Строя и безопасности государства 5 страница

При отграничении разглашения сведений, составляющих государственную тайну, от государственной измены в форме выдачи государственной тайны основные отличительные признаки состоят в следующем: а) адресатом получения сведений при разглашении, в отличие от выдачи, является не только иностранное государство, иностранная или международная организация или их представители, но и иные третьи лица; б) государственная измена, в отличие от разглашения государственной тайны, преследует наличие строго определенной направленности умысла виновного - причинить ущерб безопасности России.

В отличие от шпионажа в форме передачи сведений, составляющих государственную тайну, разглашение государственной тайны может быть совершено только специальным субъектом - лицом, официально и на законных основаниях допущенным к соответствующим сведениям.

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 283 УК РФ, относится к числу материальных. Последствием разглашения выступает факт восприятия сведений, составляющих государственную тайну, посторонним лицом; при этом посторонними следует признавать как лиц, которые вообще не имели доступа к государственной тайне, так и лиц, которые имели такой доступ, но не имели права знакомиться со сведениями, которые им сообщил виновный. Адресат, воспринимающий информацию от виновного, по своим субъективным свойствам должен быть в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне (в силу чего разглашение сведений, составляющих государственную тайну, малолетним, душевнобольным, лицам, не владеющим языком, и т.п. не может составлять оконченного состава преступления и должно квалифицироваться при наличии к тому оснований как покушение на преступление).

Субъективная сторона разглашения государственной тайны характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При совершении преступления умышленно лицо сознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, другим лицам, предвидит, что в результате его деяний сведения станут доступны этим лицам, желает либо сознательно допускает наступление этих последствий (например, виновный похваляется своей осведомленностью перед знакомыми или обсуждает сведения, составляющие государственную тайну, со своим коллегой в общественном месте). При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, виновный использует уязвимый шифр при передаче секретных сведений или по невнимательности высылает секретные сведения в адрес посторонних лиц).

Субъект анализируемого преступления специальный - физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, функционирование которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну (Перечень должностей, при замещении которых лицо считается допущенным к государственной тайне, утвержден распоряжением Президента РФ от 15 января 2010 г. N 24-рп (в ред. от 14 января 2011 г.)) <1>. Под лицами, которым тайна стала известна по службе, учебе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных учреждениях, но получивших доступ к государственной тайне (адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований, и т.д.). Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Именно наличие специально оформленного допуска (или доступа) и получение подписки о неразглашении государственной тайны являются ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Гражданство лица не является обязательным признаком субъекта преступления.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 3. Ст. 300.

Если разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершают иные лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, они в зависимости от ситуации могут нести ответственность за соучастие в преступлении, предусмотренном ст. 283 УК РФ.

Законом предусмотрен квалифицированный состав разглашения государственной тайны - разглашение, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК РФ). Указанный признак относится к числу оценочных. Его содержание подлежит установлению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д. В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, необходимость передислокации режимного объекта, провал агентурной разведывательной сети и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> В оценке последствий разглашения государственной тайны важную роль должны сыграть соответствующие указания Правительства РФ. Как следует из п. 3 ст. 4 Закона "О государственной тайне", именно Правительство РФ должно устанавливать порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, т.е. определить методики, согласно которым можно будет рассчитывать размер ущерба. Соответствующего документа на сегодняшний день нет.

С субъективной стороны преступление в квалифицированном составе разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом как неосторожное, либо как преступление с двумя формами вины. Такой подход обусловлен признанием возможности выполнения основного состава преступления как умышленно, так и по неосторожности. Две формы вины в квалифицированном составе преступления будут иметь место только в том случае, если основной состав выполнен умышленно; если же основной состав преступления выполняется по неосторожности, то и квалифицированный состав требует неосторожной формы вины.

