Тема 2. Исторические этапы развития ораторского искусства
Р и т о р и к а
Программа курса и конспект лекций
профессора П.П. Терехова
Казань - 2007
УДК 82.085 (07)
ББК 83.7я73
Р 55
Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского государственного университета культуры и искусств
Рецензенты:
М.П.Архипова – кандидат педагогических наук, доцент Казанского государственного гуманитарно-педагогического университета;
Н.Ф.Максютин – кандидат педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств.
Риторика (программа курса и конспект лекций). Сост.Терехов П.П. – Казань:КГУКИ, 2007. – 97 с.
Издание включает программно-методические материалы по учебному курсу "Риторика" для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурная деятельность»
ББК 83.7я73
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Среди факторов, определяющих высокий профессиональный потенциал специалиста, можно выделить риторическую подготовку. Она свидетельствует об умении правильно выделить тему и цель устного выступления, знать источники информации, композиционно расположить материал, умение использовать логические законы и методы, риторические выразительные средства, стилистические особенности устной речи. Риторическая подготовка заключается в умении пользоваться голосом и жестом, в умении привлечь аудиторию и заинтересовать ее.
Второй большой раздел риторической подготовки - это умение отстоять свою точку зрения в диалоге и дискуссии. Здесь необходимы знания структуры доказательства и опровержения, сформированности стиля слушания и умелой постановки вопросов. Для студентов необходимы развитые навыки участия в деловой беседе, знание основных типов собеседников и форм общения с ними. Одной из важнейших форм коммуникации и своеобразным способом познания является дискуссия. Здесь необходимо знание принципов и правил спора, методов разрешения конфликтных ситуаций, умение найти приемлемое решение.
Дополнительные углубленные знания риторики помогут студенту раскрыть себя в естественнонаучных и гуманитарных дисциплинах.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса «Риторика»
Наименование темы | часы лекц. | часы практ. |
1. Цели и задачи предмета «Риторика» | ||
2. Исторические этапы развития ораторского искусства | ||
3. Виды ораторской речи | ||
4. Выбор темы, определение целей, сбор материала, подготовка плана речи | ||
5. Подготовка вступления и заключения речи | ||
6. Характерные черты устной речи, основные правила выразительного слова | ||
7. Доказательство в устном выступлении | ||
8. Работа над главной частью. Методы изложения материала | ||
9. Риторические выразительные средства | ||
10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры. | ||
11. Социально-психологические признаки аудитории | ||
12. Личность оратора и стиль его выступления | ||
13. Слушание как важнейшее средство общения | ||
14. Жесты в устном выступлении | ||
15. Наглядные и технические средства в речи | ||
16. Дискуссия и ее особенности | ||
17. Опровержение в устном выступлении | ||
18. Риторические методы аргументации | ||
19. Диспут: его подготовка и проведение | ||
20. Особенности ведения деловой беседы | ||
21. Постановка вопросов и техника ответов на них | ||
22. Принципы и правила ведения спора | ||
22 часа | 14 часов |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Цели и задачи курса «Риторика».
Значение публичной речи в жизни современного общества. Живое слово в профессиональной и общественной работе человека. Формы личного участия в публичных выступлениях. Необходимость формирования и развития ораторских знаний, умений и навыков - неотъемлемая часть профессионального мастерства любого специалиста.
Тема 2. Исторические этапы развития ораторского искусства.
Ораторское искусство в Древней Греции: Демосфен. «Риторика» Аристотеля. Ораторское искусство Древнего Рима: Цицерон как теоретик ораторского искусства. «Риторика» Квинтилиана. Ораторское искусство средних веков и эпохи Возрождения. Буржуазное ораторское искусство ХVIII - ХХ веков. Ораторское искусство Древней Руси. Красноречие в России. М. В Ломоносов и его книга «Краткое руководство к красноречию». Военное красноречие в России: А. В. Суворова М. И. Кутузов. Разработка красноречия в XIX веке. Русские писатели об ораторском искусстве. Теория и практика судебного красноречия в России второй половины XIX века: К.Ф.Кони, Ф.И. Плевако, П.С. Пороховщиков. Академическое красноречие в Россини: Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Д.М. Менделеев, И.Л. Павлов. Революционное ораторское искусство в России. Развитие советского ораторского искусства. Современная теория и практика красноречия.