Какая музыка интересует известного кинорежиссера?
(МК в Коми, 23.04.02)
Андрей Кончаловский – герой данного интервью, знаменитый режиссер, человек, старше интервьюера на несколько десятков лет. Эти факторы определяют поведение журналиста – сдержанный тон, использование подготовленных вопросов, вопросов-комплиментов. Это, в свою очередь, определяет выбор свободной композиции беседы.
В отличие от предыдущей беседы, интервью с Владимиром Фонаревым (ди-джеем Фонарем) ведется в форме импровизированной беседы:
- Фонарь, поздравляем: наконец-то твоя гастрольная география расширилась и до Сыктывкара.
- Да, я, честно говоря, здесь ни разу не был, но мне очень приятно. Я на прошлой неделе играл в Ухте – там очень гостеприимные ребята. Сегодня мы вместе в большой компании здесь, в клубе «Релакс». Я рад, что моя работа позволяет мне путешествовать, знакомиться с людьми и видеть разные города.
- Несколько часов назад здесь, в СКЦ, выступала группа «Динамит»…
- Да, я знаю, мы вместе прилетели на самолете. Довольно-таки неплохо с ними знаком.
Перспективные ребята на твой взгляд?
(МК в Коми, 23.05.02)
При помощи вопросов, возникающих по ходу беседы, создается иллюзия живой беседы.
Встречаются интервью, в которых участвуют сразу несколько человек. Например, интервью с группой «Динамит». В таких случаях реплики героев маркируются именем и фамилией говорящего, а в дальнейшем – инициалами:
-Юрий Шамильевич, вы не первый раз в нашей республике. Это правда, что вы отбывали наказание под Печорой за валютные махинации?
Юрий Айзеншпис:- Не за валютные махинации, а за нарушение правил валютных махинаций. <…>
Говорят, вы очень неуравновешенный человек и иногда можете наградить своего оппонента в лучшем случае крепким словцом, в худшем – устроить ему публичный скандал. Я слышала историю, как вы несколько лет назад ходили с Сашей в ресторан, где устроили ругань, потому что вам не оставили лучшего столика. Вы действительно такой сложный, неуравновешенный человек?
Ю.А. – Видите, я даже удивился. Это неправда. Разве я похож на такого человека, который может?..
Леонид Нерушенко: - Ударить охранника!
Илья Зудин: - Врут.
(МК в Коми, 09.05.02)
Такие беседы, как правило, очень динамичны (каждый из участников торопится высказаться) и ведутся в непринужденной обстановке.
Как показал анализ, стилистика портретных интервью, которые являются ведущим типом интервью в региональном приложении МК в Коми, отвечает требованиям «желтой» прессы. Журналист выбирает такое речевое поведение, которое в дальнейшем определит композицию беседы. Выбор речевого поведения, в свою очередь, зависит от социального статуса интервьюируемого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жанровые модели газет «качественной» и «желтой» прессы различны и определяются выбором жанров и их типов, особенностями проявления авторского «я» и средств выражения.
Каждой газете свойственен определенный тип интервью: газете «Труд» – проблемное интервью с логической схемой «дело и человек в деле», газетам «Труд-7», «Московский Комсомолец», «Московский Комсомолец в Коми» – портретное интервью, в смысловом центре которого стоит личность интервьюируемого.
Для проблемного интервью, ведущего типа этого жанра в «Труде», характерны свободная композиция, при которой вопросно-ответные единства самостоятельны по отношению друг к другу, и нормированность языка как интервьюера, так и интервьюируемого.
Портретные интервью газет «Труд-7», «Московский Комсомолец», «Московский Комсомолец в Коми» обладают сходными чертами, обусловленными стремлением журналиста создать иллюзию живого общения со «звездой», например, обязательными элементами интервью подобного типа являются разговорная лексика и синтаксис, наличие различного рода повторов, вопросов-переспросов, перебивов.
