Общественно-политические течения первой половины XIX века: декабристы, западники, славянофилы
Российские исторические школы и их представители.
[ Back ]
Первыми письменными источниками по истории нашего отечества являются летописи.писались областные летописи, содержащие огромный материал о сотнях исторических деятелей, описания сражений, битв и испытаний, обрушившихся на княжества, на народ, и все это было выражением закономерности развития русской истории - преодоления раздробленности, единения русских земель, завершившегося созданием централизованного государства. С образованием Российского государства с центром в Москве появилась потребность определить его место среди других стран. Предпринимается попытка обосновать происхождение царского самодержавия, доказать его незыблемость и вечность. В 1560-63 гг. появилась «Степенная книга», в которой история страны изображена как серия сменяющих друг друга княжений и царствований.Обоснование сильной государственной и монаршей власти потребовалось и в период образования империи при Петре I Он прямо заявил о необходимости всем его подданным «ведать Российского государства историю».В. Н. Татищев был не только современником петровских преобразований, но и активным их участником, что определило и его концепцию. Он рассматривает политическое развитие России под углом борьбы монархии с аристократией, доказывает полезность самодержавия и вред аристократического правления, убеждает читателя в благости «монаршего правления», воспитывая подданных в духе покорности царю. В. Н. Татищев ввел в научный оборот много новых источников: «Русскую правду» (свод древнерусского феодального права), «Судебник 1550 г.», ряд летописей. Таким образом, в эпоху Петра I происходит осмысление истории России как истории государства Российского. Крупнейшим представителем русской исторической школы является русский писатель, историк Николай Михайлович Карамзин (1766—1826)История, по мнению Карамзина, должна была учить и царей. На примерах правления русских монархов - положительных и отрицательных - он хотел учить царствовать. Этап в развитии русской исторической науки в XIX в. связан с именем Сергея Михайловича Соловьева (1820 - 1879). Самым значительным по содержанию и обилию использованных источников является его труд «История России с древнейших времен» в 29-ти томах, где рассматривается развитие российской государственности от Рюрика до Екатерины II. В отличие от предшественников Соловьев придавал значение в истории природе, географической среде. Последователем идей Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841 -1911). В «Курсе русской истории» в пяти томах В. О. Ключевский первый среди российских историков отошел от периодизации по царствованиям монархов. По Ключевскому - история делится на периоды, исторические вехи: Днепровский, Верхневолжский, Московский или Великорусский, Всероссийский. Труд Ключевского привлекает яркими характеристиками исторических деятелей, оригинальной трактовкой источников, широким показом культурной жизни русского общества.
Общественно-политические течения первой половины XIX века: декабристы, западники, славянофилы
«Союз спасения» возник в 1816г. В это о. по строгому отбору принимались т/о офицеры гвардейских полков и Ген штаба, его max числ-ть 30 чел. Осн цель — уничтожение креп-го права и введение конституции. На идеологию дв повлияли идеи фр Просвещения и Фр рев-ции (лозунг «free, =ство, братство»), а также рус самодержавно-крепостническая действ-сть. Для спасения Отечества от тирании образовался «Союз спасения». Уже в 1817 члены «Союза» plan переворот и цареубийство, но limit-ть сил побудила их к созданию new, более широкой орг-ции. В 1818 в М. был создан «Союз благоденствия»(~200 членов), имевший устав с обширной прог-ой дей-й. Декабристы решили сначала создать в стране «передовое о-ое мнение», занять на службе больше важных постов и в теч 20 лет right о к безболезненному револ-му перевороту—силами военных, без участия народа. Но когда Ал 1 в 1820—1821 turn в сторону р-ии, сущ-ие «Союза благоденствия» с его open пропагандой стало опасным. В янв 1821о. распустили. В
марте 1821 возникли 2 тайные декабристские орг-ции. На Украине появилось «Южн о.», во гл к-го стал полковник, герой в. 1812 Пестель. В Пб - «Сев-ое о.». Во главе «СО» стояла Дума из 3 чел:Муравьева, Трубецкого, Оболенского. С 1823 active роль в о. Играл Рылеев. В теч 1821-1825декабристами были созданы 2 пол-ие проги:«Рус правда» Пестеля и Конституция Никиты Муравьева. 1ая предусм-ла уничтожение самодержавия, кр-го строя, сословий — все объявлялись «гражданами»,= п/д з. Предп-сь уст-ть респ с разделением властей: зак-й (Народное вече), исп-й (Державная дума) и «блюстительной» (Верховный собор). Пестель видел г-во единым, централ-м, считал, что федерация ослабит страну.
Объявл-сь гражд-ие free:слова, собраний, печати... 2ая носила более умеренный хар-р, тоже отменяла крепостничество и самодержавие, провозглашала гражд free, вводила разделение властей, но сохр-ла монархию (конст-ую)-царь ост-ся гл исп-й власти. Р. - федерация. В 1823 члены «ЮО» заручились поддержкой Польского Патриот-го о., летом 1825 в состав «ЮО» влилось «О. соед-х славян». С 1823 началась подготовка восстания, затруднявшаяся разногласиями. Срок был назначен на лето 1826, но смерть Ал I и известие о том, что пр-во знает о заговоре, заставили декабристов ∆ планы. Было решено 14.12.1825 в день принесения присяги new царю Николаю I, но он, зная о заговоре, заранее принял присягу Сената, окружил восставшие войска на Сенатской S и к вечеру расстрелял их из пушек. 29.12 началось восстание Черниговского полка на Украине. Декабристам не удалось поднять всю армию, и 3.01.1826 полк разгромили.
В 1840 либерализм явился в Р.в виде самост-го течения, сразу же получившего назв "западничество". Либерализму св-но подчеркивать отсутствие классовых, групповых и национал-их убеждений, индивидуализм, самоценность личности.
