Формы и методы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами.

К правовым формам относятся:

1) правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

К организационным формамотносятся:

1) организационно-регламентирующая- текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

2) организационно-хозяйственная - оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

3) организационно-идеологическая- повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

Правовые методы осуществления государственной власти представляют собой правомерные приемы, способы, средства, используемые государством с целью решения публичных задач и функций.

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции.

В литературе выделяют следующие признаки методов осуществления государственной власти: 1) они представляют собой совокупность способов, приемов, средств реализации государственной власти; 2) они осуществляются государственными органами и служащими в процессе властной государственной деятельности; 3) всегда сопровождаются реализацией компетенции, то есть властных полномочий по определенным предметам ведения; 4) раскрывают как, каким образом государство в лице компетентных органов реализует общенациональные интересы (т.н. «общее благо»), решает публичные задачи и функции; 5) всегда должны иметь правовой характер, то есть соответствовать букве и духу закона. Применяются на основе и во исполнение закона при безусловном соблюдении международных стандартов в области прав человека; 6) характеризуются стадийностью - последовательным применением формализованных управленческих стадий и процедур; 7) имеют своим адресатом определенный объект управления – физическое лицо, организацию или территориальное образование.

Методы осуществления государственной власти можно классифицировать по различным основаниям: 1) по характеру нормативных предписаний - дозволение, запрет, обязывание; 2) по характеру воздействия - императивные и диспозитивные; 3) по механизму воздействия - прямые (административно-командные) и косвенные (стимулирующие); 4) по интенсивности воздействия - регулирование (определение общей политики), общее руководство (реализация определенной политики), непосредственное управление (прямое и систематическое управленческое воздействие); 5) по юридической форме - правовые (юридически оформленные и влекущие правовые последствия) и организационные; 6) по системе подчиненности - субординация, координация, реординация; 7) по сфере применения - общие и специальные.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция перехода от командных методов прямого, директивного управления к методам косвенного, стимулирующего регулирования.

По способу подчинения воли подвластного воле властвующего методы государственного управления делятся на убеждение и принуждение.

Убеждение определяется в литературе как стимулирующее воздействие с целью побуждения лица к добровольному совершению правомерных действий, в которых заинтересовано государство. Главное в убеждении - добровольность совершения действий. При этом подвластный всегда обладает определенной свободой выбора. Задача государства – заинтересовать, стимулировать правомерную активность участников общественных отношений.

Формы убеждения различны и не определяются законодателем исчерпывающим образом. К ним относятся, в частности, различного рода реклама, агитация, пропаганда; личный пример; награды; экономические и налоговые льготы; материальное поощрение; смягчение наказания и освобождение от юридической ответственности и другие. Этот перечень не является исчерпывающим, государство вправе использовать любые меры убеждения, как закрепленные, так и не закрепленные нормативно.

В отличие от убеждения, принуждение представляет собой насильственное воздействие на сознание и волю лица, императивно навязывающее ему определенный вариант поведения. В литературе государственное принуждение определяется как осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных или государственных интересов.

Принуждение – это средство или совокупность средств, приемов и способов воздействия на сознание личности, имеющих своей целью доказать необходимость строгого соблюдения законности. С точки зрения других, принуждение - психологический прием воздействия, который «преследует цель подвести профилактируемого... к внутреннему осуждению антиобщественного поведения и осознанию необходимости изменить его в лучшую сторону». Третьи рассматривают принуждение как «процесс логического обоснования необходимости соблюдения законов с целью достижения их осознанного выполнения». Каждая из приведенных точек зрения отражает важные стороны этого понятия.

Принуждение следует рассматривать, прежде всего, как социальный инструмент, как метод государственного управления, с помощью которого социальные субъекты обеспечивают достижение поставленных обществом целей в сфере обеспечения порядка и безопасности.

Сущность принуждения состоит в отрицании воли подвластного, в отсутствии у него какой-либо свободы выбора. Принуждение может иметь психологический, имущественный, физический, организационный характер. Применение принуждения - не общее правило, а часть специальной компетенции отдельных государственных органов. Совокупность последних образует правоохранительную систему государства. Главная цель принуждения - защитить правопорядок в обществе, обеспечить правомерное поведение всех участников общественных отношений. Принуждение выступает сдерживающим фактором для всех незаконопослушных граждан и обеспечивает общую обязанность выполнять правовые нормы.

