История зарубежных информационных агентств.

Первые аналоги информационных агентств появились в XVI веке в Средиземноморье. Это были так называемые «Бюро по собиранию новостей», причем новостей в основном экономического характера. С развитием производственных отношений и оживлением торговли, знание о рынках сбыта и ценах на товары, о прибытии и времени отправления морских судов, знания о степени безопасности торговых путей и др. резко поднялись в цене. Больше зарабатывал тот информатор, чья информация стоила дороже. Появившееся вскоре подобное бюро в Риме, называлось «цех по написанию новостей» (scrittori d'avis), его работники - «новелланти» (novellanti) или «газеттанти» (gazettanti). Они были первыми профессионалами в полном смысле этого слова - их единственным занятием был сбор и обработка информации.

Основатель концепции «общественной сферы»1, Юрген Хабермас отмечал, что в конце XIX века общество разделилось на сферы: общественную и частную. С развитием экономических отношений в социуме место локального обмена занимает межрегиональный обмен и происходит отделение функции частной от общественной. Ю. Хабермас рассматривает государство как институт управления («общественную сферу»), а класс буржуазии - частных владельцев, как «сферу частную».

С точки зрения Ю. Хабермаса у буржуазии появляется необходимость доносить свои идеи до государственной власти, а государство становится выразителем идей буржуазии. После того, как рынок перестает быть локальным и становится национальным, возникают крупнейшие европейские
1 Habermas Jurgen. L' espace public. Paris, Payot, 1997. P. 35.

- -

рынки. В сложившихся условиях информация начинает играть решающую роль, т.к. она «сопровождает» экономическое развитие общества.

В начале XX века к экономической информации, передаваемой информационными агентствами, добавились ежедневные обязательные сводки биржевых новостей, а также сведения о курсе валют на мировом рынке. Характерно также активное проникновение финансового капитала в информационный сектор при ускоренном развитии международных экономических информационных агентств.

Исследователи выделяют несколько принципиально важных этапов формирования информационных агентств. Т. Рантанен рассматривает четыре различных периода в истории их деятельности. Первый период (до 1870 г.), -время образования первых агентств (французского «Гавас», немецкого «Вольф» и английского «Рейтер») по сбору, переработке и доставке новостей. Они получают статус информационных агентств и заключают серию договоров о сотрудничестве. Второй период с 1870 по 1914 гг. отмечен господством «Большой Тройки» на рынке мировой информации. Агентства создали картель, поделив информационный рынок на сферы влияния. В это время у международных информационных агентств формируется общий стиль сообщений и стиль их работы в целом. Третий период (с 1914 по 1945 гг.) начался с ухода из «Большой Тройки» агентства «Вольф» и распада картели. В это время американское информационное агентство «Ассошиэйтед Пресс» утверждается в статусе мирового информационного агентства. Четвертый период деятельности информационных агентств начался по окончании Второй мировой войны. Возникновение информационных барьеров привело к падению доходов европейских информационных агентств и усилению роли американских, а также к доминированию государства в вопросах управления и деятельности СМИ. На рынке мировой новостной информации лидируют агентства: «Рейтер», «Ассошиэйтед Пресс», «Юнайтед Пресс», «Франс-Пресс».

Важным моментом развития информационных агентств, является их отношение к форме собственности, под которой они осуществляют свою деятельность. В своем исследовании1 Т. Рантанен рассматривает три основных типа формы собственности информационных агентств: 1) частная; 2) кооперативная', 3) государственная. Однако в XIX веке разделение это было абстрактным, т.к. почти во всех странах правительства контролировали процесс передачи новостей. Выделить «чистый» тип агентства сложно еще и потому, что информационные агентства меняли форму собственности. Так, самое первое в Европе информационное агентство «Гавас», возникло как частное предприятие, но затем стало кооперативным. Большинство информационных агентств создавались одним человеком или семьей и, как правило, получали свое название по имени основателя: в Великобритании — «Рейтер», в Германии — «Вольф», во Франции — «Гавас» и т.д. Название оставалось, даже если владелец агентства менялся.

Многие частные информационные агентства Европы становились кооперативными и принадлежали органам прессы. Наряду с торговыми домами и биржами, органы прессы являлись клиентами информационных агентств. Вот как определяет «универсальную» газету XIX века - клиента информагентств, немецкий исследователь О.Грот: «...выходит регулярно, печатается с использованием механических средств, полезна обществу, имеет всесторонний охват, быстро получает информацию, действует как экономическое предприятие»2.