В 1840 окончательно сложилось 2 напр-ия западничество и славянофильство. Сходства:feel безграничной love к рус народу, оппозиция к режиму Ник I, приверженцы free личности, совести, мысли, слова; отрицали рев-цию; развитие о.д/о идти пост-но при посредстве реформ. Различия: вечный спор о выборе пути, о прошлом и будущем Р, о ее истор-ой роли.
Общественное движение в первой половине XIX в."
Особенности развития общественного движения в первой половине XIX в.:
• во-первых, поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще больше оживилось;
• во-вторых, в отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.
В общественном движении первой половины XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.
Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия получает обоснование впервые в период укрепления русского государства; развивается и совершенствуется в течение XVIII—XIX вв. В период, когда в Западной Европе было покончено с абсолютизмом, в России, напротив, продолжается теоретическое обоснование идеологии самодержавия.
В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли оказало движение декабристов.
В теории официальной народности (основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность) министра народного просвещения графа С. С. Уварова отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе.Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие — основа духовной жизни народа, опора самодержавия. Народность — отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем. Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем (издатели полуофициозной газеты «Северная пчела»); профессорами Московского университета М. П. Погодиным (профессор истории, в своих трудах развивал теорию образования государства: на Западе — завоевание, а на Руси добровольное единение царя с народом), С. П. Шевыревым (профессор филологии, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; О. И. Сеньковским (профессор восточных языков, издатель журнала «Библиотека для чтения»). Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.
На рубеже 30—40-х гг. XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество.
Сам термин «славянофильство»придуман идейными их оппонентами — западниками, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, так как считали себя «русолюбами» или «русофилами», т. е. подчеркивали, что их интересуют преимущественно исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории развития славянофильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славянофильство — до реформы 1861 г. и позднее (пореформенное) славянофильство — примерно до середины 70-х гг. XIX в.
Славянофилы оставили богатое наследство в области философии, литературы, истории, богословия, экономики (И. Киреевский — в области философии и истории, А. Хомяков — в богословии и истории, К. Аксаков и Д. Валуев — в истории, Ю. Самарин — в социально-экономической и политической науке, Ф. Чижов — в истории литературы и искусства).
Основные идеи славянофилов:
• убеждены в особой самобытности пути развития России, которую они преувеличивали;
• большое значение придавали крестьянской общине;
• Земские соборы оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью;
• резко отрицательно относились к реформам Петра I, заставившим свернуть Россию с «истинного» пути. Крепостное право и деспотическая власть расценивалась как главный результат реформ Петра;
• единственно верной и глубоко нравственной религией считали православие;
• верили в то, что основная задача, стоящая перед Россией, — вернуться на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возродить Земские соборы.
Борьба славянофилов с преклонением перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.
Западники, в широком смысле, — термин, принятый в научной литературе для обозначения носителей особого мировоззрения, основанного на признании общности России и Западной Европы как нераздельных частей и одного культурно-исторического целого. Наиболее широкие хронологические рамки терминов «западники» и «западничество» предложил Jl. Н. Гумилев: их появление он относит к IX в. А. Н. Сахаров первым западником называет летописца Нестора, который отнес в «Повести временных лет» Русь вместе с Европой к «Афетовой» части света. В трудах С. М. Соловьева и Г. В. Плеханова появление западников датируется XVII в. Вл. С. Соловьев, автор статьи «Западники» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, относил возникновение западничества к XVIII в. и выделял в его развитии три главных «фазиса»: 1) теократический, представленный преимущественно римским католичеством; 2) гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практически как либерализм; 3) натуралистический, выразившийся в позитивном естественно-научном направлении мысли и в преобладании социально-экономических интересов. Ярким представителем первого «фазиса» Соловьев считал П. Я. Чаадаева, второго — В. Г. Белинского и «людей сороковых годов», третьего — Н. Г. Чернышевского и «людей шестидесятых годов». Наиболее узкие рамки западничества предложил А. А. Григорьев: 40—60-е гг. XIX в. (в современной отечественной историографии эту точку зрения разделяют С.С. Дмитриев, Н. И. Цимбаев и другие историки).
В ходе идейной борьбы со славянофилами термин «западники» получил широкое распространение в обществе и литературе и стал употребляться прежде всего для обозначения одного из направлений русской общественной мысли конца 30—60-х гг. XIX в.
Большое влияние на формирование взглядов западников оказали труды западноевропейских ученых и мыслителей К. Вердера, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Ж. Кондора и др. Видными представителями московских западников были В.П. Боткин, Г. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев и др.
В Петербурге начала 40-х гг. западники группировались вокруг В. Г. Белинского. В его кружок входили П. В. Анненков, И. И. Панаев, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.
Основные идеи западников:
• благодаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого — самодержавие и крепостное право;
• необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых сверху (позиция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество;
• особая позиция была у радикальных западников (в отечественной историографии после 1917 г. именовалась революционно-демократической): во- первых, необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее действенным средством для этого являются не реформы, а революция.
Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20—30-е гг. XIX в. ядро этих организаций составляли главным образом студенты Московского университета:
• кружок братьев Критских в Московском университете (1827) разделял программу декабристов;
• кружок Н. П. Сунгурова (1830—1831) выступал за революционный переворот;
• кружки В. Г. Белинского (1829), А. И. Герцена, Н. П. Огарева (1831 — 1834), Н. В. Станкевича (1833—1937) изучали теорию утопического социализма, западноевропейскую философию.
Оживление общественного движения в 40-х гг. выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташевича-Петрашевского— его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.).
М. В. Петрашевский со своими друзьями создал первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам.
Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. Был создан «Проект об освобождении крестьян», в котором предлагалось прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали.
Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.
Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны.
Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей.