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исход­ными для всех остальных общественных отношений между людь­ми, определяют основы правового статуса человека и гражданина в любых его общественно зна­чимых связях. Конституционные нормы, регулирующие эти отно­шения, закреплены в гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы че­ловека и гражданина».

Характеристика отрасли права немыслима без уяснения осо­бенностей составляющих ее норм.

Рассматривая понятие норм права, надо прежде всего отметить, что им свойственны и общиепризнаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отрасле­вой принадлежности, и особенности,выделяющие их в самостоя­тельную часть системы права.

Следует оговорить, что это понятие охватывает не только нормы конституций, но и всех нор­мативных правовых актов, имеющих своим назначением регули­рование общественных отношений, относящихся к предмету от­расли права.

Специфические черты норм права, обу­словленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.

От норм других отраслей права эти нормы отличаются:

1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

2) источниками,в которых они выражены. Основополагаю­щие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, облада­ющем высшей юридической силой во всей системе права, — в Кон­ституции РФ, а также международных договорах и соглашениях;

3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значитель­но больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчи­таны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительным характеромсодержащихся в них предписа­ний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, уста­навливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию госу­дарственных органов в сфере правотворчества, наименование при­нимаемых ими правовых актов.

5) особым механизмом реализации, которая для многих кон­ституционно-правовых норм связана не с возникновением кон­кретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние отношения к гражданству РФ );

6) специфическим характером субъектов,на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу го­сударства, представительные (законодательные) и исполнительные органы государ­ственной власти; индивида (гражданина).

7) особенностями структуры: для правовых норм, регулирующих права человека не характерна традиционная трехчленная структура, выде­ляемая в составе правовой нормы, — гипотеза, диспозиция и сан­кция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и дис­позиция и лишь в отдельных случаях — санкция.

Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, эти нормы сами по себе очень много­образны. А для того чтобы правильно применять норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особен­ности, связи с иными нормами данной отрасли, принадлежность ее к группе родственных ей по предмету регулирования норм (ин­ститутов).

Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации норм, регулирующих права человека. Их принято классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых обществен­ных отношений, а следовательно и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту. Эти нормы связаны с основами правового статуса человека и гражданина.

2) по юридической силе.Это основание находится в прямой за­висимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграниче­ния предметов ведения и полномочий между Российской Федера­цией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню пра­вового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают кон­ституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным зако­нам.

Следует, однако, учесть, что в случае противоречия между фе­деральным законом и нормативным правовым актом субъекта Рос­сийской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной влас­ти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение. Если правовая норма закреплена в нескольких правовых актах, то следует ссылаться на акт, имеющий высшую юридическую силу. В случае закрепления нормы в актах одного уровня, надо ссылать­ся, как правило, на акт, принятый позже. Однако при этом следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому допустимы исключения из данного правила;

3) исходя из международных договоров и соглашений по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования). Территориальные пределы действия норм, содержащихся в актах субъектов Федера­ции и муниципальных образований, не исключают признания юридической значимости данных норм и возникших на их основе правоотношений на всей территории Российской Федерации;

4) по характеру предписания. Это основание раскрывает меха­низм регулирующего воздействия правовой нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различ­ный характер, в своеобразной форме определять права и обязан­ности субъектов возникающих на основе данной нормы конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающиенормы закрепляют право субъектов осу­ществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов со­ответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязан­ности субъектов совершать определенные действия, предусмот­ренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, кото­рый соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граж­дан.

Запрещающиенормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных и содержат такие формулировки: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Кон­ституции РФ, запрещаются создание и деятельность обществен­ных объединений по указанным в ней основаниям.

Установление вида конституционно-правовой нормы по харак­теру предписания важно при ее применении для точного понима­ния содержания нормы, рамок прав и обязанностей субъектов ре­гулируемых ею отношений;

5) по степени определенности предписаний. По этому основа­нию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы — такие, в которых однозначно опреде­ляются вариант поведения, действия субъектов в соответствую­щих обстоятельствах. Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуаль­ные (процедурные) нормы. Од­нако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы про­цедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуаль­ных (процедурных) нормах.

Если материальная норма предусматривают содержаниедейст­вий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована.

Рассмотренные основания классификации гуманитарно-правовых норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соот­ношение с родственными ей нормами.

Как отмечалось, определенный правовой результат достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широ­кой совокупности правовых норм. Такие сово­купности родственных правовых норм именуются правовыми институтами. Рамки этого понятия как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и доста­точно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли права. Главный критерий объединения норм в правовой институт — однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

В гуманитарно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы Конституции, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие раз­личной юридической силой. В составе гуманитарно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.

В качестве примера можно сослаться на тот же институт граж­данства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции РФ, в конституциях республик, в федеральных законах; в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и за­прещающие, материальные и процессуальные.

Установление принадлежности нормы к тому или иному пра­вовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реали­зации.

Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного от­ношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй — корреспондирую­щими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Именно через правоотношения реализуются нормы права.

Правовое отношение, регулирующее права человека и гражданина — это общественное отношение, которое урегулировано нормой консти­туционного и международного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Своеобразие предмета гуманитарного права, многообразие видов его норм порождают и различные виды конституционно-правовых отношений.

Правоотношения классического вида возникают в результате ре­ализации норм — правил поведения. На их основе складываются конкретные правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализацией же таких норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого вида — правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

Возникновению конкретного правового отно­шения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект права становится участ­ником данного правоотношения, обладателем соответствующих правообязанностей.

Юридический факт — это событие или действие, которое вле­чет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, дей­ствие связано с волеизъявлением последнего. Действия в свою оче­редь могут классифицироваться на юридические акты и юридичес­кие поступки.

Как правило, развитие правоотношения, его движение побуж­даются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождается таким событием, как рождение гражданина. Возникновению пра­воотношения, содержанием которого является реализация изби­рательного права гражданина, предшествует целая цепь юриди­ческих фактов: принятие актов о назначении выборов, об образо­вании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования. Полу­чением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать заканчивается.

Если сказать обобщенно, то субъектами пра­вовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права.

В некоторых случаях субъектами таких правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без граждан­ства (например, при подаче ходатайства о приобретении россий­ского гражданства).

Наши рекомендации