Комплекс оценок степени суверенности
Современных государств
Говоря обинформационной безопасности государства,мы уже кратко отметили, что это – способность государства сохранять свою суверенность в условиях воздействия на него информационных угроз, т.е. сохранять морально-психологический и информационный, социальный и экономический, финансовый и научный, политический и оборонный потенциалы в условиях возможных или реальных угроз этим потенциалам.
При анализе тех или иных доктрин, концепций, нормативных документов того или иного государства, ориентированности его бюджета и т.д. иногда необходимо понять (или спрогнозировать тенденции) степень суверенности государственной власти в той или иной стране.
Исходя из того, что в нынешнем взаимозависимом мире абсолютного суверенитета нет уже ни у одного государства. Возникают и вопросы о том, что считать наиболее важными угрозами этому суверенитету. С этой целью исследователь может использовать комплекс оценок, базирующихся на системной методологии.
Суверенитет- от франц. souverainete - верховная власть - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Основывается, прежде всего (здесь все одинаково важно, все первостепенно), на:
1)ответственности правящего класса за судьбу своей страны, его национально-ориентированной внешней политике и политике сохранения и развития ( материального и духовного) наций страны и объединения граждан вокруг понятных и отвечающих интересам большинства целей этого функционирования и развития;
2) легитимности политической власти в общественном мнении своего народа и ее способности реально проводить в жизнь внутреннюю политику, опираясь на доверие и поддержку абсолютного большинства граждан;
3) хорошо функционирующей экономике, обеспечивающей развитие страны (обеспечение жизни, здоровья и благосостояния граждан, сохранение и развитие ими своей духовно-национальной идентичности, выполнение государством своих функций политического управления),
4) эффективных вооруженных силах государства и спецслужбах, способных реально отразить военные и иные угрозы стране.
Первоочередные угрозы суверенитету:
1) масштабные: природные катаклизмы, техногенные катастрофы, наркомания, эпидемии и эпизоотии;
2) приход к власти безответственной и недальновидной группировки правящего класса, неспособной сформулировать объединяющие страну (граждан и власть) реалистические и популярные у общества цели функционирования и развития (одна из главных причин политической и социальной дезорганизованности любой страны, нестабильности в любом обществе);
3) коррупция и низкий моральный, интеллектуальный и профессионально-управленческий уровень органов политического и политико-административного управления в центре и в регионах;
4) наличие среди руководства спецслужб, вооруженных сил, прокуратуры и судов лиц, занятых личным обогащением вместо решения задач обеспечения общественной, государственной и военной безопасности страны, исполнения прокурорского и судейского долга;
5) продающая госсуверенитет во имя своекорыстных целей на международной арене бюрократия («министерские»); тайное подчинение правящей группировки интересам транснациональных корпораций;
6) слабость экономики и ее прямая масштабная зависимость (не путать со взаимозависимостью в глобализующемся мире) от экономик других стран; лишение Центробанка права выпуска национальных денег в зависимости от потребностей развития страны;
7) деградация системы образования страны, отставание науки, технологий и искусства от потребностей развития страны, задач сохранения ее культуры, прогрессивных моральных ценностей наций страны; примитивизм, дезинформация и аморализм СМИ, охватывающих значительные аудитории граждан страны;
8) несоответствие военно-оборонительных и специально-оперативных способностей государства (высшего офицерства, кадрового состава, материально-технической, информационно-технической и информационно-разведывательной базы, структурных взаимосвязей подразделений, соединений и объединений родов и видов вооруженных сил, подразделений спецслужб) задачам защиты страны от реальных и возможных угроз;
9) несоответствие организационно-структурного дизайна (взаимосвязей-взаимоотношений) государства и общества, организационного (взаимосвязей-взаимоотношений) устройства самих органов власти (включая спецслужбы и армию) и самоуправления - задачам выживания и развития страны, ее общенациональной безопасности и др.
4. Выборы и массовые политические настроения: