Происхождение и основные этапы развития политической мысли 1 страница
Как мы уже отмечали, попытки осмыслить политику предпринимались уже в глубокой древности.
Появление политики как социального явления и ее древнейшего и главнейшего института – государства означало, одновременно, и рождение политической мысли.
Возникнув в простейших, даже примитивных формах, политическая мысль развивается, усложняется вместе с развитием и усложнением политической жизни. Можно выделить две пары факторов, обусловливающих развитие политической мысли:
- внутренние (борьба и взаимодействие политических идей) и внешние (изменения в жизни общества);
- субъективные(личностные мировоззренческие и политические предпочтения политических мыслителей) и объективные(уже имеющиесяполитические идеи, взгляды, концепции и процессы развития всех сфер жизни общества).
Периодизация истории политической мысли. Выделим основные этапы развития политической мысли. При этом укажем на два наиболее распространенные подхода.
Первый подход определяет следующие основные этапы развития политической мысли:
1. Политическая мысль Древнего мира.
2. Политическая мысль Средних веков.
3. Политическая мысль эпохи Возрождения.
4. Политическая мысль Нового времени.
5. Политическая мысль Новейшего времени.
Второй подход к периодизации политической мысли определяет следующие основные этапы развития политической мысли:
1. Политическая мысль доиндустриального (традиционного) общества.
2. Политическая мысль индустриального общества.
3. Политическая мысль постиндустриального общества.
Воспользуемся первым из обозначенных нами подходов и дадим краткую характеристику основным этапам развития политической мысли.
Политическая мысль Древнего мира. Важнейшими центрами формирования и развития политической мысли стали Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция и Древний Рим. Зародившись около 4,5 тыс. лет назад в странах Древнего Востока, где в этот период возникли первые государственные образования, своего наивысшего расцвета политическая мысль Древнего Мира достигла в Древней Греции и Древнем Риме.
Первоначально становление политической мысли проходило в рамках религиозно-мифологического мировоззрения (человек еще не мог на рациональном уровне осмыслить природу политики и обращался к сверхъестественным ее интерпретациям.
Отход от религиозно-мифологических представлений о политике начинается в XVIII-VI вв. до. н. э. Религиозно-мифологическая концепция политики постепенно вытесняется философско-этической.
Политические взгляды Древнего мира носят, преимущественно, именно философско-этическую направленность.
Выделим некоторые общие черты политических воззрений Древнего мира:
- мыслители Востока и Запада не разделяли понятия «общество» и «государство», «индивид» и «гражданин»;
- общество рассматривалось как неотъемлемая часть мирового космического порядка;
- основное внимание уделялось вопросу о том, как воспроизвести на Земле порядок и истину Вселенной, т. е. искусству правления во имя достижения всеобщего блага.
В то же время развитие политической мысли в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции и Риме шло своими оригинальными путями. Поэтому есть смысл остановиться на специфике политических идей каждого из трех центров великих цивилизации Древнего Мира.
Политическая мысль Древней Индии и Древнего Китая. Для политической мысли Древней Индии характерна относительная простота политических воззрений в отличие от изощренных философских идей древнеиндийской философии.
Основные понятия древнеиндийской политической мысли: «дхарма» – правильное исполнение людьми своих обязанностей и «данда» – наказание.
Управление обществом заключается в том, чтобы с помощью данды сохранять и поддерживать дхарму.
Политическая мысль Древнего Китая богата и разнообразна. Ее можно назвать соперницей античной (греко-римской) политической мысли.
Крупнейшие школы древнекитайской политической мысли:
1) школа конфуцианцев; ее основоположник – Конфуций (латинизированная форма от Кун Фу-цзы, или Кун-цзы – «учитель Кун») – виднейший мыслитель, политический деятель и педагог Древнего Китая;
2) школа легистов; наиболее ярким представителем легизма явился Шан Ян, которого считают главным создателем концепции управления на основе закона;
3) школа даосистов; ее основатель – Лао-цзы (подлинное имя Ли Эр); по преданию он был старшим современником Конфуция; Прозвище Лао-цзы означает «Старый учитель» или «Старый ребенок»; о жизни Лао-цзы мало что известно достоверно.