Композиционной особенностью интервью «Труда-7» и «Московского Комсомольца» можно назвать такой принцип сочетания реплик, при котором вопросно-ответные единства зависят друг от друга и образуют композицию импровизированной беседы. В приложении «Московский Комсомолец в Коми» композиция интервью и речевое поведение журналиста непосредственно обусловлены социальным статусом собеседника. Так, с Андреем Кончаловским журналист ведет себя предельно вежливо, использует стандартные фигуры вежливости, местоимение «Вы» и полное имя интервьюируемого, вопросы журналиста, как правило, подготовлены, лаконичны и стилистически нейтральны.
Рассмотренные признаки (тип интервью, речевой портрет интервьюера, виды вопросов, типы сцепления реплик) в совокупности дают представление об интервью в целом, которое в свою очередь определяет жанровую модель газеты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971.
2. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
4. Русский язык: Энциклопедия. М., 1997.
5. Словарь русского языка: В 4-х т. М., 1987
6. Словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т. М.-Л., 1984-1965.
7. THE ADVANCED LEARNER'S DICTIONARY OF CURRENT
ENGLISH (Толковый словарь английского языка)/ Под ред. А.Хорнби.
Ставрополь, 1992.
8. Басовская Е.Н. Лексико-семантический анализ текста как средство изучения языковой личности//Журналистика и культура русской речи. Вып.8. М.,1999.С.23-33.
9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
10. Бовин А. Профессия журналист//Журналист. 2001.№3.С.45-48.
11. Бойкова Н.Г., Коньков В.И., Попова Т.И.Устная речь. Л.,1988.
12. Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. М.,1978.
13. Вартанов А.Горячие пирожки//Журналист. 1997.№9.С.27-30.
14. Винокур Т.Г.Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.,1993.
15. Ворошилов В.В.Журналистика. СПб.,2000.
16. Гальперин И.Р.Текст как объект лингвистического исследования. М.,1981.
17. Голанова Е.И. О современном публичном диалоге//Поэтика: Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. М., 1996. С. 142-150
18. Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью)//Русский язык сегодня. М.,2000. С. 251-259.
19. Голанова Е.И. Устный публичный диалог: жанр интервью//Русский язык конца XX столетия. М.,2000. С. 427-453.
20. Голанова Е.И.Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности//Русский язык: исторические судьбы и современность. М.,2001. С. 251.
21. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001.
22. Гусельникова Н.В. «С улыбкой обо всем» - хорошо, но без ошибок – лучше (обзор материалов «МК»)//Журналистика и культура речи. Вып.2.М.,1997. С.78-93.
23. Дмуховский М.Б. Делал ли писатель Вайнер обрезание, или Чего не хватает нашей бульварной прессе// Журналист. 1998 №11-12.С.24-28.
24. Еремина Л.И. Диалогизация как способ построения публицистического текста//Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. М., 1987. С.166-196.
25. Жанры советской газеты. М., 1972.
26. Журавлев А.Ф. Опыт квантитативно-типологического исследования разновидностей устной речи//Разновидности городской устной речи. М., 1988. С.141-150.
27. Журналистика – ХХ век: Эволюция и проблемы. Тезисы международной научно-практической конференции 24-25 апреля 1996 г. СПб., 1996.С.125-126.
28. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.,1987.
29. Казаринова Н.В. Деловая беседа//Русский язык и культура речи. М., 2000. С.152-163.
30. Каминская Т.Л. Сообщение информации в интервью посредством вопроса//Средства массовой информации в современном мире. СПб.,1999. С. 162-163.
31. Капанадзе Л. К. Структура и тенденция развития электронных жанров. Жизнь языка. Сборник к 80-летию М. В. Панова. М., 2001. С.246-255.
32. Ким М.Н. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения. СПб,1999.
33. Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. М., 1997.
34. Костомаров В.Г.Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М.,1994.
35. Красильникова Е.В. О соотношении монолога и диалога//Поэтика: Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. М., 1996. С. 138-142.
36. Кузнецова А.И. Осторожно: «звезды»!//Журналист.2000. №5. С.56-58.
37. Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.
38. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987.
39. Маркелов П.О языке «желтой» прессы (студенты наблюдают и оценивают)//Журналистика и культура русской речи. Вып.3.М., 1997. С.21-27.