Крупнейшие европейские информационные агентства: «Рейтер», «Гавас», «Вольф», начинали свою международную «экспансию» в годы, когда другие агентства действовали в рамках своей национальной структуры. Обладание международной информацией требовало установления связей за границей и «Большая Тройка» выгодно использовала сведения, полученные от национальных информационных агентств.

1 Rantanen Terhi. Foreign news in Imperial Russia. The relationship between International and Russia News Agencies (1856-1914). Helsinki, Suomalainen Tiedeakatemia, 1990. P. 27.

2 Groth O. Die Zeitung. Band 1. Mannheim. S. 29.

ГАВАС

Основатель первого в мире информационного агентства Наvas ("Гавас") Шарль-Луи Гавас свою карьеру начинал как по­ставщик амуниции для армии Наполеона. Ватерлоо разорило Гаваса, и единственным его капиталом осталось знание ино­странных языков, торговли и журналистики, так как во вре­мена своего могущества он был одним из владельцев круп­нейшей во Франции газеты "La Gazette de France" ("Ля Газетт де Франс"). В 1830 году Гавас начал переводить выдержки из зарубежных газет, которые он выписывал в Париже, и про­давать их французским газетам. К 1832 году Гавас, приобретя дело нескольких своих конкурентов, начал издавать бюлле­тень под лозунгом "Быстро и хорошо", а через несколько лет создал свое агентство.

Бюллетени Гаваса передавались в то время по традици­онному каналу — городской почте Парижа. Первая пробле­ма телекоммуникаций возникла у Гаваса уже через несколько лет: для того, чтобы ускорить передачу газетных выдержек, Гавас перестал выписывать европейские газеты в Париж, а вместо этого нанял нескольких сотрудников в основных ев­ропейских столицах, откуда они передавали сообщения через несколько часов после того, как газеты вышли. Для пере­дачи уже переведенных на французский язык сообщений аген­ты Гаваса пользовались почтовыми голубями, курьерами и поч­товыми судами.

Изобретение в 1834 году Карлом Гаусом и Вильгельмом Вебером телеграфа изменило представления о скорости пере­дачи данных. Первым, кто воспользовался новой технологией, был Гавас.

Однако вскоре к нему присоединилось возникшее в 1848 го­ду немецкое агентство новостей Бернарда Вольфа, бывшего со­трудника Гаваса. Вольф, поработав корреспондентом Гаваса на парижской фондовой бирже, уехал в Берлин и создал агент­ство финансовых и экономических новостей Wollf's Nachric-tenbureau ("Вольфе Нахрихтенбюро"). Пользуясь хорошим со­стоянием немецких телеграфных сетей, Вольф быстро распро­странил свои бюллетени на всю Пруссию и за ее пределы. В 1855 году он добавил в свою службу политические и дру­гие не-экономические новости и стал главным поставщиком новостей для прусской прессы.

В то же время другой бывший сотрудник Гаваса, Поль Юлиус Рейтер, создает в голландском Аахене, на стыке тог­дашних телеграфных систем, "телеграфный институт". Когда телеграфная линия из Парижа достигла Брюсселя, Рейтер соз­дал между двумя конечными станциями телеграфа — Аахеном и Брюсселем — систему пересылки сообщений голубями, которая позже стала легендарной. Однако через несколько лет технический прогресс сделал почтовых голубей ненужными: ев­ропейские телеграфные линии были объединены в одну сеть. Когда Рейтер пожаловался Вернеру Сименсу, немецкому те­леграфному магнату, на то, что телеграф разрушил его де­ло, Сименс посоветовал ему отправиться в Лондон и открыть там телеграфное агентство.

В 1858 году был проложен телеграфный кабель под Ат­лантикой, который объединил сети американского и европей­ского телеграфа. Первым информационным агентством, которое стало получать от этого доход, было американское Associated Press. Кроме того, АР активно развивало внутриамериканскую сеть телеграфной передачи данных и в 1875 году стало пер­вым агентством в мире, арендующим отдельную телеграфную линию. Длиной 226 миль, она соединяла Нью-Йорк, Фила­дельфию, Балтимор и Вашингтон.

В 1916 году АР переходит на телетайпную передачу не­которых сообщений со скоростью 60 слов в минуту. Пол­ностью главная лента агентства была переведена на телетайп в 1933 году. Такой долгий срок перехода с одной технологии на другую неудивителен: помимо передающей аппаратуры в самом агентстве, необходимо заменить принимающую у всех его клиентов.

До второй мировой войны многие телеграфные сети были заменены на беспроводные, однако еще значительная часть их была связана с кабелем.

