Роль и значение образования в развитии общества и личности
Человека как индивид, как социально активную личность создают, формируют образование и воспитание. Этимология, изначальный смысл слова "образование" восходит к латинскому слову "ейисаге" — в буквальном смысле "вытягивать", "выращивать". В слове же "воспитать" основную силовую нагрузку несет на себе корень "питать". Его синоним — "кормить", а отсюда и слово "вскармливать".
Образование является важнейшим основанием и свидетельством уровня развития экономики, политики, духовности, культуры, нравственности как наиболее общий, интегральный показатель развития любого общества. Не зря говорят: каков уровень образования, такова и страна, ее граждане.
Понятие "образование" философия определяет как "общий духовный процесс формирования человека и результата этого процесса — духовного облика человека" [7, 311].
Такое определение образования весьма широко и объемно; оно является методологической основой для рассмотрения, изучения и анализа этого понятия другими науками. Это, в частности, отмечают Н. П. Лукашевич и В. Т. Солодков, наиболее фундаментально рассмотревшие существо образования сквозь призму социологии [8].
Роль и значение образования осознается прежде всего как непременный фактор прогрессивного развития как отдельного человека, так и человечества вообще. Так, в "Программе действий", принятой в 1994 г. на Международной конференции по проблемам народонаселения и развития в Каире (Египет), значится: "Образование — ключевой фактор стабильного развития: оно одновременно является составляющей благосостояния и фактором создания благосостояния, посредством его связей как с экономическими, так и социальными факторами. Образование — это также инструмент, который дает личности, стремящейся к этому, возможность доступа к знаниям, которые помогают ориентироваться в сегодняшнем сложном мире" [10, 118].
Существенное значение имеет определение и уяснение образования как целостной социальной системы. Без этого нельзя понять его сущность, роль и предназначение.
Образование, как следует из ранее сказанного, является специфическим видом практической и познавательной деятельности человека, требующей определенных усилий, в том числе и физических. В этом плане система образования может и должна рассматриваться с гносеологической (теоретико-познавательной) точки зрения. Само по себе образование возникает тогда, когда возникает общество с такими его основными признаками, как мышление, труд, язык, речевое общение. В этом смысле образование является собственно человеческой деятельностью.
Образование есть также не что иное, как система определенных, тесно взаимосвязанных между собой учреждений и организаций. От школы до академий и других учебных заведений эти учреждения выполняют (только на разных уровнях и различной степени сложности) функции обучения, просвещения, воспитания, формирования личности, ее всестороннего развития.
С получением фундаментального образования человек становится личностью, т. е. рассматривается уже как общественное существо, характеризуемое включением его во многие сферы жизнедеятельности, имеющее значительные социальные контакты и связи.
Общий для цивилизованного мира закон приоритетности образования, обеспечивающий дорогу к свободе личности, ее высокому интеллектуальному и культурному развитию, профессиональной подготовке и одновременно экономическому процветанию и культурному прогрессу общества, ощутимо заявил о себе именно во второй половине XX века. Наряду с выдающимися достижениями человечества в самых разных областях знаний, науки, техники, искусства обнаружилась и некая ограниченность человеческого познания.
Вторая половина XX века наглядно подтвердила, что достичь культурного, технического и технологического прогресса можно только на пути приоритетного развития образования.
Кризис образования в большинстве ведущих стран мира ощутимо дал о себе знать в 90-х годах. Но кризис кризису рознь. Если в странах с низкими экономическими показателями кризис образования обнаружил себя в связи с материальными основами образования, то в экономически высокоразвитых странах он связан с поиском новых подходов к определению содержания образования и методов обучения.
Обычно среди основных проблем образования чаще всего называют финансовую и проблему качества образования. Как бы ни была важна (особенно для Украины и других посткоммунистических, постсоциалистических стран) финансовая проблема, важнейшей была и остается все же проблема содержания образования. Она не может быть решена только за счет увеличения финансирования. Нужно другое — перестройка подходов к образованию, методов обучения и научения. К примеру, США тратят на образование больше, чем любая из стран мира, а в то же время тестирование школьников разных стран по естественнонаучным дисциплинам и математике показывает, что среди изучаемых стран США находится в числе наихудших.
