Пропорциональная избирательная система и ее разновидности
Для определения результатов голосования используются спецИ системы, т. е. установленный законом способ определения результатов голосования и порядок распределения мандатов между партиями.
Пропорциональная система предусматривает распределение мест в парламенте или органах местного самоуправления между партиями в пропорц зависимости от числа поданных за нее голосов избирателей.
Распределение деп мест по пропорц системе осуществляется в соответствии с устанавливаемой сразу после выборовИ квотой (избирательным метром). И квота определяется после подсчета общего кол-ва поданных и признанных действительными голосов путем деления кол-ва голосов на число выборных мест, приходящихся на данный И округ. Например, если в округе подано 100 тысяч голосов и подлежит замещению 4 деп места, то И квота будет равна 25 тысячам (100 : 4). При способе единого числа законом заранее устанавливается единое для всех округов число голосов, необходимое для избрания одного депутата вне зависимости от кол-ва голосов, поданных в И округах. После определения И квоты каждый парт список получает столько мандатов, сколько таких квот укладывается в собранном им кол-ве голосов. Например, в И округе (со 100 тысячами избирателей) за 4 депутатских места боролись 3 пол партии (А, Б, В). После подсчета голосов результаты оказались следующие: за список партии А проголосовало 55 тысяч человек, Б — 30 тысяч, В — 15 тысяч. И квота — 25 тысяч. Следовательно, мандаты распределяются следующим образом: партия А получает 2 мандата (55 : 25 = 2. 5 тысяч голосов остаток), партия Б получает 1 мандат (30 : 25 = 1. Остаток 5 тысяч голосов), партия В не получает пока ни одного мандата, так как ее список не получил И квоты, за нее проголосовало всего 15 тысяч избирателей. Но в соответствии с И квотой распределено 3 места из 4, одно место не укладывается в квоту. В данном случае вступает в действие система наибольшего остатка (В). Но это уже серьезное искажение пропорциональной системы, так как вес мандатов неодинаков (25 тысяч и 15 тысяч). С целью более точного определения И квоты применяют систему наибольшего среднего или систему Д'0ндта. В соответствии с этой системой число голосов, полученных каждым списком, делят последовательно на 1, 2, 3, 4 и т.д. до цифры, соответствующей числу списков (в нашем примере до 3).
Система голосования по преференциям -внутри списка избиратель против фамилии кандидатов проставляет цифрами свои преференции (1, 2, 3, 4 и т.д.), т.е. кого бы он хотел видеть избранным следующим, если его кандидат не получит достаточного для избрания количества голосов. Редко встречающейся разновидностью пропорциональной системы является панаширование, т. е. одновременное голосование за кандидатов из различных списков (Швейцария).
Система "единого передаваемого голоса" (Ирландия, Австралия). В данном случае голосование осуществляется по преференциям, и кандидат, набравший достаточное количество голосов по первым преференциям, объявляется избранным. Все остальные собранные им, но оказавшиеся излишними голоса передаются кандидату, который получил наибольшее после него количество отметок о преференции. Затем процедура может быть продолжена в отношении третьего кандидата и т. д. Такая система создает условия для искусственного образования необходимой И квоты.
Пропорциональная система и ее разновидности применяются в Скандинавских странах, в Бельгии, Греции, Италии, Австрии, Швейцарии, Израиле и т. д.
В некоторых странах наряду с применением пропорц системы действует зак установленный "заградительный пункт" или оговорка, в соответствии с которой обязательным условием участия партии в распределении мандатов является получение ею не менее определенного процента голосов избирателей. Такая система действует в Италии, Дании, ФРГ… В ФРГ, чтобы партия получила право принять участие в распределении мандатов, она должна собрать в масштабе всей страны не менее 5% признанных действительными голосов (пятипроцентная "заградительная" оговорка) или победить не менее чем в трех одномандатных округах. Важное значение при пропорциональной системе придается распределению мандатов внутри списка между кандидатами одной партии. Часть стран придерживается правил жестких списков, когда предложенные избирателям кандидаты получают мандаты в той последовательности, в какой они перечислены в списке. В других странах (Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды) применяют систему полужестких списков, когда первое место предназначено кандидату, стоящему первым в списке, но зато кандидаты, получившие большее число преференций, даже если их фамилии расположены в конце списка, могут быть передвинуты выше и получить мандат. И, наконец, в ряде стран (Швейцария, Италия) действует правило свободных списков, при котором решающее значение придается преференциям, проставляемым избирателями, в соответствии с которыми и осуществляется распределение депутатских мандатов.