Развитие русской культуры в XVI-XVII вв.
На культуру XVI в. исключительное влияние оказали процессы централизации, укрепление самодержавия и православная вера.
Важнейшим достижением стало начало книгопечатания на Руси при Иване Грозном. На государственные средства сооружается типография. Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец издали первую книгу «Апостол» (1564 г.). Работали типографии в Москве и Александровской слободе. Во второй половине XVI в. было издано 20 книг, некоторые из них тиражом до тысячи экземпляров.
Представления о русской государственности и ее происхождении, о связи ее с мировыми державами прошлого красной нитью проходят через все печатные издания - «Сказание о князьях Владимирских», «Послание о Мономаховом венце», Хронограф и др. Вопросы о самодержавной власти и ее пределах были последовательно разработаны в публицистических произведениях («Беседа Валаамских старцев, челобитные Ивана Пересветова). Высокий накал политических страстей отражала переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного, где вопрос о власти получил с разных позиций свое законченное обоснование. Две враждующие стороны сходились во мнении, что государство должно быть крепким, а царская власть - сильной. Однако князь отстаивал альтернативный (при деятельности Избранной Рады), отличный от опричнины вариант централизации. Полемика отразила первые ростки конституционного сознания русской аристократии.
Преодоление раздробленности и образование мощного государства создали почву для распространения в русском обществе идеи «Москва – Третий Рим». Во всей полноте выдвигалась идея о Москве как хранительницы православной веры, ставилась проблема ответственности Руси за дальнейшее существование мира.
Свое дальнейшее развитие получила церковная мысль, продолжились богословские споры между нестяжателями и иосифлянами, в которых звучала резкая критика официальной церкви. Нестяжатели отстаивали более свободное развитие русской мысли. В целом исход противостояния церковников имел принципиальное значение для русской духовной культуры. С критикой официальной церкви выступили Максим Грек, Федор Карпов, Матвей Башкин, Артемий, Феодосий Косой, братья Борисовы. Каждый из них имел и отстаивал свои взгляды в рамках истинной христианской веры, в которых чувствовался отзвук европейской Реформации. Иосифляне, взявшие верх в политической борьбе, жестоко расправились с оппонентами методами инквизиции.
В XVI в. складывается жанр исторической песни и исторического предания. Они были посвящены выдающимся событиям того времени: взятию Казани, походу в Сибирь, войнам с Литвой. Героическими чертами награждены Ермак и его казаки, защитники Пскова. Народное сознание нашло те формы, в которых запечатлело эпохальные события своего времени для будущих поколений.
На рубеже XV-XVI вв. итальянское Возрождение оказало свое влияние и на Россию. Особенно это сказалось на архитектуре. В Москве появились итальянские зодчие, инженеры, ювелиры, врачи и прочие мастера. Главным памятником такого влияния стал Успенский собор в Кремле, выстроенный итальянцем Фиораванти (1479). Шедевр итальянца стал образцом для русских мастеров. Архангельский собор, кремлевские стены и башни тоже строили итальянцы. Кремль до сих пор является самым узнаваемым символом России в современном мире.
В каменное зодчество Московской Руси из народной деревянной архитектуры проникает шатровый стиль. Наиболее ранним образцом этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском (1532). Самый известный памятник шатрового стиля - собор Покрова на Рву или Храм Василия Блаженного (1561). Зодчие Постник и Барма возвели его в честь взятия Казани. Это уникальное творение тесно связано с русским народным зодчеством, но оно не получило широкого распространения из-за позиции церкви.
Влияние церкви сказалось и на развитии живописи. Новаторские стремления, которые проявились в иконописной традиции, были осуждены Стоглавым собором. «Новаторство, - пишет П. Милюков, - было занесено в Москву иконописцами из недобитых республик, Новгорода и Пскова». На иконах Благовещенского собора, написанных псковичами, исследователи находят прямое влияние итальянской живописной школы. Новизна проявлялась в воплощении идеального, одухотворенного образа в изображении святых, что пресекалось собором вплоть до предания суду. Собор отстаивал рублевскую школу в иконографии, когда «Христос Бог наш описан плотью, а Божеством не описан» [43]. Необходимость ориентироваться на византийские образцы сковывала творческое начало русской культуры, которая к XVII в. все сильнее стала расходиться с византийской традицией.
Утверждение идеи исключительности Москвы, как последнего православного царства, после падения Византии, наложило свой отпечаток и на миропонимание русского средневекового человека. Вся иерархия его ценностей основывалась на православной вере. Религиозное сознание охватывало все сферы жизни человека, определяло его поведение в быту и обществе. Русь получила от Византии идеи, которые выражали средневековое отношение к миру (исихазм). Средневековая система ценностей, а не идеалы гуманизма и рационализма формировали мировоззрение русского человека. Веяния Ренессанса, проявившие себя в осознании творческих возможностей человека, приоритете деятельного начала личности – еще слабо воспринимались русским обществом, погруженном в позднее средневековье. Потеряв своего духовного наставника в лице Византии, и не имея прямого доступа к ценностям культуры Возрождения, Московское царство в XVI в. оказалось изолированным от культурных связей со странами Запада.