Среди прочих проблем для многих стран (прежде всего, возник ших на пространстве бывшего СССР) можно выделить также про блему "утечки мозгов" — эмиграции высокообразованных, профес сиональных специалистов в другие страны. За последние семь лет Россию, например, покинули 80% математиков и 50% физиков-тео ретиков высшей квалификации [5, 17]. Не лучше обстоят дела и в Украине. «,^'**( *"•< |--с <4> **• '» - .ч» < ч
В странах так называемого "переходного периода", к которым относится и Украина, система образования по многим параметрам отстает от европейских и других стран.
Несовместимость образовательной системы Украины, Российской Федерации, Республики Беларусь и других постсоветских стран с мировой обусловлена, к примеру, количеством студентов на одного преподавателя. В развитых странах сегодня на одного преподавателя приходится от 25 до 30 студентов, а в Украине — 7. Если, по данным ЮНЕСКО, в России сегодня должно было бы быть около 8 млн студентов, то их всего 2,8 млн. В США, для сравнения, на сегодняшний день 14 млн студентов.
Понятно, что количество студентов — не самоцель. Важно количество будущих специалистов, их способность обеспечить прогрессивное развитие своих стран.
В любой стране необходимым условием подготовки человека к жизни является многоуровневая система образования. Так, в современной Украине сегодня функционируют около 47,5 тыс. учебных заведений, в которых обучаются 12309,2 тыс. юных граждан — детей, подростков, молодежи. В системе образования нашей страны действуют свыше 21 тыс. дошкольных учебных заведений, в которых воспитываются около 2 млн детей; более 21 тыс. средних учебных заведений (школ, гимназий, лицеев, учебно-воспитательных комплексов); 1156 профтехучилищ; 790 высших учебных заведений [12, 23—30].
Наиболее широкой и развернутой является в Украине система высшего образования, включающая 165 университетов, академий и институтов; 746 училищ, техникумов, колледжей; 546 заведений пос-ледипломного образования государственной формы собственности и 129 высших учебных заведений, которые основаны на других формах собственности. В Украине ныне более 1,5 млн студентов, 14 тыс. аспирантов и докторантов, 78 тыс. преподавателей учебных заведений III—IV уровней аккредитации, среди которых 57% имеют ученые степени и звания, еще 51 тыс. преподают в техникумах и колледжах.
Вопросы реформирования и дальнейшего развития образования в Украине фундаментально проработаны такими известными учеными-практиками, как В. Андрюшенко, А. Киричук, П. Кононенко, В. Кремень, Н. Михальченко, Н. Стельмахович и многими другими.
Это реформирование должно осуществляться не на пустом месте, а с учетом богатейшего научно-педагогического опыта, творчес-
кОго наследия, оставленного нам выдающимися украинскими педагогами прошлых лет. Бесценными в этом плане являются (и не только дЛЯ украинских исследователей) труды К. Ушинского "О народности в гражданском воспитании", Г. Ващенко "Воспитательный идеал", В. Сухомлинского "Рождение гражданина", работы других ученых и педагогов.
Существенное значение имеет рейтинг образования в системе ценностей граждан, и особенно молодежи. Различные социологические экспертные исследования свидетельствуют, что образование входит в десятку ценностей, наиболее важных для молодежи. Другое дело, что только каждый третий молодой человек (до 25 лет) считает сферу образования приоритетной. Это объясняется достаточно низким престижем образования, отсутствием необходимой связи между образованием человека и характером его труда. Так, с условием образования связывают возможность повышения своей квалификации лишь 25%, а повышение по службе — всего 10% из числа опрошенных молодых людей [11].
К трем основным проблемам образования в Украине можно отнести следующие.
1. Существенное падение уровня профессионального образования, связанное со снижением престижа учебы. Оно постепенно ведет к снижению общеобразовательного уровня населения вообще. Понятно, что, кроме снижения профессионально-квалификационного уровня занятых в народном хозяйстве, это оказывает негативное влияние на общественную мораль.
2. Ухудшение условий учебно-воспитательного процесса. Происходит сокращение строительства учебных заведений, разрушение их материально-технической базы, ухудшение технического оснащения, питания, бытовых условий школьников, учащихся, студентов. Основная причина такого состояния — крайне недостаточное финансовое обеспечение образования. Эта проблема возникла в Украине не сегодня. Ее истоки следует искать еще в бывшем СССР 50—60-х годов. Так, удельный вес финансовых затрат на образование в СССР с Ю% в 1950 г. снизился до 7% в 1988 г. Для сравнения: в США в эти же годы затраты на образование возросли с 4 до 12%.
