Упражнения на расширение лексического запаса
1. Укажите модели, по которым образованы следующие производные слова, определите значение этих слов.
2. Прочтите ряд слов с одним аффиксом. Установите. от какой основы они образованы. Обратите внимание на значение, которое придает данный аффикс.
3. Сравните способы образования указанных слов, назовите части речи, к которым эти слова относятся.
4. Выберите из текста слова общего корня (интернационализмы) и определите их значение.
Упражнения на опознавание и дифференциацию грамматических явлений
1. Выберите из приведенных предложений те, которые содержат страдательный залог (придаточные предложения времени, сложное дополнение и т. д.). 2. Объясните, по каким признакам вы установили грамматическую форму.
Упражнения на выделение в предложениях ключевых слов
1. Прочтите предложения. Выразите ту же мысль по-другому.
2. Укажите, каким членом предложения является слово: определением (дополнением, обстоятельством).
3. В каждом предложении (абзаце) подчеркните ключевое слово (предложение).
4. Подчеркните в предложениях слова, которые могут быть опущены без ущерба для смысла. Прочитайте предложения вслух сначала полностью, а затем — пропуская выделенные слова. Сравните их и скажите, сохранился ли смысл предложения.
Упражнения на прогнозирование содержания читаемого
1. Прочтите заглавие и скажите, о чем (ком) будет идти речь в данном тексте.
2. Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
3. Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу.
4. Восстановите текст из данных в произвольном порядке и пронумерованных абзацев. Скажите, в какой последовательности следует расположить абзацы, чтобы получился логически связный текст.
Текстовый этап
Упражнения на деление текстового материала на смысловые части
1. Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.
2. Прочтите текст и выделите основные темы повествования.
3. Прочтите текст. Найдите в нем предложения, выражающие основные положения текста, и предложения, детализирующие основные положения.
Упражнения на выделение смысловых опор в тексте
1. Прочтите (повторно) ... абзацы текста, найдите в них ключевые предложения.
2. Прочтите (повторно) ... абзацы, сформулируй те их основную мысль.
3. Прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования.
4. Выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания ....
Послетекстовый этап
Упражнения на проверку понимания фактического содержания текста:
1.Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.
2. Используя материал текста, ответьте на вопросы.
3. Прочтите план текста и скажите, достаточно ли полно он передает содержание текста.
4. Расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте.
5. Прочтите вслух предложения, которые поясняют название рассказа.
Упражнения для обучения интерпретации текста:
1. Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… . Скажите, разделяете ли вы, эту точку зрения.
2. Просмотрите текст, выделите предложения или абзацы, характеризующие (время действия, эпоху).
3. Скажите, опираясь на характеристику персонажа в тексте, что в его внешности вызывает у вас симпатию (антипатию) и почему.
4. Найдите в тексте следствия, вытекающие из ....
Упражнения на определение познавательной ценности прочитанного:
1. Прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него.
2.Прокомментируйте часть текста, которая вам показалась наиболее интересной.
3.Скажите, каким образом вы можете использовать информацию, содержащуюся в тексте, при работе по специальности.