Общие идеи политической мысли Древнего Китая:
- власть носит божественный характер;
- управлять Поднебесной должны мудрецы;
- правитель должен быть справедливым и заботиться о благе подданных.
Однако относительно средств управления подданными сторонники этих школ высказывали различные точки зрения:
- Конфуций и его последователи предлагали опираться на мораль;
- легисты делали ставку на материальное стимулирование, уравнение имуществ, награды и наказания; они считали, что наибольший эффект дают именно наказания;
- сторонник даосизма рекомендовали в качестве основного метода управления недеяние; правителю следует избегать чересчур деятельного вмешательства в жизнь подданных.
Античная политическая мысль. Античная политическая мысль – это политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Политические идеи греческих и римских мыслителей сыграли значительную роль в формировании всей культуры человечества.
Укажем на некоторые особенности античной политической мысли:
1) поиск идеальной модели государства, способной обеспечить справедливость и порядок;
2) рассмотрение политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей единство государства, общества и отдельного индивида;
3) отсутствие чёткой границы между философией, этикой и политикой, что определило морализаторский, поучительный характер работ по политической проблематике;
4) ограничение рационализации политической мысли, обусловленное заметным влиянием религии.
В качестве наиболее ярких представителей античной политической мысли можно назвать имена Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона.
Сократ (470/469-399 гг. до н. э) – выдающийся древнегреческий философ, идеи которого оказали огромное воздействие на формирование и развитие западной цивилизации, становление европейской политической мысли:
- с Сократом связан коренной поворот философии, всей общественной мысли к человеку; сущность человека – его душа, отличающая человека от любого другого живого существа, а под душой он понимает разум человека, мыслящую активность и нравственно-ориентированное поведение;
- мыслитель сформулировал идею о том, что участие в политической жизни своего полиса, верность его законам – долг каждого свободного человека;
- Сократ считается одним из «архитекторов» революции ненасилия; Ксенофонт приводит следующие его творчество слова: «Предпочти умереть, оставшись верным закону, нежели жить в насилии» [19, 69].
Платон (427-347 гг. до н. э.) – один из выдающихся представителей античной философской классики, основоположник концепции объективного идеализма. Платон – оригинальный политический мыслитель, творчество которого оказало мощное влияние на становление и развитие политической теории.
Основные заслуги Платона в области политической мысли:
- Платон одним из первых изложил свои политические идеи в систематизированном виде (дилогии и работы «Критий», «Политик», «Государство», «Законы» и др.).
- Платонразработал проект идеального государства как воплощение мира идей-эйдосов в земной жизни, в полисе. Идеальное государство, по Платону, – это справедливое правление лучших и благородных. В государстве должны быть три группы граждан, три сословия: а) сословие правителей-философов: б) сословие воинов (стражей); в) сословие земледельцев-ремесленников. Все служат государству, занимаются своими делами и не вмешиваются в чужие – это и есть справедливость.
- Идеальному государственному устройству Платон противопоставляет четыре деформированные, извращенные формы государства: 1) тимократия (власть, основанная на господстве честолюбцев); 2) олигархия (власть, основанная на господстве богатых); 3) демократия (власть и правления большинства, строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления); 4) тирания (власть одного над всеми в обществе).
- Платон попытался дать определение политики, охарактеризовав ее как царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – один из величайших умов человечества, крупнейший в Древней Греции мыслитель-энциклопедист, систематизатор всех имевшихся в ту эпоху отраслей знания и основоположник целого ряда наук. Аристотелю принадлежит большое количество трудов, однако далеко не все из его творческого наследия дошло до нас. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких его произведениях, как «Политика», «Афинская полития», «Никомахова этика» и др. Именно Аристотеля часто называют одним из основоположников политической науки. Конечно, не Аристотель первый заинтересовался политической проблематикой, но он первый стал исследователь политическую реальность именно как ученый. Аристотель провел гигантское исследование политического устройства 158 греческих городов-полисов; именно данные этого исследования (а не переработанные мифы) использовались им в качестве базы для теоретических обобщений.
