Политическая система Российского общества, ее особенности.

Политическая система общества- это сис­тема взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (орга­низаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собствен­ности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Правовая система – сложноструктурное, многоуров­невое образование, состоящее из совокупности элементов и подсистем, имеющее свою историю, социально-экономические, политические, национальные и культурные основания и пред­посылки развития.

Политическая система в современном российском обществе имеет ряд отличительныхособенностей:

1) Главным компонентом и одновременно цен­тром правовой системы является субъект права или субъект правовой системы. Прежде всего, это человек как носитель субъективных юридических прав и обязанностей и участник правовых отношений, т. е. субъект, обладающий способнос­тью иметь права и обязанности, реально имеющий и своими собственными действиями осуществляющий эти права и обя­занности:

а) позитивистский подход правопонимания – названные свойства субъект приобретает в силу право­вых норм, т. е. лишь в том случае, когда они закреплены в позитивном, писаном праве (законодательстве). Если же закон (государство) не предоставит субъекту правовые свойства, то он и не будет субъектом права.

б) социологический - субъектом права является тот, кто реально (или через своих представителей) участвует в пра­вовой деятельности, вступает в правовые отношения, заключа­ет сделки, договоры и т. п., т. е. тот, кого сами участники дан­ных отношений признают в качестве субъекта независимо от того, как к этому относится государство.

в) естественно-правовая доктрина - права принадлежат человеку от рождения никто ему их не дает и никто не может их отнять.

В Конституции РФ признано, что «человек, его права и сво­боды являются высшей ценностью», а «основные права и сво­боды человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рож­дения» (ст. 2, 17). Это юридическое закрепление положения о том, что человек (в его юридическом качестве, в частности) есть основание и центр российской правовой системы и правовой культуры; все остальные ее субъекты — организации, объеди­нения, хозяйственные общества и товарищества, органы госу­дарства суть лишь производные образования, следствие актив­ной деятельности человека, самоопределяющегося в любой из названных форм.

В нашей литературе при анализе правовой системы субъект права до последнего времени не выделялся, что вполне понят­но: личность занимала подчиненное, второстепенное положе­ние в российской и советской действительности, а потому субъект права «всплывал на поверхность» лишь при изучении некоторых элементов механизма правового регулирования, в частности при анализе правового отношения. В обновленной теории государства и права личность - субъект права выдвигается на центральное место во всей право­вой действительности и выступает в качестве отправного пунк­та и основания научных исследований.

Вся деятельность государства, его органов и должностных лиц должна быть направлена на утверждение прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержа­ние и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечи­ваются правосудием. Защита прав и свобод человека и гражданина - основная функция государ­ства. В то же время носителем суверенитета и источником го­сударственной власти является многонациональный народ, а в конечном счете человек и гражданин, объединенный в круп­ную социальную общность - российский народ, население Российской Федерации.

Носителем права является человек, общество в целом, которое передает государ­ству часть своих прав и полномочий, заключая тем самым (по идее, или условно) общественный договор, для того чтобы государство обеспечивало безопасность человека, защищало его от произвола и хаоса, гарантировало реальность прав и свобод. Человек и гражданин как избиратель формирует органы госу­дарственной власти и местного самоуправления, выражает свою политическую волю на референдумах и свободных выборах, участвует в отправлении правосудия через институт присяжных заседателей.

Стратегическими целями развития российской политической системы и государственности сегодня являются:

a построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспе­чение провозглашенного Конституцией РФ положения о пра­вах человека как высшей ценности;

a отработка системы реального воздействия человека на госу­дарство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления.

2) правовое сознание (не существует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа) – совокупность эмоционально-чув­ственных и мысленных, идеальных образов, при помощи кото­рых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обме­ну и присвоению различных благ) в категориях прав и обязан­ностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от произвола, ответствен­ности за нарушение правовых норм и договоров и т. д., а также действует в сфере правового регулирования (установления пра­вовых норм и их реализации). Особое место занимает политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. России наблюдается смешение либерализма, консерватизма и социал-демократизма.