40. Муратов А. Задай вопрос, и я скажу тебе, кто ты (незабываемые правила для интервьюера)//Профессия журналист.2000.№9.С.22.
41. Основы творческой деятельности журналиста. CПб, 2000.
42. Плешаков Л. Интервью: проход по минному полю//Профессия журналист. 2001.№3.С.45-48.
43. Попов Д.Б., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977.
44. Попова Т.И. Телеинтервью в дискурсе экзистенциональных ценностей//Русский язык: исторические судьбы и современность. М.,2001. С.25.
45. Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности//Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2001. С. 251.
46. Русский язык и культура речи. М., 2000.
47. Савчук С.О. Об эволюции в системе жанров современной русской газеты//Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2001. С. 266-267.
48. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. М., 1996.
49. Солганик Г.Я. Лексика газеты. Функциональный аспект.- М., 1981.
50. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990.
51. Тертычный А.А. Гипотеза – обманчивый союзник //Журналист. 2001. № 4. С.72-74.
52. Толстой И.В., Светана С.В. Семантико-стилистический аспект публицистического текста //Журналистика и культура русской речи. Вып.3.М.,1997.С.30-41
53. Флоря А.В., Липатова Е.Г. Некоторые типичные черты современной публицистики//Материалы ХХХ межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Вып.24. Стилистика. Функциональные разновидности русского языка. СПб., 2001. С.40-44.
54. Шаронов Н.А. О допустимой резкости в русских стратегиях ведения диалога //Фразеология в контексте культуры. М., 1999. С.58-62.
55. Ширяев Е.Н. Что такое разговорный диалог? //Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2001.
56. Шмелёв Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977.
57. Шмелёва Т.В. Кодекс речевого поведения //Русский язык за рубежом. М.,1983.№1. С.10-13.
58. Шостак М.И. Журналист и его произведение. М.,1998.
59. Штатная Е.И. К вопросу о роли заголовочного комплекса в реализации коммуникативной интенции текста//Прагматика и типология коммуникативных единиц языка. Днепропетровск, 1989. С. 96-100.
60. Щерба Л.В. О монологической и диалогической речи//Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 115-116.
61. Якубинский Л.П. О диалогической речи//Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986. С. 17-58.
[1] Попов Д.Б., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977. С. 16.
[2] Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.
[3] Там же. С. 59.
[4] Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. М., 1978.
[5] Там же. С. 19.
[6] Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1986. С. 216.
[7] THE ADVANCED LEARNER'S DICTIONARY OF CURRENT ENGLISH (Толковый словарь английского языка)/ Под ред. А.Хорнби. Ставрополь, 1992. С. 157.
[8] Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998.
[9] Ким М.Н. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения. СПб, 1999.
[10] Толковый словарь русского языка: В 4-х т. /Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1994.-Т.1.-Стб.1216; Словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т. М.,1948-1965.-Т.5.Стб.393; Словарь русского языка: В 4-х т. М.,1985.-С.672.
[11] Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001. С. 218.
[12] Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью)//Русский язык сегодня. М.,2000.-С. 259.
[13] Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971. С. 265; Грабельников А.А. Указ. Соч., С. 213.
[14] Основы творческой деятельности журналиста. CПб, 2000. С. 126-129.
[15] Основы творческой деятельности журналиста. С. 129.
[16] Савчук С.О. Об эволюции в системе жанров современной русской газеты//Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2001. С. 267.
[17] Там же. С. 267.
[18] Там же. С. 267.
[19] Якубинский Л.П. О диалогической речи//Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986. С.17-58.
[20] Щерба Л.В. Современный русский литературный язык//Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 115-116.
[21] Винокур Т.Г. Диалогическая речь//Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 135; Монологическая речь//Там же. С. 310; Русский язык: Энциклопедия. М., 1997. С. 119.
[22] Красильникова Е.В. О соотношении монолога и диалога//Поэтика: Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. М., 1996. С. 138-142.
[23] Ширяев Е.Н. Что такое разговорный диалог?//Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2001. С. 274.
[24] Щерба Л.В. Указ. соч. С. 115.
[25] Русская грамматика: В 2-х т. М., 1980. Т.2. С.84.