Вклад Аристотеля в становление политического знания заключается в следующем:
- Аристотель попытался определить предмет политической науки. Политика как наука связана у него с этикой. Предметом и политики, и этики являются прекрасное и справедливое. Этика – начало политики, своего рода введение в нее.
- Аристотель указал на огромное значение политики в жизни человеческого общества. «Человек – это политическое животное», – утверждает он.
- Аристотель сформулировал чрезвычайно важное для политической науки представление о государстве как продукте естественноисторического развития.
- Аристотель разработал достаточно глубокое для своего времени учение о государстве, попытался дать его определение. В его представлении город-государство – это высшая форма объединения людей, отражение сущности человека как политического существа. Главная цель государства – достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан.
- Особого внимания заслуживает предложенная Аристотелем классификация форм правления. Он выделяет правление одного, немногих и большинства, а также правильные и неправильные формы государства. При правильных формах власть имущие преследуют общие пользу, при неправильных – только свое личное благо. Комбинируя эти признаки, Аристотель получает шесть форм правления: правильные формы правления – монархия, аристократия, полития; неправильные формы правления – тирания, олигархия, демократия.
Форма правления | одного | немногих | большинства |
Правильная | Монархия | Аристократия | Полития |
Неправильная | Тирания | Олигархия | Демократия |
- Мыслитель дает социальные характеристики выделенных форм правления. С точки зрения Аристотеля наилучшей формой правления является полития, в которой во всем доминирует средний класс, имеющий «собственность среднюю, но достаточную».
Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – римский политический деятель, оратор и писатель, сторонник республиканского строя. Цицерону принадлежит идея о правовом характере государства. Развивая эту идею, древнеримские теоретики внесли большой вклад в развитие политической мысли, а римские юристы разработали целую систему т. н. «римского права».
В античную эпоху оформляется две принципиальные позиции по отношению к политике. Сторонники первой позиции – греки классической эпохи полагали, что человек и гражданин – это неразрывные понятия, а участие в политике – долг и обязанность гражданина. Для сторонников второй позиции характерно несколько иное отношение к политике. Политическая жизнь, по мнению древнегреческого философа Эпикура (342/41-271/70 гг. н. э.) и его последователей, принципиально неестественна, она деформирует личность, дезориентирует и разобщает людей, лишает их счастья, поэтому занятия политикой следует избегать. Эпикуреец уже не рассматривает (в отличие от грека классической эпохи) участие в политике, вооруженной защите полиса от врага как свою обязанность и моральный долг. Его идеал – «тихая жизнь и удаление от толпы».
Политическая мысль Средних веков. В Средние века философско-этическая концепция политики в Западной Европе постепенно вытесняется религиозной (христианской) концепцией политики.
Европейская политическая мысль средневековья развивалась вокруг трех противоречивых, но взаимосвязанных проблем:
1) обоснование необходимости усиления абсолютной власти монархов;
2) поиск средств ограничения сильной центральной власти;
3) доказательство приоритета церковной власти над светской.
Вершиной религиозно-политической мысли Средневековья стало творчество Аврелия Августина и Фомы Аквинского.
Аврелий Августин (354-430 г.г.) – наиболее яркий представитель патристики; наиболее известное его сочинение – «О граде божием».
Фома Аквинский (1225/1226-1277 гг.) – виднейший представитель схоластики; наиболее известное его сочинение – «Сумма теологии».
Усилиями Аврелия Августина (Августина Блаженного, как его часто называют на Западе), Фомы Аквинского и других мыслителей Средневековья была разработана религиозная политическая доктрина, содержание которой может быть сведено к следующим положениям:
1. Бог является исходным и конечным пунктом человеческих суждений и действий, поэтому природа и человек полностью зависят от Бога.