АГЕНТСТВО "Рейтер"

Рейтер является ведущим мировым агентством новостей и финансовой информации. Оно не имеет себе равных по количеству, сложности и общему объему информации, поставляемой агентством банкам, средствам массовой информации и постоянно увеличивающемуся числу других деловых подписчиков. После своего основания Полем Юлиусом Рейтером в 1851 году в Лондоне в качестве агентства новостей Рейтер быстро завоевал репутацию первоклассного источника международных новостей, отличающихся оперативностью, точностью и независимостью, и с тех пор сохраняет свое лидерство в этой области. Объединяя более 2500 журналистов, фотографов и операторов, Рейтер сейчас представляет собой одну из влиятельнейших компаний по сбору и распространению новостей в мире.

Помимо этого, в 1970-х годах Рейтер был трансформирован, благодаря некоторым новаторским решениям, приведшим к созданию электронных информационных продуктов для быстро растущих мировых финансовых рынков.

Это революционизировало мировую торговлю валютами, давая дилерам возможность оперативного доступа к котировкам и новостям через компьютерные терминалы Reuters Monitor. Затем в 1981 году последовало начало электронных транзакций в сети Рейтер, что вновь изменило практику работы на этом рынке. Доходы и прибыли компании с тех пор росли быстрыми темпами за счет постоянного притока новых продуктов и поддержки значительными инвестициями в исследования и разработки. Составляя в настоящее время в среднем 8% годового дохода, такие инвестиции позволили Рейтер, в частности, впервые привести мультимедиа в торговые залы в виде прямых передач цифрового телевидения непосредственно на экраны дилеров, а также электронные системы торгов, автоматически сопоставляющие заявки на покупку и продажу.

В 2001 году годовой оборот Рейтер составил 3,9 миллиарда фунтов стерлингов, а прибыль - 158 миллионов фунтов стерлингов. Рейтер имеет офисы в 226 городах 97 странах мира, где работают более 19000 сотрудников, а также владеет крупнейшей в мире частной коммуникационной сетью, которая все больше переводится на технологии Интернет.

В 1984 году акции Рейтер поступили на Лондонскую фондовую биржу (код RTR.L) и систему NASDAQ в Нью-Йорке (код RTRSY.O). К середине 2000 года Рейтер занимал 30 место среди ведущих компаний на Лондонской фондовой бирже с капитализацией рынка на уровне более 11,77 миллиардов фунтов стерлингов. Генеральным директором компании с 2001 года является Том Глосер. Штаб-квартира Рейтер находится в Лондоне. В то же время Рейтер децентрализовано управляется посредством 20 региональных представительств, охватывающих отдельные страны или группы стран.

Защищая независимость и целостность компании, законы Рейтер запрещают любому акционеру иметь более чем 15 % акций компании, а Принципы Доверия Рейтер обеспечивают еще большую защищенность. Дополнительной поддержкой этим Принципам является Акция Учредителя, дающая преимущественное право голоса перед другими обычными акциями.

Агентство Рейтер всегда занимало прочные позиции на многочисленных финансовых рынках различных стран. Сейчас же целью Рейтер является лидерство в качестве поставщика информации финансовому сообществу во всех странах и на всех сегментах рынка. В таких странах, как США и Япония, это довольно серьезная задача.

Рейтер намеревается стать ведущим поставщиком международных новостей не только для традиционных мировых источников информации, таких как газеты и вещательные компании, но также и на растущий сектор новых средств информации, доступных в доме каждого потребителя. Третьим глобальным направлением развития Рейтер является поставка деловой информации и сопутствующих технологий менеджерам и профессионалам, работающим вне финансовых рынков и средств массовой информации.

Агентство Рейтер уже предпринимает первые шаги в этом направлении, предоставляя онлайновые услуги, позволяющие менеджерам получать большие объемы конкретной информации по своему сектору деятельности или о конкурентах. Другие более мелкие предприятия Рейтер предоставляют оперативную информацию для областей здравоохранения, рекламы и образования. Все они базируются на прочных навыках сбора и распространения информации Рейтер и используют новые технологии выбора и отображения ее в таком виде, как это наиболее удобно тем или иным группам потребителей.

Продукты, предлагаемые Рейтер для средств массовой информации, доступны пользователям в различных формах: как текстовые сообщения, телевизионные репортажи, фотографии и графика новостей. Рейтер также предлагает новости для распространения на web сайтах третьих компаний. Ведущие теле и радио вещательные компании, газеты и журналы по всему миру являются пользователями продуктов Рейтер.

