Вопрос 1. человек, индивид, личность

ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.

ГОСУДАРСТВО, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.

БИЛЕТ № 2

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ.

БИЛЕТ № 3

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ПРАВО, ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

БИЛЕТ № 4

ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЕЕ ВИДЫ.

БИЛЕТ № 5

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА.

КОНСТИТУЦИЯ РФ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ.

БИЛЕТ № 6

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

БИЛЕТ № 7

ОБЩЕНИЕ. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

БИЛЕТ № 8

МАЛАЯ ГРУППА. ЧЕЛОВЕК В ГРУППЕ.

РЕЛИГИЯ, АТЕИЗМ И СВОБОДА СОВЕСТИ.

БИЛЕТ № 9

ОБЩЕСТВО. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

БИЛЕТ № 10

ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

БИЛЕТ № 11

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ГРАЖДАНИН. УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

БИЛЕТ № 12

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА.

БИЛЕТ № 13

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ МОРАЛИ. «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ».

БИЛЕТ № 14

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

СЕМЬЯ. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БРАКА.

БИЛЕТ № 15

ПОЛИТИКА, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

ДОБРО И ЗЛО - ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКИ. МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР.

БИЛЕТ № 16

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ. МНОГОПАРТИЙНОСТЬ.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА.

БИЛЕТ № 17

СОБСТВЕННОСТЬ, ЕЕ ФОРМЫ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ.

БИЛЕТ № 18

ПРАВА РЕБЕНКА.

ТРУД. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

БИЛЕТ № 19

ФЕДЕРАЦИЯ, ЕЕ СУБЪЕКТЫ.

2. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ГАРАНТИИ.

БИЛЕТ № 20

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТИ В РФ.

БИЛЕТ № 1

ВОПРОС 1. ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.

Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.

Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).

Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь.

§ Личность - это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

§ Личность - это роли и функции, выполняемые человеком в обществе.

§ Личность - это человек, который проявляет активную жизненную позицию, несёт ответственность за свой выбор и свою деятельность

Личность — социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика.

Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, ре-ализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.

Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и постоянные во времени и ситуации, отличающие одного индивида от другого.

Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.

Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет.

Не является личностью человек, сошедший с ума.

Не является личностью младенец. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но не обладает чувством социальной ответственности.

Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.

Самосознание — осознание человеком своего отличия от других людей и мира вообще, осознание своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

С. Л. Рубинштейн

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Переломный момент в осознании своего «Я» наступает примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения.

Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

§ Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

§ К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

§ К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

§ Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

§ Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

§ Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

§ Оценка результатов своей деятельности.

Функции самосознания.

§ Самопознание — получение информации о себе.

§ Эмоционально-ценностное отношение к себе.

§ Саморегуляция поведения.

Чтобы стать личностью, индивид должен усвоить накопленный поколениями людей социальный опыт, аккумулированный в навыках, умениях, привычках , традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п.

Этот процесс называется социализация. Она осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д.

Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр.

В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.

Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации.

Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.

Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий.

Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).

Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).

Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности

(А.В. Петровский).

Личность - человек как носитель сознания

К.К. Платонов)

Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных

отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое. (Б.Д. Парыгин)

Все особенности и черты личности можно распределить на 4 группы ( 4 стороны):

1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

4. Биологические особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом.

Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение внимания человека на самого себя и результаты собственной деятельности, способность критически переосмысливать свои поступки.

ВОПРОС 2.

Наши рекомендации