Статья 283 УК РФ не охватывает собой случаев умышленного собирания лицом, не имеющим доступа к государственной тайне, соответствующих сведений и их разглашения. Такие деяния могут содержать признаки составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 275 или 276 УК РФ, если государственная тайна становится достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Если же лицо, не имеющее допуска (доступа) к государственной тайне, собирает соответствующие сведения при отсутствии умысла на их передачу иностранному государству, содеянное может рассматриваться в зависимости от обстоятельств либо как должностное преступление (например, предусмотренное ст. 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями), либо как информационное преступление (например, предусмотренный ст. 272 УК РФ неправомерный доступ к компьютерной информации), либо как приготовление к какому-либо иному преступлению.

Статья 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

Комментарий к статье 283.1

Введение в УК РФ нормы, устанавливающей ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она не была доверена или не стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа, обеспечивает системность охраны различных видов информации ограниченного доступа (например, коммерческой, банковской и государственной тайны) и способствует повышению эффективности защиты государственной тайны от общественно опасных посягательств со стороны лиц, не являющихся ее законными обладателями.

Объектом преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие информационную безопасность России; предметом - сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275 УК РФ). Как отмечается в Пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (который стал Законом от 12 ноября 2012 г. N 190-ФЗ), субъектов, зачастую связанных с криминальными структурами, в первую очередь интересуют сведения в области оперативно-розыскной деятельности (о методах работы правоохранительных органов, о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, и т.п.); повышенный интерес проявляется и к сведениям, составляющим государственную тайну, в области геологии, геодезии, картографии, топографии и экономической деятельности (главным образом со стороны представителей коммерческих организаций) в целях получения дополнительных доходов при их использовании.

Объективная сторона преступления состоит в получении сведений, составляющих государственную тайну, любым из перечисленных в диспозиции статьи способов.

Похищение, исходя из законодательной оценки общественной опасности деяния, предполагает завладение виновным носителем информации, содержащей государственную тайну, при обстоятельствах, указанных в ч. 1 ст. 158 УК РФ. Если похищение соответствующих предметов происходит открыто, с угрозой применения или с применением насилия, содеянное, в зависимости от объема насилия и ценности предмета, должно получать дополнительную юридическую оценку по ст. ст. 161, 162 или 164 УК РФ.

Обман состоит в получении искомых сведений за счет введения лица в заблуждение относительно самых различных обстоятельств (личности виновного, последствий приобретения информации и т.д.).

Под шантажом следует понимать выраженную со стороны виновного угрозу оглашения позорящих сведений о лице, обладающем государственной тайной, или его близких, а равно иных сведений, оглашение которых может нанести ущерб правам и законным интересам, чести и достоинству этих лиц.

Угроза применения насилия означает явно выраженное вовне желание виновного причинить вред здоровью любой степени тяжести (включая угрозу убийством) в случае отказа потерпевшего предоставить информацию, содержащую государственную тайну. Угроза должна быть реальной, но при этом может быть как непосредственной, так и опосредованной.

Принуждение предполагает получение сведений, составляющих государственную тайну, посредством иных, кроме угрозы применения насилия и угрозы распространения нежелательных сведений, угроз (например, путем угрозы уничтожения или повреждения имущества).

Список способов получения сведений, составляющих государственную тайну, является открытым. При этом диспозиция комментируемой статьи имеет бланкетный характер, указывая на незаконный характер способов получения государственной тайны. Незаконность в данном случае устанавливается исходя из положений Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2011 г.) и принятых в его развитие подзаконных актов.

Получение сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируется по ст. 283.1 УК РФ в случае отсутствия в деянии признаков преступлений, предусмотренных ст. ст. 275 и 276 УК РФ. Это означает, что субъект преступления, предусмотренного ст. 283.1 УК РФ, не имеет легального доступа к государственной тайне и не владеет соответствующей информацией, собирает ее не по заданию иностранной разведки, иностранного государства, иностранной или международной организации или их представителей и не имеет намерений использовать эту информацию в ущерб безопасности РФ.