Сущность и назначение принуждения заключается в механизме обеспечения личной безопасности, в регулировании широкого круга общественных отношений, включая отношения, посягающие на права и здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, на институты государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, на правонарушения в области дорожного движения, охраны собственности и многие другие виды принуждения в борьбе с правонарушениями.

В юридической науке традиционно сложилось представление о том, что государство поддерживает общие условия существования социума в форме, имеющей принудительную силу. Однако любое общество не может ориентироваться только на принуждение и наказание. Государство привлекает и такие рычаги воздействия на общественные отношения, как стимулирование, поощрение. Онтологически поощрение выражается в юридических нормах. В литературе под правовым поощрением понимают «форму и меру юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия». Государственное принуждение и поощрение - правовые средства, не взаимоисключающие друг друга. Воплощенные в санкциях юридических норм (позитивных и негативных) поощрение и принуждение обеспечивают такое поведение личности, которое соответствует официально признанным нормам и системе ценностей с учетом стабильности функционирования общества как динамично развивающейся системы. Не случайно в литературе отмечается, что обещание награды и угроза санкции являются основными механизмами регулирования поведения человека. Определяемые нормами права грани свободы обеспечивают индивиду удовлетворение интересов, возможность получения определенных благ.

Принуждение имеет вспомогательный характер и применяется в силу того, что в обществе иными средствами не сформировали законопослушание. Речь идет о сбоях в механизме убеждения в необходимости исполнения субъектами своих правовых обязанностей. Вот почему важно, чтобы сформировать мотивационные механизмы осознанного добровольного соблюдения и исполнения юридических предписаний, обеспечить стабильный и устойчивый правопорядок.

Таким образом, убеждение является основным методом государственного управления, принуждение - вспомогательным. В подтверждение этого вывода можно привести несколько аргументов:

Во-первых, убеждение предшествует принуждению. В то время как убеждение – обычный, ординарный метод, принуждение всегда носит исключительный характер. Государство должно стремиться избежать принудительных методов, заменить их убеждением, если есть такая возможность.

Во-вторых, убеждение неограниченно по сфере применения, принуждение затрагивает только субординационные отношения. Есть много общественных отношений, где принуждение элементарно не допускается или его применение ограничено. Это, например, многие межличностные, межнациональные, федеративные, экономические отношения, сфера потребления, частная жизнь и многое другое. Кроме того, принуждением можно обеспечить лишь соблюдение запретов и исполнение обязанностей, но нельзя добиться использования гражданами своих прав и свобод. Так, участие граждан в выборах государственных и местных органов, содействие правоохранительным органам, реализацию права на судебную защиту и многие другие правовые возможности, в которых заинтересовано государство, можно обеспечить только путем убеждения.

В-третьих, убеждение шире по субъекту, оно практически неограниченно по адресату, носит массовый характер. Принуждение всегда индивидуально, избирательно, персонифицировано.

В-четвертых, убеждение гуманнее, демократичнее принуждения. Следует помнить: одна и та же управленческая цель может быть достигнута как убеждением, так и принудительно - в этом смысле они равнозначны. Но человек не робот, он обладает гордостью, самомнением, чувством собственного достоинства. Принуждение всегда предполагает насилие, сопровождается подавлением воли подвластного, вызывает у него внутренний протест, оставляет душевные раны, комплексы, психологические травмы. В конце концов, принуждение ожесточает общество. Поэтому для достижения управленческой цели при прочих равных условиях приоритет отдается убеждению.

В-пятых, убеждение может быть непрерывным, принуждение всегда носит временный характер.

Принципами государственного принуждения являются: верховенство прав человека; законность; государственный характер; презумпция невиновности; гуманизм; индивидуализация, соразмерность и однократность наказания; право частного лица на жалобу и на возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями государственных органов и должностных лиц.

Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. К мерам принуждения относятся: меры безопасности; меры пресечения; меры ответственности (санкции); меры восстановительного характера.

Наши рекомендации