АГЕНТСТВО «Франс-Пресс»

АГЕНТСТВА «Ассошиэйтед Пресс», «Юнайтед Пресс»

АГЕНТСТВО «Киодо Цусин»

История информационных агентств России. Первые информационные агентства в России возникли во второй половине XIX в., когда после «великих реформ» 60-х гг. стали бурно развиваться промышленность, торговля, сельскохозяйственное производство. Стремительно набирающей обороты, втягивающейся в мировую систему капитализма российской экономике необходима была оперативная и достоверная информация о состоянии мировых рынков, а также о политической ситуации. В то время периодическая печать не могла получать телеграммы политического содержания напрямую, не пройдя цензуры в Министерстве иностранных дел. Однако в 1866 г. высочайшим разрешением была создана отечественная информационная служба – Российское телеграфное агентство (РТА). На основе полученных из-за рубежа и прошедших цензуру телеграмм составлялись бюллетени, которые 2–3 раза в день рассылались подписчикам по телеграфу. Вскоре РТА стало собирать внутреннюю информацию и через немецкое агентство Вольфа распространять ее за границей. В 70–80-е гг. XIX в. действовали также Международное и Северное телеграфные агентства.

Следующий период в истории российских информационных агентств начался с захвата в дни октябрьского переворота 1917 г. наряду с телеграфом, вокзалами, мостами и другими средствами коммуникации и Петроградского телеграфного агентства. В течение короткого времени все информационные учреждения в столице, на местах и корпункты за границей были слиты в единый информационный орган – РОСТА, деятельность которого строго контролировалась. Это агентство получало прямые указания, что передавать, какую информацию распространять. Газеты и журналы, в свою очередь, были обязаны публиковать эти материалы.

В дальнейшем деятельность советского информационного агентства многократно реформировалась, менялось даже название (с 1925 г. – Телеграфное агентство Советского Союза, ТАСС). Длительный период ТАСС оставалось единственным источником официальной информации. Деятельность агентства находилась под строгим контролем власти и в целом была подчинена пропагандистским задачам.

В 1961 г., во время хрущевской «оттепели», рядом общественных организаций было учреждено еще одно информационное агентство, АПН, которое по статусу было негосударственным, однако жестко контролирующимся. АПН специализировалось на распространении информации среди зарубежных подписчиков, это была своего рода «витрина социализма». За ТАСС закрепилась обязанность передавать новостную оперативную информацию. К этому времени ТАСС стало крупнейшим агентством в мире, а его репортеры накопили немалый профессиональный опыт. АПН большее внимание уделяло интервью, репортажам, очеркам, издавало большое число вестников. До начала 90-х гг. эти агентства оставались естественными монополистами.

Информационный «бум» начала 90-х гг. не обошел стороной и информационные агентства. Создававшиеся новые агентства были прежде всего альтернативой государственной информационной службе. Начиная с нуля, переживая огромные технические и финансовые трудности, новые агентства сумели завоевать популярность и репутацию надежного источника оперативной информации, а также комментариев, которые не могли пройти через официальные каналы. Монополия ТАСС и АПН была разрушена довольно быстро: как только агентства стали учитывать реальные запросы информационного рынка, спрос на их информационные продукты возрос.

Успешному развитию сети информационных агентств, повышению качества их продукции способствовало и то, что они действовали в условиях острой конкуренции друг с другом. Существуя исключительно за счет получения средств от собственной деятельности, они стремились расширять круг своих подписчиков. Используя чисто рыночные механизмы – потребительский спрос, информационные агентства становились экономически независимыми, обеспечивая таким образом самостоятельность проведения информационной политики.

К настоящему времени в России действуют около тысячи различных служб, называющих себя информационными агентствами. Конкуренция между ними влияет на основные направления развития и совершенствования их деятельности.

К таким направлениям прежде всего относятся:

Ø повышение оперативности сообщений за счет разработки и освоения новых технических средств передачи информации;

Ø уточнение аудитории и поиск своей информационной ниши, ведущей к дальнейшей специализации по проблемно-тематическому, аудиторному, технологическому и прочим признакам;

Ø максимальный учет потребностей и интересов потребителей – интенсификация маркетинговых исследований, усиление экспертно-аналитических служб в составе агентств, постоянное обновление информационных продуктов и диверсификация продукции в целом;

Ø повышение достоверности и надежности сообщений за счет роста профессионального мастерства и технологических поисков.

В условиях необходимости соответствовать рыночным требованиям оказались и бывшие монополисты. ТАСС и АПН выдержали испытание рынком. Эти агентства, а также Интерфакс являются крупнейшими и определяют погоду на рынке информации.

Система информационных агентств. В эту систему входят:

Ø крупные общероссийские агентства, дающие универсальную по тематике информацию (ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Вести»);

Ø специализированные агентства;

Ø региональные агентства;

Ø сетевыеагентства.

АГЕНТСТВО «ИТАР-ТАСС»

Наши рекомендации