Состав преступления формальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла. Лицо должно осознавать, что, во-первых, получает сведения, составляющие государственную тайну, а во-вторых, получает их в нарушение предписаний действующего законодательства. Мотивы и цели получения сведений не влияют на квалификацию.

Субъект преступления общий - физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Статья предусматривает ряд квалифицирующих признаков.

Совершение преступления группой лиц предполагает, что деяние выполнено двумя или более соисполнителями. Исходя из сложившейся практики, ситуации совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой также должны получить юридическую оценку по п. "а" ч. 2 ст. 283.1 УК РФ <1>.

--------------------------------

<1> В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. N 12 "О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)", если состав совершенного преступления не предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершение его организованной группой, действия лица подлежат квалификации соответствующей части (пункту) статьи УК РФ, содержащей квалифицирующий признак "группой лиц по предварительному сговору", а при его отсутствии - по признаку "группой лиц".

Применение насилия при получении сведений, составляющих государственную тайну, означает причинение потерпевшему побоев, легкого, средней тяжести вреда здоровью, а также тяжкого вреда здоровью при обстоятельствах, указанных в ч. 1 ст. 111 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью при квалифицирующих признаках требует дополнительной квалификации). Исходя из законодательной оценки степени общественной опасности преступлений, истязание и пытка для получения сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируются только по п. "б" ч. 2 ст. 283.1 УК РФ.

Тяжкие последствия как квалифицирующий признак преступления имеет оценочный характер. Таковыми могут выступать срыв коммерческих контрактов, манипулирование рынком ценных бумаг, создание угрозы для безопасности отдельных лиц и т.д.

О специальных и иных технических средствах, предназначенных для негласного получения информации, см. комментарий к ст. 138.1 УК РФ.

Получение сведений, составляющих государственную тайну, сопряженное с их распространением либо с перемещением носителей таких сведений за пределы РФ, означает, что, получив информацию или ее носитель, субъект передает их за пределы РФ. Момент возникновения умысла на передачу данных за пределы страны не имеет значения. Адресатом (получателем) могут выступать конкретные физические или юридические лица, заинтересованные в соответствующей информации, либо иные лица, средства массовой информации и т.д.

Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну

Комментарий к статье 284

Объект утраты документов, содержащих государственную тайну, идентичен объекту разглашения сведений, составляющих государственную тайну (см. комментарий к ст. 283 УК РФ).

Предметом преступления выступают документы, содержащие государственную тайну, и предметы, сведения о которых составляют государственную тайну.

Понятие документа определено Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (в ред. от 11 июля 2011 г.) <1>. Им признается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. Указанный Закон различает несколько видов документов, в том числе: издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания); официальные документы; аудиовизуальная продукция; электронные издания; неопубликованные документы; патентные документы. Любой из указанных видов документов, если он содержит сведения, составляющие государственную тайну, может стать предметом анализируемого преступления.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.

Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, следует признавать различные объекты, информацию о наличии которых государство считает необходимым засекретить. Это могут быть определенные материалы, образцы техники, вооружения, топлива и т.д.

С объективной стороны анализируемое преступление состоит в деянии, заключающемся в нарушении правил обращения с документами и предметами, составляющими государственную тайну, которое повлекло за собой их утрату, и находящемся в причинной связи с ним наступлением тяжких последствий. Диспозиция статьи бланкетная, в связи с чем при квалификации преступления необходимо обращаться к нормативным документам, определяющим порядок обращения с предметами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну. Так, например, утвержденное Приказом Генерального прокурора РФ от 10 июня 1998 г. N 33 Положение о работе с секретными материалами, документами, делами устанавливает следующие правила обращения с документами: запрещается использовать секретные сведения в несекретной служебной переписке; вести переговоры по секретным вопросам по незащищенным линиям связи; снимать копии с секретных документов без письменного разрешения Первого отдела; выполнять секретные работы на дому; печатать документы закрытого характера на незащищенном компьютере; перевозить секретные документы, материалы и дела в общественном транспорте; иметь при себе секретные документы в пути следования в служебную командировку; передавать один и тот же текст телеграммы в открытом и зашифрованном виде; снимать копии с секретных документов и делать какие-либо записи о содержании на неучтенных листах бумаги и т.д.

