Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990-е гг.: достижения и проблемы.

Россия в 1992—1993 гг. Экономическая ситу­ация, сложившаяся к концу 1991г., была катастро­фической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, ог­ромное количество не обеспеченных материальными ценностями денег на руках населения. С 1 января 1992 г. правительство, фактическим руководителем которого был Е. Т. Гайдар, приступило к осуществ­лению программы так называемой шоковой тера­пии. Были отпущены цены, решение о том, по какой цене продавать тот или иной товар, отныне устанав­ливал производитель и продавец. Началась ваучер­ная приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизацион­ный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий.

Первые итоги состояли в том, что удалось насы­тить рынок минимальным набором необходимых то­варов, но при этом цены к середине года выросли в сотни раз, тогда как доходы населения — в 10—15 раз. Денежные накопления граждан фактически обесценились. Спад промышленного производства остановлен не был. Во второй половине 1992г. под давлением парламентской оппозиции и директор­ского корпуса правительство увеличило денежные вливания в экономику, но эти уступки привели к подстегиванию инфляции. В декабре 1992г. Верхов­ный Совет добился отставки Е. Т. Гайдара, председа­телем правительства стал В. С. Черномырдин, с ко­торым антиреформаторское большинство в пар­ламенте связывало надежды на отказ от прео­бразований. Реформы действительно подверглись корректировке. Возросли финансовые вливания в убыточные предприятия, топливно-энергетический комплекс, однако общий курс на создание основ рыночной экономики (приватизация, свободное ценообразование, свобода внешней торговли) ос­тался прежним. Социальная ситуация была сложной: инфляция оставалась крайне высокой, ускори­лось имущественное расслоение, усилилась безрабо­тица.

В этой ситуации резко обострилось противостоя­ние Президента Ельцина и Верховного Совета, ре­форматорски настроенной исполнительной власти и противившейся реформам власти законодательной. Последняя опиралась на поддержку так называемой непримиримой оппозиции (коммунисты и нацио­нал-патриоты). Вопрос стоял о продолжении или прекращении рыночных преобразований, о том, отойдет ли Россия от советской политической систе­мы, утвердится ли она на демократическом пути развития. К весне 1992 г. Ельцину удалось добиться подписания почти всеми субъектами Федерации (за исключением Чечни и Татарстана) Федеративного договора. Это был шаг к новому конституционному устройству. Президентский проект предусматривал превращение России в президентскую республику. Верховный Совет такой вариант не устраивал, пар­ламентарии вели дело к созданию парламентской республики с номинальным, не обладающим реаль­ной властью президентом. Всенародный референдум в апреле 1993 г. показал, что общество твердо под­держивает Президента, проводимые социально-экономические преобразования и президентский ва­риант конституционной реформы. Однако референ­дум не прекратил противостояния: на вопрос о необ­ходимости досрочных выборов парламента избира­тели ответили отрицательно. Открытое столкнове­ние становилось неизбежным.

21 сентября 1993 г. Президент издал указ о рос­пуске Верховного Совета и Съезда народных депута­тов и назначил на декабрь выборы в новый парла­мент. Одновременно с выборами должен был пройти референдум о принятии новой Конституции. Парла­мент объявил этот указ неконституционным, а Пре­зидента низложенным. К присяге был приведен ви­це-президент А. В. Руцкой. Началось двухнедельное противостояние. 2—3 октября в Москве вспыхнули массовые беспорядки, было захвачено здание мэрии, организован штурм телебашни в Останкино. В ответ Президент ввел чрезвычайное положение, ввел в Москву войска. 4 октября после артиллерийского обстрела здание Верховного Совета было занято войсками, руководители беспорядков арестованы. С обеих сторон были человеческие жертвы. Общест­во восприняло происшедшее как трагедию.

12 декабря 1993 г. на референдуме был одобрен президентский вариант Конституции России. Со­гласно Конституции, Россия является демократиче­ским федеративным правовым социальным государ­ством с республиканской формой правления. Прези­дент получил весьма широкие полномочия. Но пре­зидентской республикой Россия в точном смысле слова не стала, ибо за Федеральным Собранием, со­стоящим из Совета Федерации и Государственной Думы, было закреплено право участвовать в форми­ровании правительства (председателя правительст­ва назначает по предложению Президента Государ­ственная Дума), выносить импичмент Президенту. Конституция объявила носителем суверенитета и высшим источником власти в стране многонаци­ональный народ России, закрепила многопартий­ность, многообразие форм собственности, гаранти­ровала широкий круг прав и свобод человека. С при­нятием Конституции 1993 г. советский период исто­рии нашего Отечества завершился.

На выборах в Государственную Думу неожидан­ную победу одержала Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского. На второе место вышел «Демократический выбор России» Е. Т. Гайдара. Удачно выступила КПРФ Г. А. Зюганова. Итоги вы­боров отразили общественное недовольство ходом реформ, растерянность, шок от происшедших в ок­тябре событий.