В современной же Украине положение с финансированием обра зования еще хуже. Из национального дохода на его нужды выделя ется всего 4—5%, тогда как законодательно в свое время был опре делен показатель 10%. ,
3. Ухудшение качества профессиональной деятельности учителей, профессорско-преподавательского состава. Наряду с проблемой оплаты их труда в последние годы появились проблемы падения престижа учебы и образования, вследствие чего наблюдается снижение социального статуса учителя, преподавателя.
Если тезисно обозначить основные меры, принятые в Украине за последние годы в целях реформирования образования, их можно свести к трем составляющим:
а) создание и совершенствование законодательной и нормативной базы, обусловливающей функционирование и дальнейшее совершенствование системы образования. Здесь речь идет о принятии в новой редакции Закона Украины "Об образовании", специальных Указов Президента Украины, решений Кабинета Министров Украины. Так, в целях реформирования образования адекватно государственным, общественным потребностям граждан Кабинет Министров Украины в последнее время принял следующие специальные постановления: "Об утверждении перечня образовательных платных услуг, которые будут предоставляться государственными учебными заведениями"; "Об изменениях в стипендиальном обеспечении студентов, учащихся и слушателей учебных заведений"; "Об упорядочении выплаты стипендий аспирантам, а также стипендий Президента Украины, именных стипендий студентам, учащимся учебных заведений и аспирантам". При этом принималось во внимание то, что реформа образования в Украине должна преследовать цель создания многоуровневой системы приобретения знаний, специальностей, профессий;
б) разработка и принятие нормативных документов, регламентирующих деятельность высших учебных заведений, условия приема студентов, порядок лицензирования и аккредитации учебных заведений, организацию учебного и воспитательного процессов, прием на работу и увольнение преподавателей, руководителей учебных заведений и т. п.;
в) определение принципиальных подходов к разработке региональных программ развития образования в Украине, совершенствование структуры подготовки специалистов.
Возрождение и создание национальной системы образования в суверенной Украине — процесс многоплановый и достаточно сложный. Одной из его составляющих является "Государственная национальная программа "Образование" (Украина XXI век)". Данная про-
грамма готовилась и принималась с большими надеждами на поло-^ительные сдвиги в образовательной системе, которые фактически не оправдались [14, 9].
С учетом тенденций мирового экономического развития в Украине была пересмотрена и упрощена структура образовательно-квалификационных уровней, разработан и введен в действие новый перечень специальностей. Сегодня в учебных заведениях по 518 специальностям проводится подготовка младших специалистов, по 71 — бакалавров, по 494 — специалистов.
Кроме того, в Украине еще предстоит принципиально улучшить руководство учебными заведениями различного уровня. Сегодня из 782 техникумов 727 подчинены 25 министерствам и ведомствам. Высшие учебные заведения также подчинены приблизительно 30 министерствам и ведомствам. Еще больше "хозяев" у профтехучилищ.
О проблеме финансирования образования в Украине следует вести речь отдельно с позиций специальной стратегии, а не просто констатации факта. Суть ее в том, что еще в 1982 г. Украина тратила на образование 7,8% валового внутреннего продукта, что было одним из наибольших показателей в мире среди стран аналогичного уровня развития (в европейских странах этот показатель в среднем равнялся 5,5%, в развитых странах — 5,8, в развивающихся — 3,8%).
С провозглашением независимости в соответствии с Законом Украины "Об образовании" минимальные средства на развитие образования должны были составлять 10% ВВП. Такой процент финансирования оказался не только нереальным, но и вряд ли необходимым, учитывая экономические потребности страны.
Скорее всего, для улучшения экономической поддержки образования в Украине необходимо менять стратегию таковой. Так, из государственного бюджета от общей суммы финансирования на образование идет 28—30%, из местных бюджетов (областных, городских, районных, сельских) — приблизительно 55—57, за счет предприятий и организаций — не более 15%. Другие источники финансирования образования в Украине, в том числе внешние инвестиции, кредиты, частное образование и т. п., пока дают крайне мало средств, необходимых для результативного функционирования системы образования в целом.
Хотя система образования в Украине имеет богатейший опыт, историю, традиции, выжить она может только при условии развития и совершенствования (причем не ради совершенствования, а адекватно новым потребностям личности и общества).
Характеризуя особенности реформы образования в Украине, бывший министр образования М. Згуровский отмечал, что основной ее целью является "обеспечение современных требований общества в подготовке и переподготовке кадров при имеющихся бюджетных средствах, но сохраняя основные качественные характеристики системы образования на уровне цивилизованных стран" [13, 7].