[26] Ширяев Е.Н. Что такое разговорный диалог? С. 274.
[27] Еремина Л.И. Диалогизация как способ построения публицистического текста//Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. М., 1987. С. 172.
[28] Ширяев Е.Н. Что такое разговорный диалог? С. 274.
[29] Журавлев А.Ф. Опыт квантитативно-типологического исследования разновидностей устной речи//Разновидности городской устной речи. М., 1988. С. 89; Красильникова Е.В. О соотношении монолога и диалога. С. 140.
[30] Якубинский Л.П. Указ. соч., С. 33; Красильникова Е.В. О соотношении монолога и диалога. С. 140.
[31] Еремина Л.И. Диалогизация как способ построения публицистического текста. С. 197.
[32] Красильникова Е.В. О соотношении монолога и диалога. С. 140.
[33] Голанова Е.И. О современном публичном диалоге//Поэтика: Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. М., 1996. С. 142-150; Голанова Е.И. Устный публичный диалог: жанр интервью//Русский язык конца XX столетия. М., 2000. С.427-453; Голанова Е.И. Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности//Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2001. С.251.
[34] Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня… С. 254.
[35] Савчук С. О. Об эволюции в системе жанров современной русской газеты. С. 267.
[36] Вакуров В.Н. и др. Стилистика газетных жанров. СПб., 1997. С. 12.
[37] Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. М., 1997. С. 11-12.
[38] Голанова Е.И. О современном публичном диалоге. С. 144.
[39] Там же. С. 144-145.
[40] Голанова Е.И.. Публичный диалог: коммуникативный узус… С. 251.
[41] Штатная Е.И. К вопросу о роли заголовочного комплекса в реализации коммуникативной интенции текста//Прагматика и типология коммуникативных единиц языка. Днепропетровск, 1989. С. 98.
[42] Шостак М.И. Журналист и его произведение. С. 58.
[43] Там же. С. 56-60.
[44] Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987.
[45] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 185.
[46] Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. С. 53.
[47] Там же. С. 54.
[48] Голанова Е.И. Устный публичный диалог… С. 430.
[49] Там же. С. 430.
[50] Ср.: книга «Вопрос + ответ =интервью» Урмаса Отта.
[51] Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. С. 56.
[52] Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. С. 58.
[53] Там же. С. 59.
[54] Казаринова Н.В. Деловая беседа//Русский язык и культура речи. М., 2000. С. 154-158.
[55] Каминская Т.Л. Сообщение информации в интервью посредством вопроса//Средства массовой информации в современном мире. СПб.,1999. С. 162-163.
[56] Там же. С. 163.
[57] Там же. С. 163.
[58] Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971. С. 265.
[59] Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2000. С. 67-68.
[60] Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2001. С. 145.
[61] Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990. С. 51.
[62] Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. С. 57.
[63] Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. С. 219.
[64] Там же. С. 219.
[65] Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. С. 219.
[66] Вакуров В.Н. и др. Стилистика газетных жанров. С. 50; Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. С. 219.
[67] Грабельникова А.А. Работа журналиста в прессе. С. 36.
[68] Цитата взята с официального сайта газеты «Труд» в Интернете (www.trud.ru).
[69] Журналистика – ХХ век: Эволюция и проблемы. Тезисы международной научно-практической конференции 24-25 апреля 1996 г. СПб., 1996.С.125-126; Дмуховский М. Делал ли писатель Вайнер обрезание, или Чего не хватает нашей бульварной прессе// Журналист. 1998 №11-12.С.24-28.
[70] Журналистика – ХХ век: Эволюция и проблемы. Тезисы международной научно-практической конференции 24-25 апреля 1996 г. СПб., 1996.С.125.
[71] Дмуховский М.Б. Делал ли писатель Вайнер обрезание, или Чего не хватает нашей бульварной прессе. С.24-28.
[72] Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. С. 3.
[73] Словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т. М.-Л.,1948-1965. Т.3. Стб.247.
[74] Там же. Стб. 245.
[75] Еремина Л.И. Диалогизация как способ построения публицистического текста. С. 168.
[76]Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров.С.59.