Глава 1. Юридические лица в Российской Федерации
Министерство образования и науки РФ АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра:
Дисциплина:
гражданское право
КУРСОВАЯ РАБОТА
Правоспособность юридического лица
Выполнил:
студент 3 курса
юридического факультета
группы ЮР-34
Колесникова Е.С.
Проверил:
Астрахань-2014.
П Л А Н
Введение………………………………………………………………........................3
Глава 1. Юридические лица в Российской Федерации.............................................4
1.1.Понятие и характеристика юридических лиц…...…....................…….. 4
1.2.Государственная регистрация юридического лица..............................6
Глава 2. Правоспособность юридического лица.........……...…….................….... 11
2.1Понятие правоспособности юридического лица ….................................12
2.2Пределы правоспособности........................................................................13
Заключение…………………………………………………………................……..23
Список использованной литературы…………………………………...............….26
Введение
Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица. Наука гражданского права относит к числу центральных проблемы теории юридического лица, совершенствования и практического применения этого института.
Главная цель работы –раскрытие понятия "правоспособность юридического лица", оснований классификации юридических лиц, а также их видов, государственная регистрация юридического лица
В соответствии с поставленной мной целью, необходимо выделить следующие задачи:
-изучить действующее законодательство и произвести анализ нормативно-правовых актов в данной области;
-рассмотреть виды юридических лиц, рассказать об их формах;
-охарактеризовать особенности правоспособности юридических лиц.
Кроме Гражданского кодекса Российской Федерации, материалом для данной работы служили нормативно-правовые акты, литература и учебные пособия по гражданскому праву, статьи периодических изданий, прочие актуальные источники информации.
Глава 1. Юридические лица в Российской Федерации
1.1 Понятие и характеристика юридических лиц
Согласно пункта 1 статьи 48 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
В настоящей статье содержится определение юридического лица, на основе которого создаются и функционируют различные виды юридических лиц, предусмотренные законом. Независимо от того, к какому виду относится юридическое лицо, оно должно удовлетворять критериям (признакам), указанным в данном определении.
Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, необходимых для признания организации юридическим лицом:
1) организационное единство (упорядоченность), которое проявляется, как правило, в наличии определенной структуры, органов управления, их иерархии, соподчиненности и в регламентации отношений между его участниками;
2) наличие обособленного имущества юридического лица, которое является материальной базой его деятельности;
3) самостоятельная гражданская правовая ответственность юридического лица, в силу чего участники юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых, кроме случаев, предусмотренных законом;
4) выступление в гражданском обороте от своего имени, т.е. возможность юридического лица от своего имени вступать в правоотношения, приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.
Признание юридическим лицом определенной "организации" не означает, что в этом качестве могут выступать лишь коллективы граждан. Так, хозяйственное общество может быть создано и одним физическим лицом. Важно лишь, чтобы создание было должным образом организационно оформлено (или упорядочено).
Можно также дополнительно выделить следующие моменты, характеризующие юридическое лицо:
а) наименование организации;
б) регистрация в государственном реестре юридических лиц;
в) наличие специального разрешения (лицензии) для осуществления определенных видов деятельности;
г) самостоятельный баланс;
д) наличие счета в банке;
е) юридический адрес.
Закон требует, чтобы каждое юридическое лицо имело свое наименование, индивидуализирующее его среди прочих организаций. Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций, должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Указание на его организационно-правовую форму сразу же дает знать участникам оборота об основных признаках организации - является ли она коммерческой или некоммерческой, как строится ее ответственность и т.д. Законы об отдельных видах юридических лиц, включая и нормы самого ГК, требуют включения дополнительных сведений в наименования юридических лиц соответствующего вида. Обязательное включение в наименование указания на характер деятельности установлено для тех юридических лиц, которые в силу закона должны обладать специальной правоспособностью.
Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется решение многих вопросов, например место исполнения обязательства, в котором участвует юридическое лицо (ст. 316 ГК), подсудность споров, место уплаты налогов и т.д. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
В зависимости от вида юридического лица состав учредительных документов различен, так, например, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава, а правовой базой для деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор (ст. 52 ГК). Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав. Устав – это свод правил, регулирующих деятельность предприятий, организаций, учреждений и их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности в определенной сфере хозяйственной деятельности. Учредительный договор - консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения. Устав, в отличие от учредительного договора, не заключается, а утверждается учредителями (участниками) юридического лица. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Как уже отмечалось, в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Состав (перечень) органов юридического лица (высший и исполнительные органы), компетенция каждого из них, порядок их назначения или избрания определяются для различных видов юридических лиц (их организационно - правовых форм) помимо ГК также и законами об этих видах юридических лиц, иными правовыми актами и учредительными документами конкретного юридического лица. Органы юридического лица формируют и выражают его волю, и поэтому именно через них, т.е. посредством совершаемых ими действий, оно приобретает гражданские и иные права и принимает на себя обязанности. Их действия рассматриваются как действия самого юридического лица.
Орган юридического лица или действующее от его имени лицо не могут выходить за рамки предоставленных им полномочий. Законом определено, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.
В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.
Юридическое лицо может быть реорганизовано, ликвидировано, быть признано несостоятельным (банкротом).
Реорганизация является способом как прекращения деятельности юридических лиц, так и возникновения новых. При слиянии прекращается самостоятельное существование сливающихся организаций, и на их базе образуется новое юридическое лицо. При присоединении одно юридическое лицо вливается в другое и таким образом перестает существовать как таковое, а это "другое" продолжает свое существование. При разделении на базе прекратившегося юридического лица возникают новые. При выделении возникает новое юридическое лицо, а то, из которого оно выделилось, продолжает свое существование. При преобразовании юридическое лицо прекращает свое существование, и на его базе возникает новое. Таким образом, в четырех случаях реорганизации из пяти юридическое лицо прекращает существование, причем в трех из них - при разделении, слиянии и преобразовании - наряду с прекращением возникает новое (при слиянии и преобразовании) или несколько новых (при разделении) юридических лиц. При выделении налицо лишь возникновение одного или нескольких новых юридических лиц.
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также в случаях, установленных законом, в форме разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, а также по решению суда в случаях, предусмотренных в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса.
Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
В следующем разделе мною будет рассмотрен порядок государственной регистрации юридического лица более подробно.
1.2Государственная регистрация юридического лица
Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 19.07.2009) и издаваемых в соответствии с ними иными нормативными правовыми актам Российской Федерации.
В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, соответствием его учредительных документов закону, а также учет юридических лиц в целях налогообложения и в иных предусмотренных законом целях. Именно содержание учредительных документов, в которых отражаются цели создания юридического лица, отражает все его критерии правосубъектности.
Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", таким органом является Федеральная налоговая служба, подчиненная Министерству финансов Российской Федерации. Регистрацией общественных объединений и политических партий как юридических лиц занимается Федеральная регистрационная служба.
Для регистрации юридического лица в соответствии со статьей 12 вышеназванного Федерального закона представляют следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются ценным почтовым отправлением с описью вложения. Но Правительством Российской Федерации могут быть определены и иные способы представления документов в регистрирующий орган. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются также Правительством Российской Федерации.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В Российской Федерации ведется государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения об их создании, реорганизации и ликвидации. Данные государственной регистрации юридического лица включаются в единый государственный реестр юридических лиц, который, в свою очередь, открыт для всеобщего ознакомления. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.
Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации юридического лица только в случаях, установленных законом, а это в случае:
а) непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) при регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации или реорганизации при внесении соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
Наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на установленные нарушения. Оно должно быть принято не позднее 5 дней после подачи документов на регистрацию.
В случае отказа юридическому лицу в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации уполномоченным государственным органом, данные действия могут быть обжалованы в судебном порядке.
Лишь с момента государственной регистрации и внесения в государственный реестр юридических лиц, юридическое лицо считается созданным.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица - влечет наложение административного штрафа в размерах, установленных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, завершающим этапом образования юридического лица является государственная регистрация, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. Государственная регистрация юридического лица является юридическим фактом, в результате которого юридическое лицо приобретает правоспособность.