Новые тенденции в развитии русской культуры стали особенно заметны после Смуты. Стабилизация общественных отношений, новые представления, полученные в годы социального противоборства, проведение церковной реформы, поражение «православной старины» в лице старообрядчества, пересмотр исключительной позиции церковно-византийских догм, способствовали обмирщению русской культуры.
В это время происходит переворот, означающий переход к культуре «нового времени». Традиционное религиозное массовое сознание стало давать трещину. Обращение к личностному началу, к человеку стало определяющим фактором в этом перевороте. Светские мотивы появились в живописи, музыке, архитектуре. Возник даже придворный театр (1672). Стало появляться организованное обучение. Усилилось западное влияние, которое проникало в систему образования из украинских и польских земель.
В 40-х гг. видным государственным деятелем Ф.М. Ртищевым была организована школа при московском Андреевском монастыре. В 1665 г. открывается школа для обучения подьячих в Заиконоспасском монастыре. В 1680 г. появляется школа при Печатном дворе. Возрастает количество грамотных, особенно среди посадского населения. В 1687 г. в Москве было создано Славяно-греко-латинское училище (позднее переименованное в академию), в котором изучались греческий язык и латынь, а также светские дисциплины. Возглавили академию греки, братья И. и С. Лихуды.
Заметные изменения происходят в литературе того времени. На страницах книг появляется новый образ – деятельный человек. Особенно актуальны произведения, в которых осмысливаются события Смутного времени (сочинения князя И.А. Хворостинина и князя И.М. Катырева-Ростовского, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева и др.). Летописи приобретают вид литературно-повествовательного произведения. Большое место в литературе уделяется разработке идее самодержавия (Ю. Крижанич) государственности (Г. Катошихин) и вопросам веры (протопоп Аввакум).
Новым жанром литературы стали бытовые и сатирические повести. В них рассказывается о судьбах людей разных сословий («Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.). Высмеиваются негативные черты быта церковников и чиновников («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»и др.).
Накапливаются и развиваются знания по математике, медицине, астрономии, географии (русские географические открытия), экономике (торговля), военному делу. В XVII в. старейший русский учебник по арифметике был переработан. Славянские цифры уступили место арабским.
Зодчество в XVII в. представлено не только каменным строительством, но и новыми видами строительных материалов (фигурный кирпич, изразцы, белокаменные детали). Сохраняется и традиционный русский стиль, и строительный материал – дерево. Наиболее знаменитой деревянной постройкой является царский дворец в Коломенском (1667-68).
Стиль барокко, распространившийся в европейской культуре, достиг в конце XVII столетия и России. Он возникает в храмовой архитектуре (нарышкинское или московское барокко), в литературе (стихи С. Полоцкого). Пышность, великолепие, праздничность, возвеличивание светского начала, как особенности стиля, отвечают новым представлениям в Московской Руси. Новые тенденции утверждались в противоборстве со старыми представлениями, но победа «новизны» была необратима, благодаря преобразованиям, начавшимся в середине XVII в.
Вопросы для повторения и размышления к главе 5.
1. Возрождение, географические открытия и Реформация: в чем их значение для Европы? Можно ли говорить о Возрождении, географических открытиях и Реформации применительно к России?
2. Почему Иван IV стал Иваном Грозным? Почему российским правителям не хватало власти?
3. Возникновение абсолютных монархий в Европе: закономерность или стечение обстоятельств?
4. Почему первые революции произошли в Нидерландах и Англии?
5. Была ли альтернатива закрепощению крестьянства и посадских людей в России?
Литература к главе 5.
§ Балязин В.Н. Царский декамерон: (в 2 кн.).- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
n Васильев Л.С. Всеобщая история: учебное пособие в 6 т. Т.3. От средних веков к новому времени (XVI-XVIII вв.).- М.: Высшая школа, 2008.
n Готье Ю.В. Смутное время: очерк истории революционных движений начала XVII столетия.- М.: Государственная публичная историческая библиотека, 2010.
§ Диалог культур и народов средневековой Европы. Спб., «Дмитрий Буланин».- 2010.
§ Кареев Н.И. Западноевропейская абсолютная монархия XVI-XVIII веков. М., Репроникс. - 2009.
n Каррер д'Анкосс Э. Евразийская империя: история Российской империи с 1552 г. до наших дней.- М.: РОССПЭН, 2010.
§ Кобрин В.Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимика. 2008.
§ Кром М.М. «Вдовствующее царство». Политический кризис в России 30-40-х годов XVI века. «Новое литературное обозрение». – 2010.
n Мандру Р. Франция раннего Нового времени, 1500-1640.- М.: Территория будущего, 2010.
n Тарле Е. В. Падение абсолютизма в Западной Европе: исторические очерки.- М.: Едиториал УРСС, 2010.
§ Труайя А. Иван Грозный. М.: Эксмо, 2003.
Глава 6. Россия и мир в XVIII веке (В.И. Голубев)