Отличия императивного и диспозитивного методов
Императивный метод | Диспозитивный метод |
1. По основаниям и порядку возникновения, изменения и прекращения правоотношений | |
Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе нормы права, а не по взаимному соглашению субъектов | Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на договорной основе |
2. По правовому положению субъектов правоотношений | |
Субъекты правоотношений находятся, как правило, в отношениях «власти-подчинения». Они имеют неодинаковый объем прав и обязанностей, который точно определен нормами права | Субъекты правоотношений не находятся в отношениях «власти-подчинения». Их правовое положение характеризуется равенством сторон и возможностью самостоятельно, по взаимному соглашению, определять объем своих прав и обязанностей |
3. По видам санкций и порядку их применения | |
Санкции правовых норм имеют карательный характер | Санкции правовых норм имеют правовосстановительный (компенсационный) характер |
Кроме методов правового регулирования, выделяют также типы правового регулирования:
1. Общедозволительный. В его основе лежит общее дозволение, которое выражается следующей формулой: «разрешено все то, что не запрещено законом». Основан на преобладании дозволений и характерен для отраслей частного права. Он способствует проявлению самостоятельности, инициативности, активности.
2. Разрешительный (общезапретительный). В его основе лежит общий запрет, который можно выразить следующей формулой: «разрешено только то, что прямо предусмотрено законом». Основан на преобладании запретов и обязываний и характерен для публично-правовых отношений.
Выбор типа правового регулирования зависит от содержания регулируемых общественных отношений, а также некоторых других факторов, которые заставляют субъекта правотворчества избрать в целях повышения эффективности правового регулирования общественных отношений наиболее адекватный им тип правового регулирования.
В теории государства и права в научный оборот вошло также понятие правовой режим. Этим термином обозначается специфика правового регулирования определенной сферы общественных отношений. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют различного сочетания способов, методов и типов правового регулирования.
Система законодательства
Система законодательства – это совокупность законов и подзаконных нормативных правовых актов, являющихся внешней формой выражения права.
Понятия система законодательства и система источников права не тождественны. В систему источника права, кроме нормативных правовых актов, входят и иные признаваемые государством источники. Таким образом, система законодательства и система источников права соотносятся как часть и целое.
Понятия система права и система законодательства также не тождественны. Если система права характеризует внутреннее строение права, то система законодательства характеризует внешнюю форму его выражения (табл. 2).
Таблица 2
Отличия системы права и системы законодательства
Система права | Система законодательства |
Характеризует внутреннее строение права | Характеризует форму внешнего выражения права |
Имеет объективный характер, так как обусловлена объективно существующими общественными отношениями | Имеет во многом субъективный характер, так как она определяется волей субъекта правотворчества |
Выступает в качестве содержания | Выступает в качестве формы |
Первичным элементом является норма права | Первичным элементом является нормативный правовой акт |
Состоит из отраслей права, институтов права | Состоит из отраслей законодательства (отрасли законодательства не всегда соответствуют отраслям права) |
Имеет только горизонтальное строение (отрасли права) | Имеет как горизонтальное (отрасли законодательства), так и вертикальное строение: а) федеративное (федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации); б) иерархическое (законы и подзаконные нормативные правовые акты) |
Виды отраслей законодательства:
1. Отраслевое законодательство – состоит из нормативных правовых актов, содержащих нормы одной отрасли права (например, уголовное законодательство состоит из Уголовного Кодекса РФ, содержащего нормы уголовного права).
2. Внутриотраслевое законодательство – состоит из нормативных правовых актов, содержащих часть норм определенной отрасли права (например, законодательство об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях, кодексов субъектов РФ об административных правонарушениях, содержащих часть норм отрасли административного права).
3. Межотраслевое (комплексное) законодательство – состоит из нормативных правовых актов, содержащих нормы нескольких отраслей права (например, законодательство о государственной службе состоит их нормативных правовых актов, содержащих нормы административного, трудового и иных отраслей права).