Европейская политика России в 1991-2008 гг.: Периодизация и приоритеты
Документальная основа отношений России и ЕС
1989 г.: Соглашение о торговле и сотрудничестве: учреждение постоянного представительства в Москве.
9 декабря 1993 г. – декларация об упрочнении отношений между ЕС и РФ (первый шаг в установлении взаимопомощи, учитывая роль общеевропейских институтов).
1991 г.: появление программы Технического содействия стран СНГ и Монголии (TACIS).
июнь 1994 г (ратификация декабрь 97 г. из-за военной кампании в Чечне, начавшейся 1 января 1995 г.) – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве на 10 лет: заменил двусторонние торгово-экономические соглашения, которые были у России со странами-участницами ЕС; развитие политического диалога; возможное создание зоны свободной торговли, единого экономического пространства. Соглашение предусматривает создание Совета сотрудничества на уровне министров, Комитета сотрудничества (на официальном уровне) и Комитета парламентского сотрудничества. Совет сотрудничества РФ и ЕС проводит периодические встречи для оценки состояния и планирования совместной деятельности на очередной отрезок времени.
1995 – подписание Пакта стабильности.
1996 – после 4-х лет «ожидания» Россия была принята в Совет Европы – сигнал к потеплению отношений.
С 1 декабря 1997 года проводятся дважды в год встречи между президентом РФ и председателем Европейского Совета или Европейской комиссии
Отмена количественных ограничений на импорт из России. На данный момент доминирующим направлением в российской политике остается ЕС:
- сотрудничество в области внешней политики, обороны и безопасности
- сотрудничество по проблематике ВТО
- по единому экономическому пространству России и ЕС
- проблематика расширения ЕС
- Калининград
- региональное сотрудничество (“Северное измерение”, северно-западный федеральный округ (Финляндия), механизмы сотрудничества между разными группами стран)
- энергичный диалог.
На саммите ЕС в Кельне 4 июня 1999 г. была утверждена "Коллективная стратегия ЕС в отношении России". В этом документе, в частности отмечается, что стратегическая цель ЕС в отношении РФ - стабильная, открытая и плюралистическая демократия, основанная на принципах правового государства, процветающая экономика в интересах всех граждан РФ и населения ЕС; содействие глобальной безопасности и совместный поиск ответов на общие вызовы на континенте.
В России была подготовлена Стратегия развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.), которая была представлена на саммите в Хельсинки 22 ноября 1999 г. В этом документе отмечается, что партнерство будет строиться на взаимовыгодной основе. Задача присоединения РФ к ЕС не ставится. На саммите Россия-ЕС, приуроченном к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга 31 мая 2003 года впервые была объявлена идея создания «четырех общих пространств» между Россией и ЕС:
- общее экономическое пространство;
- общее пространство свободы, безопасности и правосудия;
- пространство сотрудничества в области внешней безопасности;
- пространство научных исследований и образования, включая культурные аспекты.
10 мая 2005 г. состоялся саммита Россия-ЕС, который прошел в Москве. На нем были приняты "дорожные карты" по четырем общим пространствам.
Сферы сотрудничества
По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику. В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом достиг 92 млрд. евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий. Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44% от её общего импорта.
Претензии России к ЕС касаются: предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств; не урегулированные вопросы перевозок грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью; ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии; попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве.
Претензии ЕС к России касаются: нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод; сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутри грузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия); заниженных внутри российских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами; взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.