Правовое сознание возникает в индивидуализирующейся культуре, когда человек начинает осознавать себя, свою уни­кальность, свою собственную сущность. Личное самосознание, личное достоинство – абсолютно необходимые предпосылки формирования правового сознания и правовой культуры в це­лом. Их отсутствие или слабость, а также авторитарная государственность, ряд других обстоятельств привели к формирова­нию правового нигилизма - системы взглядов и представле­ний, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества, о которых уже упоминалось и которые очень труд­но нейтрализовать, ликвидировать.

Если в общественном правовом сознании выделить право­вую идеологию и психологию, то можно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на обоих уровнях. В правовую идеологию он проникал через марксизм-ленинизм - «знамя нашей эпохи».

В правовой психологии широких слоев населения в силу антинародной политики должностных лиц государства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительное отношение к праву. Исключение состав­ляли одиночки, положившие в середине 60-х гг. XX в. начало диссидентскому движению в СССР. И лишь с середины 80-х гг. начался новый этап в развитии общественного правового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идее общественного договора и необходи­мости формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества.

На сегодняшний день:

а) Консерватизм выражается в формуле «православие – самодержавие – народность». Православие становится, по сути, государствообразующей религией, несмотря на светский характер современного российского государства. Самодержавие проявляется в вертикализации государственных и политических институтов, подчиняющихся непосредственно или опосредованно верховному правителю и его администрации. Народность базируется на стремлении унифицировать общество в вере в такого верховного правителя.

б) Либерализм - свобода самовыражения, выражающаяся в свободе действий. Это формирование инновационного типа личности для новой экономики – «экономики знаний». Ему присущи следующие характеристики: любознательность, стремление управлять миром, принятие на себя ответственности за плохие стороны мира, сопряженное с потоком лучших решений и попытками внести изменения, откровенность и терпимость к подчиненным, одобрительное отношение к их оригинальности и стремлению к новациям.

в) Социал-демократизм базируется на обещании равенства не только стартовых возможностей, но и результата для любого члена общества. Например, все имеют право на бесплатное образование, которое является катализатором для получения престижной работы.

3) правовая деятельность, складывающаяся из

а) правотворческой деятельнос­ти органов государственной власти. Через правотворческую деятельность, которая отражает ос­новные социально-экономические, культурные и иные потреб­ности общества, в нормативно-правовую систему включаются юридические предписания – нормы, программы, модели пове­дения и деятельности людей и органов (организаций) российс­кого общества. Главные задачи, которые нужно решить в ходе правотворческой деятельности в ближайшие годы – формирование системы законодательства, которая бы отражала и направляла переход от огосударствлен­ной экономики к рыночной экономике; к формированию среднего класса, созданию уровня материаль­ного благосостояния, достойного человека; от навязываемой народу узкой группой партийного руководства политики к по­литике, основанной на интересах электората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперской национальной по­литики к политике, основанной на равноправии и самоопреде­лении народов в Российской Федерации. она должна быть законодательно урегули­рованной так, чтобы был сформирован работающий механизм по выявлению, учету и согласованию интересов всех групп и слоев российского общества, по созданию юридически совершенных нормативно-правовых актов, чтобы можно было исклю­чить или хотя бы минимизировать социальные, политические и юридические дефекты в выражении воли законодателя. На уров­не Федерального Собрания РФ требуется выработка основопогагающих в этой сфере нормативно-правовых документов - рег­ламентов палат; на уров­не субъектов Федерации - создание модельного регламента их законодательных (представительных) органов, в котором были бы отражены общие принципы и особенности их собственной законодательной деятельности и участия в федеральном законотворчестве. Особое внимание федеральный законодатель дол­жен уделять системному, кодификационному правотворчеству, результатом которого станут крупные блоки правовых норм, ком­плексно регулирующие области, виды общественных отношений.

б) правоприменительной деятельности правоохранительных (суда, органов внутренних дел, прокуратуры и т. д.) и иных органов государства. Правоприменение – властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное предназначение правоприменительной деятельности - проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей каждой конкретной ситуации. Кроме того, через правоприменение осуществляется государ­ственное принуждение в случае нарушения правовых норм.