2. Именно Богом создан универсальный порядок, частью которого является государство в лице монарха; власть императора, короля имеет божественный характер.
3. Император и государство заботятся обо всех и являются гарантом христианской справедливости и гражданского спокойствия на земле.
4. Подданные вправе оказывать сопротивление правителям в том случае, если действия власти противоречат воле Бога и интересам Церкви.
1.5 Политическая мысль эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения – это три с небольшим века европейской истории: XIV, XV, XVI и начало XVII вв. На этот же временной отрезок накладывается процесс Реформации, начало которого связано с именем Мартина Лютера (1483-1546)
Возрождение и Реформация оказали мощное воздействие на развитие политической мысли, прежде всего, через следующие идеи:
1) человек, а не Бог – подлинный центр Вселенной;
2) сфера религии – вера, церковь не должна притязать на светскую власть, не должна опекать государство (т. е. отделение церкви от государства);
3) человек имеет право на свободу совести;
4) человек как существо, наделенное свободой воли и творческим началом, преобразовывает окружающую действительность в своих интересах, опираясь на знание законов по которым эта действительность развивается.
К числу крупнейших достижений политической мысли рассматриваемого периода можно отнести:
- освобождение политической мысли от теологии;
- признание автономности политической сферы жизни общества и наличия у нее собственных закономерностей;
- введение понятия «государство»;
- обоснование естественного происхождения государства;
- возникновение идей «утопического социализма»;
- обоснование роли разума, знания в общественном развитии и др.
Наиболее ярким представителем политической мысли эпохи Возрождения стал Никколо Макиавелли (1469-1527),которого часто называли самым знаменитым итальянцем со времен Цезаря, «учителем учителей» политической науки.В лице Н. Макиавелли соединены политический практик (он 14 лет занимал пост секретаря Флорентийской республики) и политический мыслитель (он автор знаменитых произведений «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции»).
Заслугами Н. Макиавелли в развитии политической мысли являются:
- выработка взгляда на политику как автономную сферу человеческой деятельности со своими законами;
- использование нового метода изучения политических явлений, основанного на практическом и утилитарном подходе к политике; политическая наука должна постигать истинное положение вещей, а не рассматривать воображаемые ситуации;
- создание доктрины «моральной целесообразности» – у государственного деятеля нужды власти доминируют над моралью, во имя государства можно нарушить требования и религии, и морали;
- разработка теории «политического республиканизма» – единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти;
- введение в научный оборот из ключевых терминов современной политической науки – «государство»;
- обоснование представлений о социальной борьбе как движущей силе общественных и политических изменений.
Политические идеи эпохи Возрождения во многом подготовили взлет политической мысли Нового времени.
Политическая мысль Нового времени. Эпоха Нового времени охватывает период от первых буржуазных революций до первой мировой войны.
Процесс развития политической Нового времени можно условно разделить на два этапа:
1) на первом, раннем этапе (начало XVII – вторая половина XVIII в.) оформляется гражданская концепция политики.
2) на втором этапе (вторая половина XVIII в. – конец XIX – начало XX века) эта концепция трансформируется в социальную концепцию политики.
Дадим характеристику выделенным этапам.
Политическая мысль начала XVII – второй половины XVIII в. Данный этап, как уже отмечалось, связан с доминированием гражданская концепция политики, ее суть заключается в следующем:
- политическая мысль освобождается от прежних уз философии и религии;
- отправной точкой рассуждений становится индивид-гражданин;
- основное внимание было сосредоточено на вопросах происхождения и сущности государства. а само государство рассматривалось как уникальная независимая организация, необходимая для обеспечения защиты и безопасности людей;
- активно разрабатывались такие понятия как «общественный договор», «естественные права», «разделение властей».
Назовем некоторых представителей политической мысли рассматриваемого периода:
Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ:
- главное философско-политическое произведение – «Левиафан»;
- основные идеи его политического учения – верховная власть и независимость светского государства;
- обоснование договорной теории происхождения государства (люди устанавливают государственную власть на условиях полного и безоговорочного подчинения этой власти; ситуация видится мыслителю следующим образом: или неограниченная, абсолютная государственная власть, или состояние «войны всех против всех», – третьего не дано;
- абсолютная монархия – оптимальная форма власти.
Джон Локк(1632-1704) – английский философ, считающийся основоположником концепции политического либерализма:
- главное философско-политическое произведение – «Два трактата о правлении»;
- общество и государство – это не одно и то же, государство «подчиняется» обществу;
- личность обладает неотчуждаемыми правами и стоит выше общества и государства;
- народ – источник власти, он заключает договор с правящей властью, государство должно действовать только в защиту прав личности;
- ограничение власти государства;
- право общества на создание новой государственной власти, если старая не в состоянии обеспечить защиту прав и свобод личности;
- идея разделения законодательной и исполнительной власти (наиболее значима законодательная);
- конституционная монархия – оптимальная форма власти.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – французский философ:
- главное философско-политическое произведение – «О духе законов»;
- рассмотрел социальные и исторические факторы, определяющие политическое устройство общества;
- разработал стройную теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, чтобы они могли взаимно сдерживать друг друга;
- обосновал идею верховенства права как главный принцип функционирования общества и государства.
Джеймс Мэдисон (1751-1836) – американский государственный деятель и политический философ:
- признание народа единственным источником власти;
- выборы - характерная черта республиканского устройства; большинство, сформировавшееся в результате выборов не должно подавлять меньшинство;
- разработка концепции представительной власти, положенной в основу американской конституции (необходимость дополнения прямой демократии представительной; разделение законодательной власти на две палаты).
Политическая мысль второй половина XVIII – конца XIX – начало XX века. Данный этап, связан с переходом к социальной концепции политики. Социальная концепция политики, приходящая на смену гражданской – это реакция на достаточную зрелость суверенного государства, ее суть заключается в следующем:
- отправной точкой рассуждений является уже не индивид, а социальные группы, нации, классы, человечество в целом;
- индивиды рассматриваются как продукты определенных социальных условий;
- государство исследуется не в статическом состоянии, а в динамике;
- серьезное внимание уделяется проблеме взаимодействия политики с другими сферами общественной жизни.
Наиболее яркими политическими мыслителями рассматриваемого периода являются:
Жан – Жак Руссо (1712-1778) – французский философ-просветитель:
- главное философско-политическое произведение – «Об общественном договоре»;
- каждый индивид является нераздельной частью целого – общества, т. е. человек – не просто «автономная личность», а «общественный человек»;
- заключение общественного договора означает превращение «естественного индивида» в «морального гражданина», обладающего не только законными правами и обязанностями, но и соответствующими моральными понятиями и чувствами;
- условие эффективного функционирования общества – наличие «общей воли»; эффективность практики «общей воли» обеспечивается рядом условий:
а) социальное равенство – никто не должен обладать неограниченным правом накапливать частную собственность;
б) политическое единство общества;
в) прямая форма демократия – ей должен отдаваться приоритет;
Эдмунд Берк(1729-1797) – английский политический мыслитель, считающийся основоположником концепции политического консерватизма:
- государство и право – результат естественной эволюции общества, а не изобретение человеческого разума;
- основная цель государства – охрана порядка и закона;
- сомнение в способности разума людей улучшить жизнь; попытки реформаторов привести общество в соответствие с рационально внушаемыми стандартами обречены на неудачу; изменения в обществе необходимо производить исключительно в целях его сохранения.
Алексис Токвиль(1805-1859) – французский политический мыслитель, сторонник либеральной политической теории:
- демократические идеи неуклонно пробивают себе дорогу в современном обществе;
- однако демократии присущи два негативных последствия: а) демократия не дает народу самого искусного правительства и б) существует возможность тирании большинства;
- отрицательные последствия демократия могут быть минимизированы развитой представительной властью.
Джон Стюарт Милль(1806-1873) – английский политический мыслитель, сторонник политического либерализма:
- идея суверенитета индивида, защиты индивидуальной свободы (свобода – основная потребность личности, «часть» счастья, она необходима для поиска новых форм счастья);
- признание позитивной роли государства, которое должно стремиться сделать своих подданных добрыми и просвещенными;
- в современном обществе индивид растворен в толпе, миром правит общественное мнение;
- чтобы не допустить подавления меньшинства большинством необходимо развивать представительную систему.
Карл Маркс (1818-1883) – немецкий философ, социолог, экономист и политический мыслитель, основоположник современной концепции социализма:
- политика, политические отношения, государство и право не могут быть поняты ни из самих себя, ни из каких-либо духовных или физических начал; они коренятся в материальных условиях жизни классового общества;
- политическая теория, исследуя классовое общество, политические явления и процессы, должна опираться на исследование производственных отношений, составляющих экономический базис общества;
- государство – продукт господства частной собственности;
- конфликт между производительными силами и производственными отношениями является основой социальной революции;
- в буржуазном обществе эта революция будет носить социалистический характер; в результате этой революции на смену буржуазному государству придет пролетарское, которое устранит бюрократию и утвердит народовластие; развитие самоуправления создаст условия для постепенного отмирания государства и политики.
Макс Вебер (1864-1920) – немецкий философ, социолог, экономист и политический мыслитель:
- в центре его внимания вопросы взаимоотношения личности, общества и государства;
- проблема власти – центральная в политической науке; власть по М. Веберу, это любая возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению;
- исследуя феномен бюрократии, М. Вебер указал на опасность конфликта между бюрократией и демократией;
- бюрократия – это неизбежное зло, необходимо искать эффективное средство контроля над ней; выход – не традиционная, классическая демократия, а плебисцитарная демократия.
Подводя итоги развития политической мысли Нового времени, выделим некоторые идеи, составляющие своего рода «политическое наследие» этой великой эпохи:
- источник любой земной власти – воля народа, а не божественная воля;
- взаимная ответственность государства и его граждан;
- ограничение области прерогатив государства общественно-необходимыми функциями по поддержанию внутреннего мира и внешней безопасности страны;
- отделение гражданского общества от государства;
- суверенитет народа;
- наличие у личности врожденных неотъемлемых («неотчуждаемых») прав и свобод;
- разделение властей;
- верховенство права и некоторые др.
Политическая мысль Новейшего времени. Данный период развития политической мысли начинается после первой мировой войны и продолжается по настоящее время.
На рубеже Нового и Новейшего времени политическая мысль проходит очень важный рубеж в своем развитии. Политическая наука в строгом смысле этого слова складывается именно в конце XIX – начале XX в., именно в этот период она приобретает привычные для сегодняшнего дня очертания.
Считается, что процесс формирования политической науки как самостоятельной области занял примерно сто лет – с середины XIX в. до середины XX в.В этот же период происходит становление политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском университете в конце XIX в. была основана Лондонская школа экономики и политических наук. В 1857 г. в Колумбийском университете была создана первая в истории Америки кафедра политической науки. Позже примеру Колумбийского университета последовали Йельский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США. В 1903 г. создана Американская ассоциация политических наук. Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и странах Запада стала развиваться после Второй мировой войны. Этому во многом способствовал состоявшийся в 1948 г. в Париже по инициативе ЮНЕСКО Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политической науки, ее основные проблемы. Было решено, что основными проблемами исследования и изучения политической науки являются: 1) политическая теория (включая историю политических идей); 2) политические институты (центральные и местные правительства, правительственные учреждения, функции, осуществляемые этими институтами, а также те социальные силы, которые данные институты создают); 3) партии, группы, общественное мнение; 4) международные отношения [16, 7].