Общие правила и принципы конституционного судопроизводства.

Принципами конституционного судопроизводства являются как общие конституционные принципы осуществления правосудия в РФ, так и принципы непосредственно конституционного судопроизводства, сформулированные в 4 гл. Закона о КС.

Независимость. Судьи КС независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и Законом о Конституционном Суде.

Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений осуществляется КС коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. В пленарных заседаниях КС правомочен принимать решения при наличии не менее 2/3 от общего числа судей, а в заседаниях палаты - не менее 3/4 ее состава.

Гласность. Рассмотрение дел в суде проводится открыто. Закон допускает проведение закрытых заседаний только в случаях, предусмотренных Законом о КС. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях КС Российской Федерации происходит только устно. В ходе рассмотрения дел в суде заслушиваются объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашаются имеющиеся документы.

Непрерывность судебного заседания. Заседания КС по каждому делу происходит непрерывно. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания КС не может рассматривать в пленарном заседании другие дела. Это же правило действует и в отношении дел, рассматриваемых палатой.

Состязательность и равноправие сторон - стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседаниях КС.

Обращение в КС. В Законе установлены поводы и основания к рассмотрению дел в суде. Поводом к рассмотрению дела является обращение в КС в форме запроса, ходатайства, жалобы, отвечающее требованиям Закона. К числу таких требований относятся: наличие надлежащего субъекта обращения, соответствие обращения компетенции суда и др.

«Соответствие законов Конституции, неопределенность в понимании Конституции, выдвижение ГД обвинения президента и т.д.»

Предварительное рассмотрение обращений. После поступления и регистрации обращения оно рассматривается в предварительном порядке секретариатом КС. В случаях, если обращение: явно не подведомственно КС; по форме не отвечает требованиям закона; исходит от ненадлежащего органа или лица - секретариат уведомляет заявителя о несоответствии обращения требованиям закона. После устранения недостатков заявитель вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд.

Общие правила рассмотрения дел. Созыв пленарных заседаний осуществляется Председателем КС, а заседаний палат - председательствующим в палате. В пленарных заседаниях и в заседаниях палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов. Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании или в заседании палат принимается КС в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.

Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. КС может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

Судья-докладчик назначается КС для подготовки дела к слушанию, составлению проекта решения, а также изложения материалов в заседании. В его полномочия входят истребование необходимых документов и материалов, поручение производства проверок, исследований, экспертиз, использование консультаций специалистов, направление запросов. Судья-докладчик вместе с председательствующим определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжения об оповещении о месте и времени заседания и др.

Сторонами являются: заявители - органы или лица, направившие обращение; органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Стороны равны. Неявка стороны или представителя в заседание не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием.

Решения КС.Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается КС в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи, рассматривающие данное дело. В ходе этого совещания судья вправе излагать свою позицию, просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Лица, присутствующие на закрытом совещании, не вправе разглашать инфу.

Решения КС могут быть приняты как в пленарном заседании, так и в заседаниях палаты в виде постановления, заключения и определения – ПОДРОБНО НИЖЕ.

148. Решения КС РФ: виды, порядок принятия, юридическая сила.

— правовой акт, принятый КС РФ или его палатой на основе рассмотренного им вопроса, имеющего конституционное значение. Р.КС РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее 2/3 от общего числа (19) судей. Судья КС РФ имеет право на опубликование своего особого мнения, которое приобщается к материалам дела. Р.КС РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. В определении КС РФ от 13 января 2000 г. отмечается, что статус КС не предполагает обжалование принимаемых им решений. В то же время ФКЗ о Конституционном Суде (ст. 73) предусматривает корректировку правовых позиций, формулируемых Судом при осуществлении им конституционного судопроизводства. Так, выраженная ранее одной из палат Суда правовая позиция может быть изменена в последующем в пленарном заседании КС. Поводом для этого может послужить обращение в КС любого из управомоченных на это субъектов, инициатива самих судей, жалоба гр-на.

ФКЗ "О КС РФ" (ст. 80) предусмотрены специальные юридические механизмы обеспечения обязательности Р.КС РФ о приведении в соответствие с Конституцией РФ закона (иного нормативного акта), признанного неконституционным. Из факта вынесения такого Р.КС РФ вытекает обязанность соответствующих органов государства устранить пробел в правовом регулировании. В этой связи после опубликования Р.КС РФ: Правительство РФ обязывается не позднее 3 мес. внести в ГД проект нового ФКЗ, ФЗ либо законопроект о внесении изменений и дополнений в признанный неконституционным закон; Президент РФ, Правительство РФ обязаны не позднее 2 мес. после опубликования Р.КС РФ отменить принятые ими НА, признанные неконституционными; законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев обязан внести необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта РФ, отменить принятый им закон, либо изменить его.

Решения КС в зависимости от их специфики могут быть трех видов: постановление — итоговое решение по вопросам о разрешении компетенции, соответствия Конституции РФ, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, а также толкования Конституции РФ; заключение — итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; все иные Р.КС РФ именуются определениями. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается КС в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи. Постановления и заключения КС РФ излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Постановления и заключения КС РФ не позднее чем в течение 2 недель со дня подписания направляются Президенту РФ, палате ФС, Уполномоченному по правам человека РФ, ВС РФ, ВАС РФ, Генеральному прокурору РФ, Министру юстиции. Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в законную силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием того же акта.

В случае если признание нормативного акта неконституционным создает пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ. Решения КС РФ публикуются в "Вестнике КС РФ", "Собрании законодательства РФ" и "Парламентской газете". Решение КС РФ, согласно ст. 83 ФКЗ "О КС РФ", м.б. официально разъяснено только самим КС РФ в пленарном заседании или на заседании палаты, принявшей это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд, других органов и лиц, которым оно направлено.

Наши рекомендации