в) деятельности по реализации права всеми названными орга­нами и иными организациями и субъектами российской право­вой системы. В любом государственно-организованном обществе законода­тель может устанавливать те или иные юридические нормы и принципы, тот или иной правовой статус лиц и организаций, и общественное правовое сознание – стремиться и желать уста­новления и (или) соблюдения каких угодно прав и свобод, ка­ких угодно правовых режимов, но если это не будет воплощено в реальном правовом порядке, то уровень правовой культуры в данном обществе станет отражать не идеальные мотивы и стремления, а то, что есть на самом деле.

4) правовые тексты, главным образом нормативно-правовые акты - писаное право, составля­ющее нормативно-правовую подсистему правовой системы. С точ­ки зрения юристов позитивистской ориентации, нормативно-правовые акты - суть правовой системы, а с позиции естественно-правовой - это не более чем важный ее компонент.

Термин «законодательство» в теории и на практике использу­ется в широком и узком смысле. Законодательство в широком смысле слова означает все действующие в стране нормативные акты. В узком смысле - это система действующих законов.

Особенности в РФ:

a Конституция РФ имеет не только высшую юридическую силу, но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органов государственной власти и управления, всех должностных лиц при отсутствии необходи­мого закона применять непосредственно Конституцию РФ, на которую в таком случае делается прямая ссылка.

a Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ «нео­публикованные законы и иные НПА не применяются». Данная норма направ­лена на искоренение практики «тайной дипломатии» советского государства против своего народа, которая была широко распро­странена и выражалась в том, что неопубликованные норматив­ные акты регулировали, а точнее, ограничивали права и свобо­ды советских граждан, налагали на них новые обязанности.

a В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «обще­признанные принципы и нормы международного права и меж­дународные договоры Российской Федерации являются состав­ной частью ее правовой системы. Если международным догово­ром Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна­родного договора». Приведенная норма, во-первых, делает нашу правовую культуру открытой для передовых, прогрессивных по­ложений, принципов и норм международного права, во-вторых, устанавли­вает приоритет норм, содержащихся в международных договорах Российской Федерации, перед внутринациональным законода­тельствам.

32. Правовое государство: понятие и основные принципы (Гражданское общество и правовое государство).

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Признаки.

1) Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов.

а) В экономическом плане это означает, что каждый индивид может быть или является собственником

б) В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной.

в) Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления.

г) Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

2) Гражданское общество - открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, и т.д.. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.

3) Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, клубы и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, появляется во всех ее сферах:

а) в экономической - это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной);

б) в социальной и политической - наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя;

в) в духовной - обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

4) Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

5) Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.

Структура гражданского общества - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

Структуру современного российского гражданского обществаможно представить в виде 5 основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности:

1) социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем, а именно:

а) отношения, связанные с продолжением рода, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе

б) человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т.п.)

в) опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами)

2) экономическая система совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта

а) отношения собственности

б) отношения производства материальных и нематериальных благ

в) отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта

3) политическая система - целостные саморегулирующиеся элементы (организации) — государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации

а) отношения по поводу власти

б) политические отношения, охватывающие проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, проблемы свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др.

4) духовно-культурная система - отношения между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения

а) отношения, связанные с образованием

б) отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии

5) информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через СМИ. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

Формирование гражданского общества обычно связывают с созданием правового государства.Первое служит предпосылкой второго. Вместе с тем формирование гражданского общества и правового государства происходит одновременно,поскольку оба института обусловлены единствоминтересов и единой целью - человек с его потребностями и интересами, обеспечение его экономической, политической, социальной и личной безопасности.

Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом и укладом самой жизни. В процессе общения и реализации естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность выкристаллизовывались нормы естественного права. Оно служило основным и непосредственным регулятором отношений между индивидом и обществом и до определенного момента удачно гармонизировало их.

Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву.

Философское обоснование учения о правовом государстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Для Гегеля государство было то же самое, что и право ("наличное бытие свободной воли"), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т.е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы.

Словосочетание "правовое государство" впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера (1813) и И. X. Фрайхера фон Аретина (1824). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством. Правовое государство - результат развития гражданского общества и условие его дальнейшего совершенствования.

Наши рекомендации