Россия в 1994—1996 гг.Социально-экономиче­ская ситуация в эти годы продолжала оставаться на­пряженной. Спад производства не был остановлен, инфляция оставалась высокой, динамика доходов свидетельствовала об углублении пропасти, разде­лявшей немногочисленный слой «новых русских» и основной массы населения. Вместе с тем появились и обнадеживающие признаки. Падение доходов на­селения к 1995 г. замедлилось, а в 1996 г. — прекра­тилось. Потребительский рынок демонстрировал уверенные тенденции к росту. Росло значение до­полнительных источников доходов, в том числе — от предпринимательской деятельности. Однако этих обнадеживающих тенденций основная масса населе­ния не замечала. Волновало и то, что дорожал транс­порт, недоступными стали санатории и детские лаге­ря, платными становились отдельные услуги образо­вания, здравоохранения.

Отношения исполнительной и законодательной власти в 1994—1995 гг. в целом складывались хотя и напряженно, но предсказуемо. Определенную позитивную роль сыграло подписание основными политическими силами (кроме КПРФ и аграриев) в апреле 1994 г. Договора об общественном согла­сии.

В ноябре 1994 г. Президент РФ издал указ о вводе войск в Чечню с целью восстановления там консти­туционного порядка. Началась затяжная и крово­пролитная чеченская война, завершившаяся в ав­густе 1996 г. подписанием в Хасавюрте мирного до­говора: российские вооруженные силы из Чечни вы­водились. Военный конфликт в Чечне, унесший тысячи жизней, был крайне болезненно воспринят в российском обществе.

Кризис в экономике, снижение жизненного уровня населения, неудачная война в Чечне стали причиной неблагоприятных для Президента парла­ментских выборов 1995 г. Убедительную победу одержали коммунисты, второе место заняла ЛДПР. «Наш дом — Россия» — партия власти во главе с В. С. Черномырдиным оказалась лишь третьей.

Россия в 1996—2000 гг.Летом 1996 г. на прези­дентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Г. А. Зюгановым победил Б. Н. Ельцин. Из­биратели в очередной раз показали, что возвраще­ния в прошлое (а именно такой представлялась им альтернатива курсу на продолжение реформ) они не хотят. Второй срок президентского правления Ель­цина в целом надежд россиян не оправдал. С 1997 по 1999 г. четырежды менялся глава правительства (В. С. Черномырдин — С. В. Кириенко — Е. М. При­маков — СВ. Степашин — В. В. Путин). В августе 1998 г. произошел тяжелейший экономический кризис, перечеркнувший достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению кур­са рубля, росту доходов населения. Росла пре­ступность. Отношения Президента и правительства, с одной стороны, и парламента — с другой, носили в эти годы конфликтный характер.

В конце 1998 г. появились признаки экономиче­ского роста, который в 1999 г. принял устойчи­вый характер. Экономисты связывают его с кризи­сом 1998г., заставившим потребителей вернуться к приобретению более дешевых отечественных това­ров и тем самым стимулировавшим рост произ­водства, и высокими ценами на нефть на мировом рынке.

Выборы в Государственную Думу 1999 г. изме­нили политическую ситуацию в стране. Большин­ство в Думе получило движение «Единство», откры­то заявлявшее о своей проправительственной ориен­тации, и готовые к сотрудничеству с исполнитель­ной властью группа «Регионы России», Союз правых сил и др. Центристские позиции в Думе за­няло движение «Отечество— вся Россия». Левая оппозиция (КПРФ, аграрии) осталась в меньшин­стве.

Россия на современном этапе.31 декабря 1999 г. президент Ельцин объявил о досрочном уходе в от­ставку. В марте 2000 г. на всенародных выборах убедительную победу одержал В. В. Путин, с авгус­та 1999 г. занимавший пост главы правительства. С его именем население связывало твердую позицию в чеченском вопросе: летом 1999 г. боевики вторг­лись на территорию Дагестана, в сентябре они взор­вали жилые дома в Буйнакске, Москве, Волгодон­ске. Ответом стало решение о начале контртеррористической операции в Чечне. Президент заявил о продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать кор­рупцию и преступность, твердом намерении по­высить эффективность государственного аппарата. Одними из его первых шагов стали указы об учреж­дении в России семи федеральных округов и назна­чении в них полномочных представителей Прези­дента, о реформе Совета Федерации, о приведении законодательства субъектов Федерации в соответст­вие с федеральным.

В 2000—2003 гг. в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли пози­тивные перемены. Россия отказалась от внешних займов и начала выплачивать долги по международ­ным обязательствам. Продолжился экономический рост. Отношения исполнительной и законодатель­ной властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к проведению налоговой, судебной, земельной, банковской реформ, принять закон о государственной символике РФ, Земельный кодекс и т. д. Курс президента Путина на консоли­дацию российского общества, укрепление экономи­ки, налаживание равноправных партнерских отно­шений со странами Запада получил поддержку населения. В марте 2004 г. В. В. Путин был избран Президентом РФ на второй срок.

Билет №28

Наши рекомендации