Нарушение правил может выражаться как в форме активных действий, так и в форме бездействия. Правоприменитель обязан точно указать, какой пункт (статью) какого нормативного акта нарушил виновный.

Обязательным последствием деяний виновного выступает утрата документов или предметов и наступление тяжких последствий. Представляется, что это два обязательных, взаимосвязанных, следующих одно за другим и находящихся в причинной связи с поведением виновного последствия. Нарушение правил обращения с документами, повлекшее только их утрату, не образует преступления, так же как наступление тяжких последствий в результате нарушения правил обращения с документами, при котором они не утрачиваются (например, не может квалифицироваться по ст. 284 УК РФ утрата документа, который через несколько дней был рассекречен, или нарушение правил работы с документом, при котором содержащиеся в нем сведения стали известны третьим лицам, повлекли срыв важного государственного мероприятия, но сам документ при этом не был утрачен).

Утрата документа представляет собой как выход документа из владения субъекта помимо его воли (документ был обронен на улице, оставлен в ненадлежащем месте и т.п.), так и исчезновение документа или предмета по воле виновного (например, его неосторожное уничтожение). Признак утраты документа следует устанавливать независимо от того, на какой срок вышел из владения документ или предмет, содержащий в себе сведения государственной важности; при наличии иных признаков состава даже краткосрочное отсутствие документа можно рассматривать в качестве преступления.

Тяжкие последствия утраты документа - оценочный признак, устанавливаемый в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д. В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, свертывание научно-технических разработок, провал агентурной разведывательной сети и т.д.

Между деянием виновного и наступившими последствиями необходимо установить непосредственную причинную связь. Если лицом нарушены правила обращения с документом, документ утрачен, наступили тяжкие последствия, но:

а) утрата документов вызвана не фактом нарушения правил, а иными обстоятельствами (например, документ похищен вместе с неопечатанным сейфом) или б) тяжкие последствия наступили не в результате утраты документа (например, содержащаяся в документе информация была разглашена иным лицом), то состав преступления отсутствует. Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления тяжких последствий.

Субъективная сторона утраты документов, содержащих государственную тайну, характеризуется неосторожной формой вины. При совершении преступления по легкомыслию виновный, нарушая правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, предвидит возможность их утраты и наступления тяжких последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При совершении преступления по небрежности виновный не предвидит возможности утраты документов, хотя должен был и мог ее предвидеть.

Следует обратить внимание, что в содержание субъективной стороны анализируемого преступления необходимо включать также осознание виновным факта нарушения специальных правил. Представляется, что любое лицо, имеющее доступ к государственной тайне, всегда осознает, находятся ли его действия в рамках существующих правил или же представляют собой их нарушение. Неосознанное нарушение правил обращения с документами, повлекшее их неосторожную утрату и наступление тяжких последствий, не может квалифицироваться по ст. 284 УК РФ (такая ситуация, к примеру, возможна, если лицо не осознает, что его работа с секретными документами записывается на видеопленку посторонними лицами).

Осознанное нарушение субъектом правил обращения с документами и сознательно-волевое (умышленное) отношение к наступившим последствиям исключают возможность квалификации содеянного по ст. 284 УК РФ. Например, умышленное повреждение, уничтожение документа, при котором субъект желает наступления тяжких последствий, может получить правовую оценку по ст. ст. 275 или 286 УК РФ.

Субъект преступления специальный - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое имеет допуск к государственной тайне (см. комментарий к ст. 283 УК РФ).

Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,

Наши рекомендации