Это значит, что реформа образования в Украине не должна допустить уменьшения количества учащихся, студентов, обеспечив стандарты качества во всех звеньях образования и их соответствие нормам цивилизованных стран мира. Речь идет о содержании и сроках обучения.
Можно вести также речь о структурном реформировании образования в Украине, которое предусматривает решение трех основных взаимосвязанных задач: усовершенствование структуры учебных заведений; принципиальное изменение структуры подготовки специалистов; пересмотр направлений, специальностей и уровней образовательно-профессиональных программ; установление четких принципов формирования госзаказа на подготовку специалистов и ее финансирование.
Реформа образования в современной Украине предполагает как обязательное условие трансформацию гуманитарного образования. Поскольку обучение и воспитание — процессы тесно взаимосвязанные, роль гуманитарных дисциплин в становлении личности трудно переоценить. Как подчеркивает известный украинский философ В. П. Андрушенко, необходимо "переосмысление методологии социального познания и, соответственно, трансформация всей системы гуманитарного образования" [2, 7].
При этом такое переосмысление необходимо осуществить, по мнению В. П. Андрушенко, не отрицая ни марксизма, ни других ранее существовавших идей, идеологий, течений, а учитывая их наряду с идеологическими, гуманитарными наработками современников, в том числе и зарубежных.
Такая необходимость изменения акцентов в сфере гуманитарного образования назревала давно. Ранее существовавшая система образования и воспитания имела весьма жесткую, идеологи-
пески однозначно выверенную модель человека, которого должна была научить и воспитать. И не каждого конкретного в отдельности, преследовалась цель повысить культурный уровень всех, нивелируя личностный аспект.
Ныне же объективно возникла необходимость сформировать такую систему образования и воспитания, которая бы при сохранении высокого уровня образовательной и культурной подготовки практически всех граждан давала возможность каждому человеку иметь максимально ярко выраженные личностные характеристики.
Сформулированная выше задача крайне осложнена отсутствием завершенной философии образования, воспитания, культурного развития человека в посткоммунистическом обществе. Украинскому обществу еще предстоит четко определиться относительно общественного идеала и тех культурных норм, которые не только являются осознанными человеком и желательными для него, но и предоставляют ему самые широкие возможности жизненного творческого выбора.
В последние годы во многих постсоветских странах — бывших республиках СССР, странах социалистического лагеря — наряду с государственными системами обучения, образования, профессиональной подготовки формируются и негосударственные. Последние работают в условиях не просто усиливающейся конкуренции, но даже определенной неприязни со стороны государственных учебных заведений. Дает о себе знать также социально-экономическая ситуация, отсутствие элементарной привычки к платному обучению и проф-техподготовке, ущемленное чувство социальной справедливости отдельных граждан, необоснованно считающих, что существует образование для бедных и богатых. Между тем во многих странах существуют самые различные формы и виды образования, подготовки к профессиональной деятельности, в том числе и платные.
Кроме того, практика даже немноголетней деятельности таких негосударственных учебных заведений, как Межрегиональная Академия управления персоналом (МАУП), Институт экономики, управления и хозяйственного права и других, наглядно подтверждает, что у них есть все основания для дальнейшей плодотворной работы, наращивания своего потенциала. Не зря МАУП в 1999 г. была признана лучшим негосударственным вузом Украины.
В отличие от государственных учебных заведений, негосударственным предстоит отработать новые методики не только учебной, но и
внеучебной работы, социализации личности будущего специалиста. Возможно, спорным, но заслуживающим внимания, является замечание И. Ильинского, директора Института молодежи (г. Москва), который пишет: "Нельзя не понимать и то, что оплатой за обучение своих детей часть родителей откупаются за собственные упущения в их воспитании, более того, резервируют тем самым право не заниматься их развитием и судьбой и в дальнейшем" [4, 21]. Здравый смысл в этом высказывании, безусловно, есть.
И все же, акцентируя внимание на том, что государство в любых условиях должно обязательно дать всем за свой счет определенный уровень образования (государственный компонент), еще раз отметим, что одновременно для тех, кто хочет и может, оно должно создать условия платного образования.
В ситуации нестабильного, экономически слабого общества, каким является не только Украина, но и многие посткоммунистические страны, одним из вернейших путей поддержки молодежи есть различные формы кредитования, в том числе на цели образования, приобретения молодежью профессии.